Велосипедный туризм во всем мире является одним из наиболее популярных видов активного отдыха. Чтобы велосипедный туризм мог быть действительно массовым и доступным не только для энтузиастов, готовых ездить по автомобильным дорогам, требуется специализированная инфраструктура, а именно — туристические веломаршруты, изолированные от автотранспорта.
Тема дальних велосипедных маршрутов интересует меня с тех самых пор, как я начал заниматья вопросами велосипедной инфраструктуры, но до недавнего времени не было возможностью заняться ею практически. Однако с конца прошлого года я плотно работаю с управляющей компанией туристического кластера «Гора Белая» и, кажется, у нас начинает вырисовываться что-то интересное!
Для тех, кто не знает, поясню, что туристический кластер «Гора Белая» — это проект администрации Свердловской области по развитию туризма. Сам же кластер — это не только одноименный горнолыжный комплекс под Нижним Тагилом, но и огромная территория вплоть до реки Чусовой, включающая в себя поселки Уралец, Висим, Висимо-Уткинск и несколько деревень. На территории кластера предполагается развивать разнообразные формы рекреационной активности и велотуризм является одной из них.
Вообще, строительство велосипедных маршрутов — дело достаточно дорогостящее, но иногда представляется возможность сэкономить. Например, в Европе и Северной Америке веломаршруты часто прокладывают по коридорам вышедших из эксплуатации железных дорог.
У таких коридоров есть ряд преимуществ:
- Все земляные работы выполнены. Если насыпь железной дороги выдерживала тяжелые паровозы и вагоны, то велосипедистов и коммунальную технику она точно выдержит.
- Идеальные уклоны. Железные дороги очень требовательны к максимальным уклонам, поэтому их коридоры не имеют крутых подъемов, что отлчино подходит для дальних велосипедных поездок.
- Умренно-извилистая трассировка. Если вы едете на большое расстояние, то хотите, чтобы маршрут был более-менее рациональным и не слишком петлял. В то же время абсолютно прямые маршруты — скучны и бедны на впечатления. Коридоры железных дорог в этом отношении идеальны: они петляют, огибая рельеф, но все же досататочно прямолинейны.
Так уж удачно сложилось, что на территори кластера есть как раз такой коридор! Речь о коридоре Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги, построенной в конце 19 века и эксплуатировавшейся до конца 2000-х годов. Эта дорога использовалась для обслуживания заводов в окрестностях Нижнего Тагила, а в советское время по ней ходили и пассажирские поезда. К концу 2000-х годов, к сожалению, дорога оказалась никому не нужна, пути были сняты, а подвижной состав распилен на металлолом. Сегодня от этой узкоколейки осталась только просека, насыпь, часть мостов и развалины станций.
Висимо-Уткинская УЖД вела из Нижнего Тагила (прямо от исторического демидовского завода) через Черноисточинск и Висим в поселок Висимо-Уткинск, с отдельным ответвлением на поселок Уралец.
На мой взгляд, развитие этого коридора, как туристического веломаршрута, должно проходить в несколько этапов.
Этап 1: Уралец (ГЛК «Гора Белая») — Висимо-Уткинск (33 км). Горнолыжный комплекс является ключевым объектом кластера, который будет развиваться в первую очередь, поэтому совершенно логично сначала соединить его с другими туристическими объектами, расположенными в ближайших поселках — Висиме и Висимо-Уткинске.
Этап 2: Нижний Тагил — Уралец (44 км). Этот отрезок позволит жителям Нижнего Тагила, а также туристам, приезжающим в Нижний Тагил на поездах и автобусах, добираться до территории кластера на велосипеде.
Этап 3: Висимо-Уткинск — Усть-Утка (36 км). Этот отрезок уже не будет проходить по коридору бывшей железной дороги, и поэтому будет значительно дороже в строительстве. В связи с этим к его реализации лучше приступать, когда будут завершены первые два этапа и станет понятно, что они востребованы и популярны у туристов. Данный участок проложен вдоль живописного русла реки Межевая Утка до места ее впадения в Чусовую у деревни Усть-Утка.
Ось развития туризма
Веломаршрут — это не просто асфальтовая дорога для велосипедистов. По сути это хребет, на основе которого может развиваться самая разнообразная туристическая инфраструктура: кемпинги, кафе, смотровые площадки и т.д.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/wwwlives/livestreets.ru/docs/wp-content/plugins/ultimate-responsive-image-slider/layout.php on line 15
Висимо-Уткинский веломаршрут
Можно продумать огромное количество сценариев использования веломаршута: от походов выходного дня до длительных походов на несколько дней, групповых поездок, квестов и т.п.
Промышленное наследие
Строительство веломаршрута позволит не только создать новые возможности для туризма и рекреации, но и реабилитровать забытое промышленное наследие. Огромное количество сил и ресурсов было вложено в строительство железной дороги. Множество людей работало и пользовалось ею на протяжении ста лет ее эксплуатации. Это наследие, которое стоит помнить и которое должно быть отражено в проекте маршрута.
Перспективы строительства
Пока что планиование развития инфраструктуры кластера находится на достаточно ранней стадии, поэтому сложно судить, будут ли выделены средства на строительство веломаршрута по трассе бывшей узкоколейки. Я со своей стороны постараюсь убедить людей принимающих решения, что это стоящая и перспективная возможность и буду держать вас, моих читателей. в курсе развития событий.
Добавить комментарий