История с трамвайной линией в Академический район получила продолжение. В данный момент на сайте администрации Екатеринбурга в разделе «Общественные обсуждения» выложен проект планировки территории для трамвайной линии в Академический район. Это уже второй за два года заход на проектирование этого объекта. О первом я в подробностях писал (и участвовал в общественных слушаниях) в 2017 году.
Здравый смысл победил!
В этот раз проект стал гораздо лучше. После нескольких лет работы по убеждению и разъяснению все-таки удалось убедить администрацию в том, что наиболее рациональным на первом этапе строительства будет соединение новой линии с существующей трамвайной сетью через улицу Волгоградскую, а не через Шаумяна, как предполагалась ранее.
Это решение позволит не разделять поток трамваев, идущий из центра по улице Белореченской — один в сторону конечной у медгородка, другой — в сторону Академического, но направить все трамваи в сторону Академического, при этом с сохранением обслуживания и у медгородка.
Ветвление маршрутов — это очень нежелательная вещь при организации транспортного обслуживания и именно ветвления в данном случае удастся избежать. Это существенное улучшение проекта и, я думаю, что нужно поблагодарить специалистов ЕТТУ, комитета по транспорту и Мастерской генплана, причастных к тому, что это улучшение произошло.
В проекте, однако, остались и моменты, которые вызывают сомнения и которые имеет смысл исправить.
1. Трассировка трамвайной линии от Вильгельма де Геннина до Бардина
Первое и самое главное, что обращает на себя внимание — это то, как проложена трамвайная линия от кольца де Геннина-Объездная до перекрестка Серафимы Дерябиной-Бардина. В Академическом районе трамвайная линия проходит по восточной стороне улицы де Геннина (для этого специально было предусмотрено место в профиле улицы), но при приближении к кольцевой развязке на Объездной она переходит на центральную разделительную полосу улицы.
От Объездной до Бардина трамвайная линия идет по центральной разделительной полосе, но затем (на первом этапе строительства) переходит на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной и поднимается вдоль дублера до улицы Волгоградской, где и соединяется с существующей трамвайной сетью.
Получается, что трамвайная линия меняет свое положение в профиле улицы всего на один квартал.
Почему это плохо? Каждое такое изменение связано с необходимостью пересечения трамвайной линии и транспортного потока, движущегося прямо. В районе кольцевой развязки на Объездной это приведет к установке дополнительного светофора на выезде из Академического района, а на перекрестке Бардина-Серафимы Дерябиной — к дополнительному усложнению и без того уже сложного светофорного цикла. В результате пострадают и пассажиры трамваев, которые будут дольше стоять на светофорах, и люди, перемещающиеся на личных автомобилях, и в автобусах.
В Екатеринбурге уже есть места, где трамвайная линия меняет местоположение в профиле улицы, например, Малышева-Московская. Это создает дополнительные проблемы на и без того сложном перекрестке. Аналогичные проблемы могут возникнуть и на улице Серафимы Дерябиной.
Почему так получилось? Дело в том, что первоначально планировалось, что трамвайная линия пойдет по Серафимы Дерябиной до Шаумяна. Такое прохождение возможно только по центральной разделительной полосе (из-за опор путепровода на Волгоградской). Поэтому трамвайную линию в любом случае надо было где-то перенести с восточной стороны на центральрную. Было принято решение сделать это до кольца на Объездной. Проект же реконструкции кольца делали уже с опорой на это решение, то есть с расширением центральной разделительной полосы до 10 метров, чтобы внутри нее поместились трамвайные пути. Теперь же, когда развязка уже строится по этому проекту, казалось бы поздно что-то менять, верно?
На самом деле, возможность построить трамвайную линию наиболее оптимальным образом — по восточной стороне улицы Серафимы Дерябиной — все еще остается. Возможно, это будет несколько дороже, поскольку придется снова переделать небольшую часть развязки, а также передвинуть дублер улицы ближе к застройке. О том, как это сделать, я выпускал отдельный подробный материал в марте.
2. Автобусный коридор по де Геннина и Серафимы Дерябиной
Если мы переносим трамвайную линию на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной, возникает вопрос: а что делать с 10-метровой разделительной полосой, которую мы специально сделали под трамвай? Просто оставить ее и посадить на ней деревья? Это один из возможных вариантов.
Другой возможный вариант: использовать широкую разделительную полосу для устройства отдельной проезжей части для автобусов.
Да-да, не выделенных разметкой полос, а отдельной дороги специально для автобусов. Зачем это нужно и почему это выгодно для всех участников движения?
Академический — очень большой район и очевидно одной трамвайной линии для связи с городом ему будет недостаточно. Нужны будут и автобусы, позволяющие добраться туда, куда не довезет трамвай. Для этих автобусов нужны выделенные полосы, поскольку пробки с улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной и после строительства развязки на Объездной никуда не денутся. Выделенная проезжая часть по центральной разделительной полосе — идеальное решение, позволяющее обеспечить безусловный приоритет общественного транспорта.
Создание выделенного автобусного коридора по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной позволит в обозримом будущем в принципе отказаться от реализации второго этапа строительства трамвайной линии — от Бардина до Татищева.
Дело в том, что улицы Серафимы Дерябиной и Токарей, по которым предлагается проложить эту трамвайную линию, сейчас не являются особо благоприятной средой для общественного транспорта. Большая часть жилой застройки находится на отдалении от этих улиц, а первую линию в основном формируют промышленные здания. По сути от Бардина до Крауля трамвай будет ехать практически экспрессом, не привлекая по пути большого числа пассажиров. Учитывая, что каждый километр трамвайной линии стоит значительных денег, такой сценарий нельзя назвать рациональным. Автобус же, движущийся по выделенным полосам, сможет использовать по большей части уже существующую инфраструктуру и тем самым сэкономит средства на капитальные затраты. В новой маршрутной сети даже есть конкретный маршрут, который сможет двигаться по этим выделенным полосам.
Почему отдельная проезжая часть для автобусов будет полезна для автомобилистов? Дело в том, что участок улицы Серафимы Дерябиной от Бардина до Объездной, в силу особенностей планировки Юго-Западного района, является бутылочным горлышком. Сюда стекается не только трафик, движущийся по де Геннина с юга, и по Серафимы Дерябиной с севера, но также и все, кто пытается из Юго-Западного района выехать на Объездную.
В данное время при шести полосах движения этот участко регулярно стоит в пробках. Если из этих шести полос выделить две под автобусы, то останется четыре полосы для личного автотранспорта, что, вероятно, вызовет дополнительные затруднения в движении.
Если же создать полосы для автобусов на центральной разделительной полосе, можно будет сохранить те же самые шесть полос движения для остального транспорта.
3. Трамвайный поворот в сторону ВИЗа
В текущем варианте проект планировки не предусматривает возможности поворота трамваев с улицы Серафимы Дерябиной налево в сторону ВИЗа и ТРЦ «Радуга-парк».
Это очень плохо, поскольку наличие такого поворота позволило бы продлить в сторону Академического не один, а два трамвайных маршрута и тем самым дополнительно улучшить транспортные возможности жителей района.
Наличие данного поворота также упростит выезд трамваев из Западного трамвайного депо в сторону Академического и наоборот.
4. Труднодоступные трамвайные остановки
В текущем варианте предполагает устройство трамвайной остановки на кольцевой развязке Объездной дороги и улицы Серафимы Дерябиной и не предполагает устройства трамвайной остановки в районе существующей автобусной остановки «Горбольница №6».
Это не слишком удачное решение. В идеале стоило бы предусмотреть и остановку на кольце, и остановку в районе горбольницы, пускай это и сделало бы расстояние между остановками несколько меньше, чем рекомендовано нормативами (300 метров вместо 400 метров). По меньшей же мере необходимо предусмотреть остановку в районе горбольницы, а не на кольце, так как здесь она будет гораздо более востребована пассажирами.
5. Автобусные остановки на Бардина и Зоолгической
Трамвайная линия ценна не только тем, куда она ведет сама, но также тем, на какие маршруты с нее можно сделать пересадку. Трамвай будет пересекать важный транспортный коридор улиц Бардина и Зоолгической, однако автобусные остановки на этих улицах слишком оттянуты от перекрестка и пересадка с трамвая на автобус будет здесь неудобной.
Для более удобной пересадки с трамвая на автобус необходимо перенести остановки «Автопредприятие» на Зоологической и «Микрохирургия глаза» на Бардина на перекресток с улицей Серафимы Дерябиной.
При этом, скорее всего, потребуется устройство дополнительных остановок как на Бардина, так и на Зоологической.
6. Перенос остановок «Горбольница №6» с дублеров на основной ход улицы Серафимы Дерябиной
Если удастся перенести трамвайную линию на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной, а по центральной разделительной полосе сделать автобусный коридор, данная проблема отпадет сама собой. Однако, если вышеперечисленное не удастся, то необходимо по меньшей мере перенести автобусные остановки «Горбольница №6» с дублеров улицы, где они сейчас запроектированы, на основной ход.
Для автобусов необходимость съезжать на дублер, а затем выезжать с него, будет связана с дополнительными потерями времени. Вполне реально сделать безопасные пешеходные переходы через дублеры Серафимы Дерябиной и удобные остановочные платформы, выходящие на основную проезжую часть, где необходимо будет сделать выделенные полосы.
7. Светофор на примыкании дублера улицы Серафимы Дерябиной к улице Волгоградской
Чтобы жители домов, находящихся к северу от улицы Волгоградской, могли получить доступ к новой трамвайной остановке, необходимо предусмотреть светофор на примыкании дублера улицы Серафимы Дерябиной к Волгоградской. Этот светофор также будет полезен пешеходам и велосипедистам, движущимся вдоль Серафимы Дерябиной.
8. Велодорожки на Серафимы Дерябиной, Бардина и Зоологической
В текущем варианте проект планировки предусматривает велосипедные дорожки только по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной до Бардина.
Однако все описанные выше изменения также сильно меняют ландшафт улиц Бардина и Зоологической, а также Серафимы Дерябиной от Бардина до Волгоградской. Было бы правильно воспользоваться ситуацией и предусмотреть велосипедную инфраструктуру и на этих участках улиц тоже.
Что делать дальше?
До 28 июня все желающие могут поучаствовать в общественных обсуждениях на сайте администрации и прислать свои комментарии. Для этого нужно авторизоваться через портал госуслуг и нажать на кнопку «Принять участие в обсужении», а затем ниже «Отправить заявку». Прошу прощения, что сообщаю об этом только сейчас, — был сильно занят по работе.
Я предлагаю отправлять следующий текст:
«Предлагаю внести следующие корректировки в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Строительство трамвайной линии по улицам Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной, Токарей от улицы Сахарова до улицы Татищева»:
1. Перенести трамвайную линию на участке от кольцевой развязки на Объездной до улицы Бардина с центральной разделительной полосы на восточную сторону улицы, расположив ее между основной проезжей частью и дублером (без изменения границ основной проезжей части, но с переносом дублера ближе к красной линии улицы), с целью оптимизации пересечений трамвайной линией основной проезжей части улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной по направлению к центру города.
2. Использовать широкую центральную разделительную полосу по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной, ранее предполагавшуюся для размещения трамвайной линии, под создание выделенной проезжей части для автобусов, с целью создания безусловного приоритета для пневмоколесного общественного транспорта, а также для сохранения 6 полос движения для остального транспорта на участке улицы Серафимы Дерябиной от Объездной до Бардина.
3. Предусмотреть возможность поворота трамваев, движущихся по улице Серафимы Дерябиной налево на улице Волгоградской (в сторону ТРЦ «Радуга-парк») с целью создания условия для продления в Академический район маршрутов трамвая со стороны ВИЗа и Уралмаша, а также для упрощения выхода трамваев на линию в сторону Академического из Западного трамвайного депо.
4. Предусмотреть дополнительную трамвайную остановку на улице Серафимы Дерябиной в районе существующей автобусной остановки «Горбольница №6» с целью улучшения доступности трамвайной линии для жителей Юго-Западного района, а также персонала и пациентов медицинских учреждений на улице Серафимы Дерябиной.
5. Объединить автобусные остановки «Автопредприятие» и «Микрохирургия глаза», расположенные на улицах Зоологическая и Бардина, соответственно, с переносом единой остановки на перекресток Бардина-Серафимы Дерябиной с целью облегчения пересадки с трамвая на автобус и наоборот. Одновременно с этим необходимо будет создать дополнительные остановки на Бардина и Зоологической, чтобы компенсировать увеличившиеся расстояния между остановками после переноса.
6. Перенести автобусные остановки «Горбольница №6″ с дублеров улицы Серафимы Дерябиной на основную проезжую часть с целью ускорения автобусного сообщения на данном участке улицы.
7. Установить светофорное регулировании на примыкании восточного дублера улицы Серафимы Дерябиной к улице Волгоградской для обеспечения возможности доступа жителей домов, расположенных к северу от улицы Волгоградской, к трамвайной остановке, а также для создания безопасных условий для движения пешеходов и велосипедистов.
8. Заложить в проект устройство велосипедных дорожек по улицам Зоолгической и Бардина, а также по улице Серафимы Дерябиной от Бардина до Волгоградской и далее в сторону улицы Шаумяна с целью оптимизации условий движения горожан на средствах микромобильности (велосипеды, электросамокаты и т.д.)»
Дополнительно я предлагаю всем желающим подписать петицию на Change.org, в которой изложены эти же требования. Для чего? Дело в том, что «общественные обсуждения» — очень непрозрачный инструмент. Мы не видим, кто и что туда отправляет. Подписи под петицией дают какое-то представление о том, сколько людей заинтересовано в изменении проекта. Кроме того, после 28 июня отправить свои предложения к проекту планировки будет уже невозможно, однако это не означает, что исчезнет возможность влиять на проект. Петиция — это один из возможных способов организации вокруг изменений данного конкретного проекта, с помощью которого мы и и дальше сможем самоорганизовываться.
Не забудьте распространить этот пост в соцсетях!
Добавить комментарий