Глава Екатеринбурга утвердил проект планировки трамвайной линии из Академического района. По этому проекту в его нынешней итерации я уже делал отдельный материал и мы с вами отправляли конкретные предложения по его корректировке. Одно из них (светофор на Серафимы Дерябиной-Волгоградской) было учтено. По другим нам еще предстоит большая работа непосредственно на этапе проектирования трамвайной линии, которое вот-вот начнется.
Сообщается, что строительство трамвайной линии начнется уже в 2020 году, однако не ясно, будет ли строиться только первая очередь — до улицы Волгоградской или же речь идет о строительстве и второй очереди — до улицы Татищева.
С первой очередью всё понятно. Нам удалось все-таки убедить администрацию в том, что соединяться с существующей трамвайной сетью новая линия должна на улице Волгоградской, а не на Шаумяна-Белореченской, как планировалось ранее. Почему это важно, можно почитать в одном из моих предыдущих материалов.
Разберемся теперь со второй очередью — от Бардина по улицам Серафимы Дерябиной и Токарей до Татищева. Длина этого участка 3,1 км.
Почему, на мой взгляд, этот участок трамвайной линии не нужен?
1. Нет выигрыша в расстоянии
Во-первых, путь из Академического до центра (до перекрестка Ленина-Московская) через Токарей и Татищева по расстоянию равен пути через Волгоградскую и Белореченскую. Даже количество светофоров, которые трамвай должен будет преодолеть — то же самое. То есть с точки зрения доступа жителей Академического в центр города вторая очередь трамвайной линии никаких ощутимых выгод не дает.
Может быть, участок от Бардина до Татищева нужен для обслуживания тех районов, через которые он пройдет? На самом деле нет, и это — вторая причина, почему в этом участке нет сегодня реальной необходимости. Улицы Серафимы Дерябиной и Токарей, по которым запланирована новая трамвайная линия, представляют собой городскую автомагистраль, вдоль которой расположены преимущественно гаражи и промзоны.
По сути на всем протяжении всего участка от Бардина до Татищева мы получим лишь две остановки, которые в состоянии генерировать пассажиропоток — на Шаумяна-Серафимы Дерябиной и на Крауля-Токарей.
Остановка на Шаумяна-Серафимы Дерябиной расположена рядом трамвайной линией по Белорченской. С Крауля-Токарей же быстрее добраться в центр на автобусе или троллейбусе по Крауля и Репина, чем на трамвае через Татищева. В общем, и в том, и в другой случае мы имеем дело с районами, уже хорошо обслуживаемыми общественным транспортом, то есть, никакой новой ценности трамвайная линия здесь не создаст.
Это не значит, что на Серафимы Дерябиной и Токарей вообще не нужен общественный транспорт, просто это не обязательно должен быть трамвай. Это улицы с широкой проезжей частью и здесь досаточно легко запустить автобусы по выделенным полосам. Это будет рациональным способом использвания существующей инфраструктуры.
Теперь попробуем посмотреть на эту ситуацию с точки зрения альтернативных издержек. У нас есть участок трамвайных путей длиной 3,1 км.
Если бы нам дали возможность выбора, где в городе можно с пользой построить 3,1 км трамвайных путей, какие варианты можно было бы предложить? Вот мой Топ-7 таких мест.
1. Восстановление линии по улице 8 Марта и строительство линии по улице Ельцина (2 км)
Восстановление линии по улице 8 Марта между Радищева и Ленина можно считать исправлением ошибок прошлого. Этот участок закрыли, когда строили станцию метро «Площадь 1905 года», а после завершения строительства так и не восстановили движение. В результате у нас на одной из главных улиц города в самом загруженном месте центра трамвай вынужден делать крюк через Московскую и Радищева, а его законное место занимают орды ПАЗиков и Богданов.
Вместе с восстановлением линии по 8 Марта имеет смысл сразу же строить линию по улице Ельцина. Здесь появляется все больше точек притяжения, но при этом нет нормального транспортного обслуживания.
2. Строительство трамвайной линии от перекрестка Челюскинцев-Ельцина через УрГУПС и Заречный до улицы Халтурина (2,9 км)
Если мы говорим о строительстве трамвайной линии по Ельцина, то уместо и подумать, как эта линия может быть продолжена. С застройкой района к северу от улицы Челюскинцев появится возможность, перекинув новый мост через реку связать напрямую с центром изолированый УрГУПС и не отличающийся хорошей транспортной доступностью Заречный микрорайон.
3. Строительство трамвайной линии по Бакинских Комиссаров и Шефской до соединения с будущей линией в Верхюю Пышму (2,3 км)
Сегодня трамвай по Бакинских Комиссаров доходит только до улицы Победы. Это ограничение мешает полностью реализовать потенциал улицы, как коридора общественного транспорта, что становится особенно актуальным в связи со строительством большого торгово-развлекательного центра на перекрестке Космонавтов-Шефская.
4. Трамвайная линия по Луначарского и Машинной до улицы Фучика (3 км)
Район улицы Машинной бурно развивается, но при этом общественный транспорт здесь отсутствует практически полностью. Данная трамвайная линия создаст для района прямую связь с центром города.
5. Трамвайная линия по Московской и Островского до улицы 8 Марта (3 км)
У нас в центре города есть трамвайная линия, полезность которой стремится к нулю. Это линия по улице Московской от Радищева до Большакова. По сути эта трамвайная линия даже не выходит за пределы центра города. Между тем район к югу от центра города активно застраивается и здесь нужен эффективный общественный транспорт. Продление трамвайной линии на юго позволило бы создать транспортное обслуживание в растущем районе, а также сделать более полезной линию по улице Московской в принципе.
По-хорошему, эту новую линию надо тянуть не до Островского, но дальше за Объездную и соединяться с существующей линией по улице Новосибирской, но с чего-то нужно начинать.
6. Трамвайная линия по Волгоградской и Островского до улицы 8 Марта (3,8 км)
Улица Волгоградская — еще одна наша транспортная пустыня. По генплану здесь должна проходить трамвайная линия, но ее так и не построили. При по улице не ходят и автобусы.
7. Трамвайная линия по Гагарина и Библиотечной до Синих Камней (3 км)
Район Университетский активно застраивается уже много лет, но при этом с общественным транспортом здесь все совсем не хорошо, равно как и в сильно изолированном от остального города районе Синие Камни. Трамвайная линия могла бы решить транспортные проблемы этих районов.
Выводы
Понятно, что все эти возможные проекты очень разные и отличаются по цене, несмотря на схожую протяженность. Тезис, который я хочу обосновать этим перечнем, заключается в том, что городу следует взвешенно подходить к вопросу о том, в какие проекты стоит вкладывать деньги — в символические или в приносящие реальную пользу.
Символически «прямая линия до Татищева» выглядит хорошо, но практически, если у города есть возможность построить 3 километра трамвайной линии, то лучше это сделать где-то в другом месте, а на улицах Серафимы Деряиной и Токарей за гораздо меньшие деньги оборудовать выделенные полосы для автобусов.
Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!
Добавить комментарий