Генплан-2035 — предложения по развитию троллейбуса

В Екатеринбурге проходит общественное обсуждение проекта нового генерального плана развития города до 2035 года. В прошлых материалах мы поговорили о том, какие трамвайные линии планируется построить в городе до 2025 года, какие линии планируются на расчетный срок, а также подумали о том, как улучшить планы развития трамвайной системы, заложенные в генплан. Сегодня же пришло время поговорить о том, что и как делать с троллейбусной системой в нашем городе.

Эта статья — пятая из серии материалов, посвященных проекту генерального плана развития Екатеринбурга до 2035 года.

Перед тем, как обсуждать предложения по развитию троллейбусного движения, стоит уточнить, что конкретно мы обсуждаем. Когда мы говорили о развитии трамвайной сети, мы говорили о развитии сети коридоров общественного транспорта, финальным этапом развития которых может являться трамвайная линия. Когда же мы говорим о троллейбусе, мы говорим именно о конкретной транспортной технологии или, еще конкретней, о том, где должна быть контактная сеть. Мы не говорим о приоритете общественного транспорта при этом — троллейбусы могут двигаться и по выделенным полосам, и в общем потоке.

Троллейбус в Екатеринбурге
Троллейбус в Екатеринбурге

Троллейбус, как технология, находится в довольно неопределенном состоянии сегодня не только в России, но и в мире в целом. С одной стороны, у троллейбуса есть неоспоримые преимущества: экологичность, экономичность, меньший уровнень шума, лучшая тяга и т.д. Поэтому города, в которых сохранилась троллейбусная сеть (за ярким исключением Москвы) сегодня не торопятся от нее избавиться. Напротив, разрабатывается и закупается новый подвижной состав, который сегодня, как правило, совмещает питание от контактной сети и от аккумулятора.

Современный швейцарский троллейбус Hess на линии в Арнхеме, Нидерланды
Современный швейцарский троллейбус Hess на линии в Арнхеме, Нидерланды

С другой стороны, аккумуляторные технологии развиваются так быстро, что возникает вопрос: если скоро контактная сеть через какое-то время будет не нужна и вместо троллейбусов будут электробусы, то стоит ли вкладываться в строительство новых линий?

Думаю, что отчасти по этой причине в проекте генплана развитию троллейбуса уделено всего несколько строк и по сути всё развитие будет заключаться в строительстве троллейбусного кольца в Академическом районе и Краснолесье.

Планы по развитию троллейбусного движения в Краснолесье и Академическом
Планы по развитию троллейбусного движения в Краснолесье и Академическом

Как подойти к развитию троллейбуса, принимая во внимание неопределенное будущее этого вида транспорта?

На мой взгляд, если в Екатеринбурге вообще не было троллейбусной сети, то в данное время не стоило бы начинать ее развивать. Более рациональным было бы дождаться массового внедрения электробусов. Однако в Екатеринбурге есть троллейбусная сеть и отдельные ее части работают весьма эффективно и перевозят много пассажиров. Поэтому, на мой взгляд, нужно, как минимум, заложить в генплан такой сценарий развития троллейбусной сети, который усилит в ней те части, которые хорошо работают.

Во процессе проектирования новой маршрутной сети в 2016 году мы столкнулись с проблемой в том, что касается троллейбусов. Заключается она в том, что контактная сеть в том виде, в котором она существует, зачастую мешает проложить оптимальный маршрут. Чаще всего это выражается в том, что троллейбусная сеть просто не дотягивается до тех мест, куда нужно ехать людям. Что в этом случае обычно делает наш комитет по транспорту? Правильно, — вводит дублирующий автобусный маршрут, который едет дальше, чем троллейбус. В результате подрывается весь смысл троллейбуса, как вида транспорта: если вы не можете сделать его полезным без дублирования автобусами, то зачем вообще притворяться, что он нужен? Просто запустите по маршруту автобусы либо доведите троллейбус до уровня, чтобы дублирующие автобусы были не нужны. На мой взгляд, планы по развитию троллейбуса, как минимум, должны решать эти проблемы там, где они есть.

1. Продление 4-го троллейбусного маршрута

Одним из наиболее эффективных троллейбусных маршрутов в центре города является «четверка», связывающая Пионерский район со станцией метро «Динамо» по улицам Советской и Шевченко.

Маршрут троллейбуса №4
Маршрут троллейбуса №4

Однако, этот маршрут можно слелать лучше. Во-первых, в Пионерском районе конечная 4-ки находится на перекрестке Советская-Сулимова, хотя объективно многим пассажирам нужно ехать дальше. Логичным было бы продлить линию до автобусной конечной «Авангард» в северной части Пионерского района.

Продление 4-го троллейбусного маршрута до конечной "Авангард" в Пионерском районе
Продление 4-го троллейбусного маршрута до конечной «Авангард» в Пионерском районе

Перенос конечной на «Авангард» поможет и маршрутам, идущим через Втузгородок со стороны Малышева (в нынешней маршрутной сети это №6 и №7). Эти маршруты смогут не заканчиваться на «Академической», а идти дальше в Пионерский район.

Перенос троллейбусной конечной на "Авангард" позволит продлить маршруты, идущие через Втузгородок со стороны Малышева.
Перенос троллейбусной конечной на «Авангард» позволит продлить маршруты, идущие через Втузгородок со стороны Малышева.

Со стороны центра ситуация с «четверкой» еще более интересная. Нет никакой причины, по которой 4-й маршрут должен заканчиваться у метро «Динамо». Точно так же, как он связывает с центром Пионерский район, он может связывать с центром Заречный район, а также эти районы между собой. Поэтому имеет смысл продлить троллейбусную линию по Гражданской, Машинистов, Готвальда и Опалихинской, по меньшей мере, до ТРЦ «Карнавал».

Продление 4-го троллейбусного маршрута через Заречный микрорайон до ТРЦ "Карнавал"
Продление 4-го троллейбусного маршрута через Заречный микрорайон до ТРЦ «Карнавал»

Можно было бы продлить и дальше, например, на Сортировку, но до «Карнавала» — это разумный минимум.

2. Спрямление троллейбусной линии по Комсомольской

Раз уж мы продлили 6-й и 7-й маршрут до Пионерского, то имеет смысл спрямить линию по Комсомольской, чтобы она не делала крюк через Студенческую. В противном случае этот крюк будет неудобством для пассажиров, едущих со стороны Малышева в Пионерский район. При этом сама по себе линия по Студенческой может остаться, как резервная для совершения разворота, например.

Спрямление троллейбусной линии по Комсомольской
Спрямление троллейбусной линии по Комсомольской

3. Продление троллейбусной линии по Крауля

По мере застройки района ВИЗ-Правобережный необходимо продлевать и троллейбусную линию по улице Крауля. Сейчас это продление в проекте генплана не предусмотрено и в результате троллейбус может просто «отстать» от застройки и потерять свою полезность. Одним из промежуточных вариантов при продлении улицы Крауля может быть перенос троллейбусной конечной к ТЦ «Мега».

Продление троллейбусной линии по улице Крауля
Продление троллейбусной линии по улице Крауля

4. Продление троллейбусной линии по Самолетной до Елизавета

Троллейбус по Самолетной — это еще один пример линии, которая идет недостаточно далеко. Объективно многим людям нужно ехать дальше — на Елизавет и троллейбус им никак не помогает. Вместо этого его дублируют 012 маршрутка и 37-й автобус. Если мы в принципе хотим сохранить линию по Самолетной, то единственный способ это сделать — продлить ее до Елизавета.

Продление линии по Самолетеной до Елизавета
Продление линии по Самолетеной до Елизавета

5. Продление троллейбусной линии на Химмаш

Троллебусный маршрут на Химмаш — исторический первый троллейбусный маршрут в городе, введенный в эксплуатацию в 1943-м году, одновременной является самым длинным в городе, но при этом он совсем немного не доходит до Северного Химмаша. И только по этой причине этот троллейбусный маршрут дублируется 19-м автобусом. Если мы хотим сохранить троллейбус на этом направлении, то линию нужно продлевать.

Продление троллейбусной линии на Химмаше
Продление троллейбусной линии на Химмаше

6. Продление троллейбусной линии по Коммунистической

Еще одна троллебусная линия, которая заканчивается слишком рано. В результате весь маршрут 13-го троллейбуса приходится дублировать 053-й маршруткой. Линию по Коммунистической целесообразно продлить до АЗС «Газпромнефть», а также ввести остановку в районе улицы Молодежи.

Продление троллейбусной линии по улице Коммунистической
Продление троллейбусной линии по улице Коммунистической

7. Продление троллейбусной линии по Таганской

Улицу Таганскую когда-нибудь все-таки достроят до Совхозной и это будет хорошим поводом продлить троллейбусную линию по Таганской через Совхозную и Шефскую до проспекта Космонавтов. Это позволит продлить маршрут 16-го троллейбуса до «Коммунистической», в результате чего этот маршрут можно будет использовать, чтобы доехать до большой новой точки притяжения, которая строится на Веере — ТРЦ «Веер-Молл». Также это позволит изабавить троллейбус от дублирования 059-й маршруткой.

Соединение троллейбусных линий по Таганской и Бакинских Комиссаров
Соединение троллейбусных линий по Таганской и Бакинских Комиссаров

8. Создание двустороннего троллейбусного кольца на Уралмаше

Троллейбус на Уралмаше пользуется устойчивым спросом у пассажиров. Особенно выделяются маршруты №8 и №10. Они работают с очень хорошей частотой движения, поэтому люди стабильно ими пользуются, несмотря на то, что маршруты в общем-то довольно короткие и не выходят за пределы района.

Во время работы над новой маршрутной сетью у нас возникла идея, как можно улучшить эти два маршрута и мне интересно узнать, что об этой идее думают жители Уралмаша.

Основная проблема 8-го троллейбуса состоит в том, что он идет через западную часть Уралмаша, которая далеко от метро, но при этом не позволяет людям доехать до метро, хотя идет до некоторой степени в сторону метро «Проспект Космонавтов».

Троллейбусный маршрут №8
Троллейбусный маршрут №8

Основная проблема 10-го троллейбуса в том, что, подвозя пассажиров довольно близко к метро, он не захватывает западную часть Уралмаша, ограничиваясь движением по улице Орджоникидзе.

Кроме того, 10-й троллейбус — это одностороннее кольцо. Соответственно, если вам нужно на противоположную часть кольца, вам придется сделать круг вокруг всего района — не очень длинный, учитывая, что маршрут короткий, но все-таки это является неудобством.

Троллейбусный маршрут №10
Троллейбусный маршрут №10

Идея состоит в том, чтобы объедить 8-й и 10-й троллейбус в единое двустороннее кольцо.

Двусторонний кольцевой троллейбусный маршрут на Уралмаше
Двусторонний кольцевой троллейбусный маршрут на Уралмаше

Такой маршрут будет объединять полезные качестве двух маршрутов, исключая их недостатки. Единственная потеря — троллейбусное движение по улице Орджоникидзе, которое оказывается невостребованным.

Как вам такая идея?

Какие проблемы остались неразрешенными?

Предлагаемые меры не решают полностью существующие проблемы троллейбусной сети. В системе остаются участки, с которыми не очень понятно, что делать дальше. Это три ответвления от основных маршрутов: на Посадскую, на Ботанику и на Бардина-Чкалова.

Ответвление на Посадскую от основной линии по Крауля, Репина и Малышева
Ответвление на Посадскую от основной линии по Крауля, Репина и Малышева
Ответвление на Ботанику от основной линии по Белинского и Щербакова
Ответвление на Ботанику от основной линии по Белинского и Щербакова
Ответвление на Бардина и Чкалова от основной линии по Амундсена
Ответвление на Бардина и Чкалова от основной линии по Амундсена

Эти ответвления представляют собой проблему при организации маршрутов, поскольку их, вроде как, надо обслуживать, но при этом, если бы не ограничения контактной сети, маршруты стоило бы организовать так, чтобы в этих местах не было конечных остановок. При этом я пока не могу придумать малозатратных способов развития троллейбусной сети таким образом, чтобы эти ответвления стали полезными. А вы?

В целом троллейбусная сеть с предлагаемыми проектами ее развития выглядит так:

Все предложения по троллейбусу на одной карте
Все предложения по троллейбусу на одной карте

Возможно, эти предложения покажутся вам слишком скромными, однако, я думаю, это то, на что можно рассчитывать, учитывая неопределенное положение троллейбуса, как вида транспорта, особенно в России.

Если вам нравятся эти предложения…

1. Заходите на сайт общественных обсуждений администрации Екатеринбурга в обсуждение генплана.

2. В нижней части страницы нажмите на кнопку «Принять участие в обсуждении».

3. Вас попросят авторизоваться через Госуслуги. Сделайте это.

4. Снова нажмите на кнопку «Принять участие в обсуждении».

5. Не заполняя никаких полей кроме ФИО (а они должны заполниться автоматически), нажмите на кнопку «Отправить заявку». На новой странице должно появиться сообщение: «Запрос на присоединение к обсуждению отправлен.»

6. Через некоторое время (возможно, на следующий день) вместо кнопки «Заявка находится на рассмотрении» на странице обсуждения у вас появится текстовое поле и кнопка «Отправить»

7. Скопируйте в текстовое поле следующий текст:

Прошу принять к рассмотрению предложения к проекту Генерального плана развития города Екатеринбурга до 2035 года, изложенные по ссылке: 

и нажмите «Отправить сообщение». После этого у вас будет еще час на то, чтобы внести правки, если захотите.

ВНИМАНИЕ! Отправить сообщение можно только один раз, поэтому если вы хотите присоединиться и к другим нашим предложениям, пожалуйста, подождите, пока они будут опубликованы.

8. Присоединяйтесь к инициативной группе граждан «Живые улицы», если хотите принимать участие в поддержке и других наших инициатив.


Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!


 


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *