В Екатеринбурге сложилась очень неприятная практика — прерывать велосипедные дорожки перед перекрестками.
Идея за этой практикой состоит в том, что приоритет на улицах должен быть у пешеходов, а если велодорожки будут продолжаться через перекрестки, то пути движения велосипедистов будут пересекаться с путями движения пешеходов и это будет небезопасно.
Предполагается, что в том месте, где велодорожка прерывается, велосипедист должен спешиться, дойти до проезжей части, ведя велосипед, перейти проезжую часть, как пешеход, дойти пешком до начала велодорожки и снова начать движение на велосипеде.
Несмотря на благую мотивацию, практика прерывания велодорожек перед перекрестками является:
- Несправедливой
- Неэффективной
- Контрпродуктивной
Прерывание велодорожек перед перекрестками под лозунгом приоритета пешеходов несправедливо, поскольку оно уравнивает всех велосипедистов, как безответственных и опасных участников движения, неспособных уступить дорогу пешеходам. Возможно, кто-то и придерживается такого мнения, однако статистика ДТП его не подтверждает. Никакие другие участники движения не испытывают такого дискриминирующего отношения. Мы не заставляем, например, водителей автомобилей выходить из машины и толкать ее через пешеходный переход. Если на пешеходном переходе и вблизи его нет пешеходов, то машинам даже останавливаться не нужно. Для велосипедистов же мы создаем совершенно драконовские условия, исходя из которых, только перестав быть велосипедистами, они вообще имеют право на передвижение в городской среде.
Подавляющее большинство велосипедистов не считает данное решение обоснованным и показывает это своим поведением: люди просто игнорируют «конец» велодорожки и продолжают ехать дальше, в нарушение правил, пересекая проезжую часть по пешеходному переходу. При этом ни у городских властей, ни у ГИБДД нет возможности систематически администрировать данное нарушение. Исходя из этого, прерывание велодорожек перед перекрестками — совершенно неэффективно. Велосипедисты не следуют благим пожеланиям проектировщиков и нет никакой практической возможности заставить их это делать.
Наконец, прерывание велодорожек перед перекрестками является контрпродуктивным, то есть оно не только не обеспечивает приоритет и безопасность пешеходов, но достигает ровно противоположного эффекта. Безопасность на улицах проистекает из предусказуемости действий участников движения и понимания ими возможных сценариев действий для себя и для других. Пешеходы должны понимать, куда им можно идти, велосипедисты — куда и как им ехать. Прерывание велодорожек создает ситуацию, когда никто ничего не понимает. Велосипедисты, поскольку инфраструктура для них кончилась, едут каждый на свое усмотрение, пешеходы не понимают, откуда ждать велосипедистов. В зоне накопления и ожидания перед проезжей частью велосипедисты смешиваются с пешеходами. Из-за разности скоростей при пересечении проезжей части периодически возникают конфликты и опасные ситуации. Никакого положительного влияния на приоритет пешеходов прерывание велодорожек не имеет.
Если бы велодорожки продолжались через перекрестки и давали велосипедистам возможность пересекать проезжую часть по отдельным от пешеходных переходов велопереездам, это, напротив, положительно влияло бы на безопасность движения. И пешеходы, и велосипедисты знали бы, где они должны находиться и где у кого приоритет.
Стоит отметить, что применяемая в Екатеринбурге практика не согласуется с методическими указаниями Министерства транспорта России по проектированию велоинфраструктуры. Согласно этим рекомендациям, велотранспортная инфраструктура должна быть непрерывной и однородной по условиям движения; она должна минимизировать потребность спешиваться, а также обеспечивать возможность движения с допустимой максимальной скоростью. Эти требования, очевидно, не выполняются в ситуации, когда велодорожка прерывается каждые несколько сот метров.
Наконец, уместным будет упомянуть, что практика прерывания велодорожек перед перекрестками не нашла применения ни в одном городе мира, стремящемся развивать велосипедный транспорт. Все города пытаются обеспечить безопасность и комфорт пешеходов, но никто не пытается делать это за счет дискриминации велосипедистов. Проектировщики организуют движение на перекрестках таким образом, чтобы пешеходы и велосипедисты не мешали друг другу, а не пытаются превратить велосипедистов в пешеходов.
Более того, в Екатеринбурге уже есть примеры велосипедных переездов в Академическом и Солнечном районах и там они не вызывают никаких нареканий.
Нужно продолжать делать велопереезды. Без них велоинфраструктура не может быть полноценной.
Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий