Один из частых контраргументов, с которым я сталкиваюсь при обсуждении развязки Московская-Объездная звучит так: «Ну какие еще пешеходы и велосипедисты? Для машин бы дороги построить!» Кто-то посчитает такое утверждение вредной демагогией, а кто-то, наоборот, может счесть его разумным. Как бы то ни было, это утверждение реализуется в повседневной практике. Дороги съедают львиную долю городских инвестиций в инфраструктуру, и на все остальное, включая общественный транспорт, остаются крохи. Следствием этой ситуации является то, что никакие программы по развитию неавтомобильной инфраструктуры не могут нормально осуществляться, даже если они написаны и приняты. Всегда найдется еще одна дорога, которую надо расширить или развязка, которую надо построить, вместо новой трамвайной линии, велодорожки или пешеходной зоны.
Эта политика не приведет ни к какому долгосрочному результату, поэтому она неприемлема и ее надо менять. Однако, прежде чем удастся это сделать, пройдет немало времени и это потребует немалых усилий. Один из способов, которым, на мой взгляд, следует действовать, состоит во внедрении полноценной неавтомобильной составляющей во все автомобилеориентированные проекты. Если это расширение перекрестка, то добавляться должны и выделенные полосы общественного транспорта, и велодорожки, и удобные тротуары. Если это развязка, то она не должна стать препятствием для передвижения людей не на машинах.
Пример такого решения вы можете видеть на картинке выше. Это развязка на пересечении Автострады 68 и 63-й улицы в Боготе, столице Колумбии. Не самое, казалось бы, прогрессивное место, однако в 2002-м году, при реконструкции регулируемого перекрестка, в проект этой развязки был изначально заложен велопешеходный уровень, связавший между собой 4 части парка и районы, находящиеся рядом с ним.
«Что отличает развитый город от отсталого города – это качественные тротуары и безопасные велодорожки, а вовсе не шоссе и метро.» Так считает Энрике Пеньялоса, бывший мэром Боготы в то время, когда эта развязка планировалась. И мы видим, что это не просто слова, а политика, нашедшая свою физическую форму в конкретных проектных решениях.
Если вы хотите узнать больше о преобразованиях, происходивших в Боготе в конце 90-х и начале 2000-х под руководством Энрике Пеньялосы и Антанаса Мокуса, рекомендую посмотреть фильм «Bogota Change» (с субтитрами на русском).
Другой интересный пример, который я хочу привести, относится к гораздо более раннему периоду. Это кольцевая развязка в Утрехте, в Нидерландах.
Спроектированная в 1939-м и построенная (что любопытно) в 1943-м она с самого начала включала в себя отдельный уровень для велосипедистов. Посмотрим небольшое видео, снятое Марком Вагенбуром об этом объекте:
Позднее эту развязку усовершенствовали, добавив к ней тоннель для автобусов (на фото он проходит справа вниз), который является частью скоростной автобусной линии, ведущей в центр города (куда проезд личного автотранспорта ограничен).
Эти два примера показывают, что можно строить дороги и при этом создавать благоприятные условия для других способов передвижения по городу. Важно лишь подумать об этом с самого начала работы над тем или иным проектом, а не спохватываться впоследствии.
P.S. Напоминаю, что продолжается сбор средств на создание анимированной транспортной модели альтернативного варианта развязки Московская-Объездная, предусматривающего отдельный уровень для пешеходов и велосипедистов. Окончание работ ожидается на этой неделе.
Добавить комментарий