Когда в последний раз вы слышали историю успеха о городе, который построил на месте улицы шоссе на эстакаде, и жизнь в нем изменилась к лучшему? Я лично таких не припомню. Зато я слышу и читаю немало жалоб из городов, которые построили такие шоссе, но ничего не изменилось, а то и вовсе стало хуже.
А знаете, какие города попадают в фокус мировых СМИ из-за шоссе? Те города, которые от этих шоссе избавляются.
Совсем недавно Париж закрыл значительную часть автомагистрали Помпиду, построенной вдоль Сены в 1970-е и превратил ее в рекреационную зону.
В начале 2000-х мэр Сеула Ли Мён Бак постановил снести автомагистраль, построенную над речкой Чонгечон, саму речку достать из-под земли и превратить пространство вокруг нее в парк. В 2008 году Ли Мён Бак был избран президентом Южной Кореи.
Еще ранее, в Сан-Франциско сильное землетрясение повредило ряд фривеев в центре города, и впоследствии их решено было не ремонтировать, а просто снести и заменить на бульвары. Один из этих фривеев – Эмбаркадеро – вы видите на фото выше, а на фото ниже – бульвар, который построили вместо него.
Канадский Ванкувер, принимавший предыдущую зимнюю Олимпиаду, и прочно занимающий верхние строчки в рейтингах лучших городов для жизни, отказался от строительства городских шоссе в 1970-е годы и сделал ставку на компактную застройку и общественный транспорт. Однако, пару путепроводов успели построить, но и их город теперь хочет снести, чтобы на их месте построить новый район.
Портленд (штат Орегон) успел построить множество шоссе, однако, в начале 1970-х под давлением жителей, вместо того, чтобы построить еще одно, развернул транспортную политику на 180 градусов и направил средства на строительство современной трамвайной системы.
А теперь вернемся в Екатеринбург, 2014 год: «Специалисты готовят почву для строительства самой длинной эстакады в Екатеринбурге» — сообщает нам официальный сайт мэрии.
По-видимому, не только чужой, но и свой предыдущий опыт ничему не учит. Мы уже имеем эстакаду на Московской, которая стоила больше миллиарда рублей, но при этом не решила никаких проблем. Разве что между двумя пробками теперь можно пролететь со скоростью 100 км/ч (за скоростью на эстакаде никто не следит). При этом, она изуродовала район и испортила жизнь местным жителям.
Мы имеем развязку на Токарей-Репина-Гурзуфской, которая облегчила движение транспорта по ряду направлений, но при этом полностью ликвидировала некоторые востребованные повороты, перебросив трафик на соседние улицы. Также эта развязка практически ликвидировала пешеходное сообщение между тремя большими районами, заменив широкие тротуары на узкие дорожки вдоль проезжей части и неудобные пешеходные мосты, которыми, естественно, мало кто пользуется.
И вот, городские власти решили в третий раз повторить этот опыт и затащить шоссе в городскую среду. Давайте пройдемся по пунктам, почему строить эстакаду над ул. Токарей – плохая идея.
1. Эстакада не нужна для ЧМ-2018
Строительство эстакады связывается с проведением в городе матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это крайне слабая мотивация, так как болельщики будут перемещаться по городу не на машинах, а на общественном транспорте, а для их организованной доставки из аэропорта к стадиону вполне достаточно будет обычных мер организации движения, принимаемых у нас во время международных событий (локальные ограничения движения, сопровождение ГИБДД и т.д). Исходя из этого, проект эстакады нужно вычеркнуть из транспортного плана ЧМ-2018, лишив его тем самым элемента срочности.
2. Улица Токарей больше не является транзитной дорогой
Долгое время улица Токарей была единственной полноценной связкой между Московским и Серовским трактами и весь транзитный поток шел по ней. На сегодняшний день между этими двумя федеральными трассами построен участок ЕКАД, и острота проблемы транзита в значительной мере спала, и в принципе улица Токарей сейчас не является особо проблемным участком улично-дорожной сети на фоне всех остальных.
3. Эстакада отрежет район ВИЗ от центра города и создаст депрессивную зону вокруг себя
За примерами далеко ходить не надо, – достаточно посмотреть на то, что происходит у нас вокруг других развязок и путепроводов: на Сортировке, на Малышева-Высоцкого, в районе концерна «Калина» и на упомянутой уже Московской.
4. На этой части «срединного кольца» никогда не будет непрерывного движения
Одним из обоснований строительства эстакады может быть то, что улица Токарей является частью т.н. «срединного кольца», которое по генплану должно быть магистралью непрерывного движения. Однако, давайте посмотрим на ситуацию трезво: ни в каком обозримом будущем этого не произойдет. Регулируемые перекрестки на Бебеля-Готвальда и Бебеля-Опалихинская (к северу от Токарей) никто реконструировать не собирается. А совсем недавно транспортный совет косвенно подтвердил регулируемый статус перекрестков Шаумяна-Серафимы Дерябиной и Бардина-Серафимы Дерябиной на неопределенный срок, так как через них пройдет трамвайная линия и будут трамвайные остановки. Исходя из этого, делать непрерывное движение по Токарей – это как врезать кусок трубы большого диаметра в меньшего диаметра трубопровод и рассчитывать, что пропускная способность от этого увеличится.
5. Тоннель был бы уместней
Даже если признать необходимость непрерывного движения по Токарей, эстакада – это, наверное, самый странный и деструктивный способ его реализовать. Судите сами: после перекрестка с Кирова улица Токарей переходит в крутой подъем и после этого подъема предполагается сделать еще один подъем на эстакаду. Гораздо логичнее было бы использовать рельеф, чтобы заглубить дорогу и провести транзитную проезжую часть Токарей под улицами Татищева, Ключевской и Крауля нижним уровнем.
Конечно, такой вариант дороже эстакады, однако, он гораздо менее деструктивен для района вокруг, особенно, если эту транзитную дорогу в нижнем уровне впоследствии накрыть, превратив ее в тоннель, а на уровне земли сделать зеленую зону с местными проездами по бокам. Такое решение часто применяется в Европе.
6. Лучше исправить старые ошибки, чем плодить новые
Знаете ли вы, что одной из причин пробок на Посадской и Крауля является развязка на Токарей-Репина-Гурзуфской? Именно так, потому что, когда строили эту развязку, в силу нехватки места, ликвидировали несколько востребованных поворотов, которые раньше существовали на регулируемых перекрестках этих улиц. Потребность в них никуда не исчезла, а трафик просто перераспределился на соседние улицы и перекрестки. Вот так, например, сейчас выглядит левый поворот с Токарей на Гурзуфскую (показан красным) в сравнении с тем, что было раньше (показан зеленым):
А вот так – левый поворот с Репина на Серафимы Дерябиной:
Также не нашлось места для правого поворота с Серафимы Дерябиной на Гурзуфскую. Все эти повороты теперь приходится осуществлять через соседние улицы, и без того перегруженные.
Возможно, вместо того, чтобы городить эстакады, стоило бы воспользоваться случаем и исправить эти ошибки прошлого, а заодно восстановить и пешеходные связи, которые были разорваны ранее. Актуальность реконструкции этой развязки усиливается тем, что через нее еще каким-то образом нужно пропустить трамвайную линию из Академического района.
7. Связность улично-дорожной сети важнее слепого наращивания пропускной способности
Одна из причин загруженности улицы Токарей состоит в том, что по сути это единственная дорога, позволяющая добраться из северо-западной части города (Сортировка, Заречный) в центр. Вопрос: а не стоит ли, вместо исключительно автомобильного путепровода на Токарей, построить новую связку с центром, которая будет полезна для всех? Например, уже давно обсуждается строительство моста через Исеть с соединением улиц Папанина и Опалихинской:
Это будет не супер-шоссе, а обычная улица, но она создаст новый маршрут движения для всех: для общественного транспорта, для автомобилистов, для пешеходов. Будут на этом мосту и велодорожки. Может быть, стоит направить средства на этот проект, ведь он будет полезней всем пользователям улично-дорожной сети?
8. Посчитаем альтернативные издержки
Сравнивая с эстакадой на Московской, можно подсчитать, что эстакада на Токарей будет стоить порядка 1,5-2 млрд. рублей. Возникает вопрос: можно применить такую сумму в сфере транспорта и получить более существенное улучшение мобильности горожан, чем при строительстве эстакады на Токарей? Я бы ответил однозначно утвердительно. И в сфере общественного транспорта и даже в сфере строительства улиц и дорог есть гораздо более полезные вещи, которые можно и нужно сделать, используя эти средства.
Вывод
К сожалению, эстакада над ул. Токарей представляет собой типичную стройку ради стройки – идеологически устаревший много лет назад, миллиардный проект, притянутый за уши к международному событию, который серьезно ухудшит качество жизни людей вокруг, и на десятилетия вперед превратит окрестности в депрессивную зону.
Считаю, что город должен, пока не поздно, пересмотреть свои планы по этому проекту.
Добавить комментарий