22 августа в 19:00 состоятся слушания по проекту планировки Юго-Западного лесопарка. По мере развития Академического района эта зеленая зона, превосходящая по размеру Центральный парк в Нью-Йорке, будет полностью окружена высокоплотной застройкой, а потому, от того, как она будет спланирована, зависит качество жизни десятков или даже сотен тысяч людей. Слушания пройдут в актовом зале школы №16 в Академическом районе. Думаю, что всем, кто заинтересован в судьбе Юго-Западного лесопарка, стоит принять в них участие. Пояснительная записка и проект планировки опубликованы по ссылке выше.
Занимаясь двумя проектами, так или иначе связанными с Юго-Западным лесопарком (развязка Московская-Объездная и Академический веломаршрут) я составил свое мнение по проблемам этой зеленой зоны и путям их решения, и сегодня я хочу привести их вам, с опорой на проект планировки, с которым я успел кратко познакомиться.
Доступ
В идеале парковая зона должна быть доступна пешком и на велосипеде для людей, живущих с ней по соседству. Применительно к Юго-Западному лесопарку это правило работает только для жителей Академического района. От жилой застройки лесопарк будет отделять улица регулируемого движения – Вонсовского – и через нее можно будет сделать столько пешеходных и велосипедных переходов, сколько потребуется.
Гораздо хуже обстоят дела с доступом из других районов. От Юго-Западного района лесопарк отделен Объездной дорогой (в перспективе – магистраль непрерывного движения), через которую сейчас есть всего три пересечения. Первое – на кольце Объездная-Серафимы Дерябиной – с тремя светофорными переходами через очень загруженные дороги. Второе – пешеходный мост на ул. Громова – терпимый для здоровых молодых людей, но совершенно не приспособленный для маломобильных групп (к которым, как известно, относится до 30% населения), и велосипедистов. И третье – на перекрестке Объездная-Амундсена – тоже крайне загруженном транпортом.
Совсем плохо с доступ из Ботанического микрорайона. Крайняя точка Ботаники находится в полукилометре от начала лесопарковой зоны, однако, попасть из одного места в другое можно только на машине. За это можно поблагодарить отдельно проектировщиков клеверной развязки Московская-Объездная и муниципальных чиновников, которые этот проект приняли к реализации.
Проект планировки лесопарка к существующим возможностям доступа кое-что добавляет и кое-что убирает.
Во-первых, появляется новый пешеходный мост между домами 4 и 8 по ул. Начдива Онуфриева. Во-вторых, при строительстве улицы Чкалова и развязки Чкалова-Объездная, появится доступ через регулируемый перекресток. Под перекрестком Московская-Рижский планируется подземный переход.
Минусы этого варианта в следующем. Во-первых, новый пешеходный мост расположен не очень удачно, так как не лежит ни на каком естественном транзитном пешеходном маршруте. Во-вторых, вопрос Ботаники никак не решается.
Более удачная, на мой взгляд, схема доступа к лесопарку выглядит так:
Что здесь нового? Во-первых, добавляется велопешеходный уровень под кольцом Объездная-Серафимы Дерябиной. Этим уровнем можно охватить все четыре зоны, лежащие вокруг этой развязки. Решение с велопешеходным уровнем не новое – его активно применяют по обе стороны Атлантики, о чем я уже ранее писал.
Во-вторых, появляется велопешеходный тоннель под Объездной по оси улицы Ясной (проехать на машине по Ясной дальше Бардина не получится, но коридор в застройке там существует). Почему именно тоннель, а не мост? Прежде всего, разница высот, которую нужно преодолеть в случае с тоннелем будет меньше, чем в случае с мостом. Объездная дорога расположена на насыпи, так что разница будет и вовсе незначительной. Второе – строительство моста рядом с жилыми домами едва ли придется по душе местным жителям с 1-го по 4-й этаж. Выглядеть велопешеходный тоннель может так:
В-третьих, появляется велопешеходная связка с Ботаникой вдоль Объездной дороги. Клеверная развязка, хотя и ухудшила ситуацию, тем не менее, не уничтожила эту возможность совсем. Решается эта связка посредством двух проколов (тоннелей) под съездами с развязки и велопешеходным мостом над ул. Московской.
Подземный переход под перекрестком Московская-Рижский лучше также реализовать в виде тоннеля с плавными съездами.
Связность
Следующая после доступности проблема Юго-Западного лесопарка – это связность отдельных его частей. Сейчас его рассекают: ул. де Геннина, ул. Амундсена, ул. Московская и Объездная дорога. В перспективе добавится ул. Чкалова и когда-то совсем нескоро — ул. Верхнеуфалейская (на схеме идет от кольца Объездная-Серафимы Дерябиной по диагонали от общей сетки улиц). Проект планировки никак не решает эту проблему, а просто констатирует факт. Однако, решение есть! Это те же самые велопешеходные тоннели или мосты (в зависимости от того, что уместнее по рельефу).
Например, улица Чкалова еще не построена, а потому не так уж и сложно заложить в проект такое решение:
Коридор улицы как раз по центру лесопарка от ул. Вонсовского поднимается на пригорок, а затем резко спускается вниз к Объездной дороге. Если в этом повышении рельефа сделать выемку под проезжую часть, то переход из одной части зеленой зоны в другую можно выполнить в уровне земли.
С другими улицами сложнее, но и с ними вопрос постепенно можно решить. Общая схема при этом может выглядеть так:
Исходя из приведенной выше схемы доступности, разумеется, должна быть скорректирована вся система дорожек в парке. Могут появиться транзитные маршруты для велосипедистов, закольцованные маршруты для пробежек разной длины по всей территории парка, лыжные трассы и так далее.
Поскольку улица Верхнеуфалейская появится еще очень не скоро, а может и не появиться вообще, планировать дорожки в западной части лесопарка нужно так, как будто ее не существует, а не обрывать их по невидимой границе.
Автостоянки на территории парка и другие вопросы землепользования
Вопрос, который у меня возник при детальном рассмотрении проекта – зачем устраивать автостоянки посреди парка?
Учитывая, что большую часть лесопарка занимает сосновый лес, вырубка его под стоянку машин представляется вопиющим его разбазариванием. Особенно учитывая, что потребности тех, кто приедет на машине, можно легко обеспечить за счет устройства парковочных карманов на прилегающих улицах (Вонсовского прежде всего).
Непонятны мне вводимые в планировку мотивы французского регулярного парка (к северу от перекрестка Чкалова-Вонсовского, см. картинку выше) – с диагональными и концентрическими дорожками. Это также потребует значительной вырубки, при том, что никакой дополнительной ценности не создаст. Лес тем и прекрасен, что в нем нет регулярности, и проект должен подчеркивать это, а не пытаться с этим бороться.
И, наконец, странными мне представляются дорожки, повторяющие траектории существующих улиц (де Геннина, Чкалова, Амундсена), ведь вдоль всех улиц есть тротуары. Спрашивается, зачем делать еще одну просеку для дорожки, ведущей туда же, куда и тротуар?
На этом пока все. Приходите на слушания!
Добавить комментарий