На протяжении последних нескольких лет я занимаюсь вопросами развития велоинфраструктуры в Екатеринбурге. За это время я поучаствовал во множестве различных проектов: от реконструкции ул. Большакова, которая пока не состоялась, до Академического веломаршрута и концепции развития проспекта Ленина. В каких-то проектах я выступал инициатором; в других – участвовал в качестве консультанта. В прошлом году я присоединился к Фонду «Город.PRO» и продолжаю работать в том же направлении совместно с Ларисой Бузуновой и Андреем Толмачевым.
В ходе работы над различными проектами, при общении с проектировщиками и чиновниками администрации я убедился в том, что развитию велосипедного транспорта в Екатеринбурге очень мешает отсутствие единого организационного начала. Причем, мешает во всех отношениях.
Например, сегодня велодорожки закладываются во все проекты новых улиц и в проекты реконструкции существующих. Однако, российские нормы в отношении велодорожек крайне скудны, а практики проектирования их почти ни у кого нет, поэтому результат часто бывает непредсказуем. Отслеживать же каждый проект и каждый раз объяснять новым проектировщикам очевидные вещи нет никакой возможности. Если бы на уровне города существовали утвержденные методические указания по проектированию, велодорожки на новых улицах были бы гораздо более пригодными к использованию.
Кроме того, в Екатеринбурге до сих пор нет целевого плана развития велоинфраструктуры. Первой ласточкой целевого подхода мог бы стать Академический веломаршрут, который запроектирован и проходит государственную экспертизу. Как инициатор и консультант могу сказать, что получился очень достойный проект. Однако, из-за нарастающих проблем городского бюджета, едва ли его удастся реализовать в ближайшие год-два.
Вместе с тем, с прошлого года в арсенале проектировщиков появился новый инструмент – совмещенные велопешеходные дорожки – которые можно создавать на основе существующих тротуаров с относительно небольшими затратами. С помощью велопешеходных дорожек можно создать протяженную и связную сеть веломаршрутов в периферийных районах, где тротуары широкие и на них не так много людей, а конструктивно выделенные и дорогостоящие велодорожки применять на первых порах только в центре, где существует наибольшая потребность в разделении потоков. Для реализации этого подхода, однако, нужно разработать соответствующий план действий.
Какую-то часть велодорожек могли бы создать застройщики в рамках благоустройства своих объектов, как создаются ими тротуары или парковки, но и тут без плана не обойтись – иначе откуда застройщикам знать, где какие велодорожки нужны.
Также в рамках строительства новых зданий могли бы решаться вопросы велопарковок, – как кратковременных на улице, так и долговременных – для жителей домов, работников офисов и посетителей торговых центров. Но опять же нет на этот счет никакой продуманной политики, никаких рекомендаций, методических указаний и т.п.
С кратковременными велопарковками вообще беда. Из имеющихся сейчас в продаже конструкций велостоек, которые ставятся возле торговых и офисных центров, ни одна не пригодна для нормального использования (т.е. для пристегивания к ней велосипеда за раму и оба колеса)! В этом отношении мы уже начали работать – собрали лучшие практики по велопарковкам в методичку и предварительно согласовали ее с комитетами по транспорту и благоустройства.
Это всё вопросы инфраструктуры. Не лучшим образом обстоят дела и с аналитикой. Как отследить успешность того или иного велопроекта? Если люди стали больше пользоваться тем или иным маршрутом после его улучшения, значит проект был удачным. Но чтобы отслеживать успех, нужно иметь данные по велотрафику и до реализации проекта. Значит, нужно организовать работу по мониторингу велодвижения в ключевых точках города. По этим же данным можно будет отслеживать уровни велодвижения в разное время года, чтобы было чем парировать очередное заявление, что «зимой никто не будет ездить».
Нужна также полноценная социология. Какой процент жителей города ездит на велосипедах сейчас? Сколько людей готово пересесть на велосипед и для каких поездок? Какие факторы прежде всего сдерживают рост велодвижения? Невозможно, отвечая на такие вопросы, оперировать одними лишь данными опросов в интернет-СМИ и результатами интерактивных голосования на радио и телевидении.
Наконец, очень важна работа по стимулированию велодвижения. Многие люди могли бы ездить уже сейчас, но их удерживает неуверенность и страх. Обучение навыкам езды в городских условиях, особенности велодвижения зимой, инструктаж по правильной и безопасной парковке велосипеда – такие мероприятия могли бы стать для них толчком к тому чтобы начать ездить.
Разработку всех этих направлений, от перспективного плана веломаршрутов до стимулирующих мероприятий, мы, Фонд «Город.PRO» решили взять на себя. Для краткости мы решили назвать это «Веломастерпланом» (перевод англоязычного термина bicycle master plan).
В этой работе мы будем не одни. Во-первых, мы не только изучаем зарубежный опыт, но и приглашаем экспертов, которые могут помочь нам в этой работе (об этом в следующем посте).
Во-вторых, и это самое важное, мы очень рассчитываем на поддержку людей, которые хотят, чтобы Екатеринбург становился удобней для передвижения на велосипеде. Разработка веломастерплана потребует от нас значительных затрат времени, поэтому поддержка нужна прежде всего финансовая. Собрав нужную сумму денег, мы сможем отложить остальные дела и полностью сосредоточиться на этой работе.
Если вы готовы поддержать нашу работу, заходите на страницу фонда – там вы найдете форму для пожертвований.
Также нам потребуется помощь волонтеров, например, для подсчета велотрафика, – об этом мы объявим отдельно.
Добавить комментарий