Многие из вас, наверное, уже видели эти заголовки: «На Малышева уберут парковки в таком-то месте» или «На Малышева уберут парковки в другом месте в рамках реконструкции». На самом деле, стоило бы написать «На Малышева уберут вообще все парковки!» и это — не преувеличение. Представленный на сайте администрации эскизный проект капитального ремонта улицы Малышева предполагает полную ликвидацию всех парковочных карманов на участке от улицы Репина до путепровода на ЖБИ!
Чиновники, задумавшие это преобразование, оправдывают его по-разному. Кто-то будет ссылаться на Свод Правил СП 396.1325800.2018, регулирующий проектирование улиц и дорог населенных пунктов. Согласно этому документу на улицах общегородского значения парковочные карманы вдоль основной проезжей части делать запрещено. Не верьте, — эти нормы распространяются только на проектирование новых улиц, а также на реконструкцию старых. На Малышева, если посмотреть на титул проекта, планируется не реконструкция, а капитальный ремонт, а значит, парковочные карманы делать можно.
Другие чиновники скажут, что через ликвидацию парковочных карманов, они хотят обеспечить приоритет общественного транспорта и пешеходов. Не поймите меня неправильно, — на Малышева достаточно много парковочных карманов, которые реально мешают ходить. Например, вот этот в районе Банковского переулка:
Или вот этот около ТЦ «Limerance»:
Однако, есть и много таких, которые никому не мешают. Например, у ТЦ «Архитектор»:
Около дома Малышева, 84:
Около завода «Вектор»:
Меня сложно назвать адептом идеи о том, что все газоны нужно закатать под парковки, тем не менее, в разумных количествах уличная парковка вдоль проезжей части имеет смысл. Во-первых, разумеется, ее можно использовать и по прямому назначению — чтобы парковаться, а во-вторых, парковка вдоль проезжей части является эффективной мерой защиты пешеходов от автотранспорта.
Почему же чиновники решили избавиться от парковок на Малышева? Ответ, на мой взгляд, прост до примитивности. В последние дни мы увидели, что городская администрация не в состоянии эффективно убирать снег. Она не в состоянии эффективно его убирать ни с проезжей части, ни с тротуаров, ни из парковочных карманов. Чтобы не брать на себя ответственность, администрация обвиняет всех подряд: автомобилисты стоят в пробках и не дают чистить дороги, пешеходы утаптывают снег и мешают убирать тротуары, припаркованные машины мешают чистить парковочные карманы. Разве что велосипедисты в этот раз ни в чем не виноваты.
Справедливости ради стоит признать, что почистить парковочный карман — задача не тривиальная. Для этого нужно убрать из него все машины. Даже один оставшийся на парковке автомобиль существенно усложнит уборку.
Некоторое время решать эту проблему администрации помогала ГИБДД — при помощи эвакуации. Однако, это время прошло и теперь ГИБДД такими вещами не занимается. Сугубо формально эвакуировать машину можно, только если в этом месте установлен знак «Остановка запрещена». Например, в Санкт-Петербурге вдоль многих улиц можно видеть знаки «Остановка запрещена» с дополнительной табличкой, устанавливающей, что парковаться нельзя только ночью в определенный день недели — это нужно как раз для уборки улицы.
У нас такой практики нет и, разумеется, перед парковочными карманами знак «Остановка запрещена» тоже никто не ставит (можно ли эвакуировать транспорт из карманов при наличии такого знака тоже является дискуссионным вопросом).
Если чиновникам кажется, что проблему невозможно решить, что они делают? Правильно, — всё запрещают! В повседневной деятельности администрации мы видим это в виде повсеместном запрете парковки — где надо и где не надо. При проектировании улиц и согласовании проектов благоустройства мы видим отказ от устройства парковочных карманов и вынос всех парковок на отдельные от основной проезжей части площадки. Смысл тут в том, что, по мнению администрации, парковки на прилегающей к застройке территории должны чистить собственники этой самой застройки, а не городские коммунальные службы. Нет парковок — нет проблемы.
О том, что такой подход сильно уродует город, я говорил и буду еще говорить отдельно, ну а в случае с улицей Малышева, которая не слишком широка и отдельные парковочные площадки на ней не сделать, заказчик проекта — управление благоустройства города — решил просто отказаться от всех парковок вообще. Если вы считаете такой подход неправильным, — читайте дальше!
Есть соображение, которое также стоит учитывать в вопросе устройства парковочных карманов или отказа от них — это выделенные полосы общественного транспорта.
Малышева — это одна из тех улиц, где такие полосы должны быть обязательно. Это не только мое мнение, но и мнение администрации города, отраженное в утвержденных ею планировочных документах.
Проект капитального ремонта улицы Малышева предполагает устройство выделенных полос по правому краю проезжей части практически на всем протяжении улицы — от Сакко и Ванцетти до Студенческой.
Выделенки по крайней правой полосы являются пока что стандартным решением для России, однако, у него есть существенные недостатки.
Во-первых, авторы проекта прорисовали выделенки непрерывными от перекрестка до перекрестка. В реальности этого не будет. Есть способы довести выделенку по крайней правой полосе для светофора, однако, как мы помним, введение всего одной такой выделенки в Екатеринбурге закончилось скандалом, судом и её отменой.
Было бы странно думать, что в этот раз будет как-то по-другому, особенно, если правый поворот из второй полосы организовать на каждом перекрестке на Малышева. Следовательно перед каждым перекрестком, которых на Малышева немало, выделенные полосы будут прерываться и общественный транспорт будет двигаться в общем потоке.
Прерываться выделенки будут также и перед въездами на прилегающую территорию — это все въезды во дворы, на парковки и т.д. В итоге фактически на улице будет очень немного мест, где выделенка будет реально действовать и где ее можно будет защитить от личного автотранспорта камерами видеофиксации нарушений.
Если мы вспомним, где в Екатеринбурге есть хорошо работающие выделенки, то сразу вспоминается улица Белинского от Фурманова до Тверитина.
И понятно почему: на этом участке нет ни одного правого поворота, а сама выделенка контролируется камерой. Улица Малышева — не такая. На ней множество правых поворотов и множество въездов во дворы, которые сделают работу выделенки неэффективной.
Вторая причина, по которой выделенки справа неэффективны вытакает из первой. Если невозможно защитить выделенку камерой, значит, другие машины будут выезжать на нее или останавливаться на ней. На Малышева масса самых разных бизнесов, которые посещают каждый день тысячи людей. Многие приезжают на такси. А где высаживает людей такси? Разумеется, в правой полосе у бордюра. То же самое можно сказать про службы доставки — они тоже будут парковаться в правой полосе.
Наконец, третью причину неэффективности выделенок по правому краю проезжей части мы наблюдаем сейчас. Крайние правые полосы наполовину заняты снежными валами, ждущими в очереди на уборку в течение нескольких дней. Естественно ни о какой нормальной работе выделенных полос в такие дни говорить не приходится, хотя, казалось бы, именно в такеи дни стоило бы попросить людей больше пользоваться общественным транспортом, а не ездить на машине.
Если не располагать выделенки в крайней правой полосе, то где это сделать? Посмотрим на общественный транспорт, который практически не испытывает проблем с мешающей ему парковкой. Я, разумеется, имею в виду трамвай.
Трамвай не испытывает проблем ни от правых поворотов, ни от въездов во дворы, ни от парковки, потому что он движется по центру проезжей части. Единственная ситуация, когда трамвай испытывает проблемы — это когда машины начинают стоять в пробке в том числе на трамвайных путях. Однако, практически все подобные ситуации можно исключить при помощи средств организации движения и камер видеофиксации нарушений. Можно создать условия, при которых автомобили вообще не будут находиться на трамвайных путях, кроме как пересекая их в перпендикулярном направлении на регулируемом перекрестке.
А теперь подумаем, если так можно организовать движение трамваев, то почему нельзя так же организовать движение автобусов? Почему трамваи могут двигаться по центру проезжей части, а автобусы и троллейбусы нет?
На самом деле, могут, и, к счастью, за примерами нам даже не нужно обращаться к зарубежным примерам. В Белогороде в этом году реконструировали улицу Щорса и оборудовали ее выделенными полосами для автобусов по центру проезжей части:
Посадочные площадки остановок расположены на платформах, опять же, как у трамвая:
На мой взгляд, это было бы эффективным решением для Малышева, которое позволило бы эффективно организовать беспрепятственное движение общественного транспорта, а также сохранить возможность организации парковок вдоль проезжей части.
Если вы поддерживаете эту идею и хотите, чтобы администрация ее проработала, вам нужно сделать следующее:
1. Заходим на сайт администрации города в раздел «Обсуждение проектов», на обсуждение проекта улицы Малышева. Нажимаем «Написать». Если вы не зарегистрированы — зарегистрируйтесь, авторизуйтесь и напишите следующий комментарий:
«Считаю необоснованной полную ликвидацию парковочных карманов. Предлагаю рассмотреть возможность организации выделенных полос для общественного транспорта по центру проезжей части (см. опыт улицы Щорса в Белогороде). Данное решение позволит гораздо эффективнее организовать движение общественного транспорта, а вдоль правого края проезжей части расположить парковочные карманы, которые на улице Малышева нужны, как собственно для парковки, так и для защиты пешеходов от движущегося транспорта.»
Либо можете переформулировать на свой лад. Также поставьте плюсы похожим комментариям.
2. Заходим в электронную приемную администрации города и пишем обращение следующего содержания:
«Ознакомившись с эскизным проектом улицы Малышева, выложенном в разделе «Обсуждение проектов» на Информационном портале Екатеринбурга, я обнаружил, что администрация города планирует ликвидировать все парковочные карманы на улице Малышева от улицы Репина до улицы Высоцкого. Считаю данное решение необоснованным. Парковочные места очень нужны на данной улице — и для посетителей и работников различных предприятий, и для служб доставки, и для высадки/посадки такси. Предлагаю рассмотреть возможность организации выделенных полос для общественного транспорта по Малышева по центру проезжей части (см. опыт улицы Щорса в Белогороде). Данное решение позволит гораздо эффективнее организовать движение общественного транспорта, так как выделенные полосы не будут прерываться перед правыми поворотами, а вдоль правого края проезжей части в этом случае можно будет расположить парковочные карманы.
Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий