В Екатеринбурге установилась аномальная для Урала жара, а значит, пришло время поговорить об уличных деревьях!
В нашем городе много говорят о деревьях в парках и это хорошо. Уличные деревья, как правило не привлекают большого внимания, однако, они не менее важны, чем деревья в парках, и от них во многом зависит комфорт городской среды.
Уличные деревья имеют множество свойств, которые делают их полезными в любое время года и при любой погоде. Например, они уменьшают объем единовременного сброса воды в ливневую канализацию во время сильных дождей. Кроны взрослых деревьев удерживают большое количество воды, увеличивая площадь поверхности, с которой она потом испаряется. Та же вода, которая все-таки попадает на землю, впитывается и питает корни. Хотите, чтобы улицы не топило после сильного дождя? — сажайте больше деревьев!
Также доказано, что на улицах, где вдоль проезжей части есть рядная посадка деревьев, водители меньше превышают скорость. Деревья усиливают ощущение скорости, а также визуально сужают улицу, благодаря чему водители едут более спокойно.
Более того, иногда деревья воздействуют на водителей не только психологически, но и вполне реально останавливают машины и даже автобусы, как случилось недавно на Плотинке.
Однако, в такие жаркие дни нас прежде всего интресует такое полезное свойство деревьев, как способность создавать тень и снижать локальную температуру воздуха. Признаемся себе честно, когда на улице +34 градуса, разница между улицей с деревьями и улицей без деревьев — это разница между возможностью идти с хотя бы относительным комфортом и медленным поджариванием на асфальте. Температура воздуха — это одно, но когда солнце освещает твердые поверхности — проезжую часть, тротуары, здания — они раскаляются и сами начинают излучать тепло и повышать температуру вокруг себя.
Эта особенность городской застройки накапливать тепло и отдавать его обратно даже получила собственное название — «городской остров тепла» — когда температура воздуха в городе существенно выше, чем в пригородах и за городом.
Городской остров тепла — это не приговор. Конечно, очень сложно полностью исключить использование темных нагревающихся на солнце поверхностей, однако, можно бороться с локальными эффектами перегрева. Как? Один из способов — сажать больше деревьев на улицах.
К сожалению, в Екатеринбурге с уличными деревьями все не слишком хорошо ни на старых улицах, ни на новых. Однако разберемся по порядку.
Как вообще деревья появляются на улицах? Во-первых, они могут появиться, как часть общего благоустройства, когда улица только строится. У нас в городе есть примеры отличного уличного озеленения. Это, например, отдельные участки проспекта Ленина, улицы 8 Марта, улицы Малышева и так далее.
На этих улицах деревья создают вполне комфортную среду даже в жаркие дни.
Кроме того, деревья здесь отделяют тротуар от проезжей части, создавая более безопасную среду для пешеходов.
Все эти улицы с хорошим озеленением были построены в советское время, а как обстоят дела с озеленением на улицах, построенных за последние годы?
Посмотрим на продолжение улицы Ленина, построенное к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Кроме чахлых кустиков и того, что не вырубили при строительстве, на этой улице нет практически никакой растительности. При этом улица очень широкая и при желании здесь можно было посадить сотни новых деревьев. Я подробно этим занимался в 2015 году, но, к сожалению, изменить проект улицы тогда не удалось.
Другой пример — улица Мехренцева в Академическом районе.
На нее мне особенно жалко смотреть, поскольку именно с этой улицы я по сути начинал проект «Живые улицы». Тогда я предлагал сделать озеленененную аллею с велодорожкой вдоль линии застройки.
В итоге никакой аллеи там нет, зато сделали автостоянку. Между этой стоянкой и основной проезжей частью улицы посадили какие-то веточки, но там, где это важно — там где ходят люди, никаких деревьев нет.
Улица Сурикова в районе Юг центра. Также практически никаких деревьев.
Улица Циолковского. Есть газоны и кусты, но деревьев нет.
Улица Пирогова в районе Центрального стадиона. Сплошной асфальт и никаких деревьев.
А вот так улица выглядела до реконструкции:
Улица Репина также в районе стадиона. Сплошное поле из асфальта, камня и бетона.
А вот так улица Репина выглядела до реконструкции:
Этот список можно продолжать долго. Почему так происходит и почему деревья не высаживаются? Потому что комитет благоустройства администрации города не предъявляет никаких серьезных требований к новым улицам в том, что касается деревьев. Конечно, в техзадании на проектирование будет написано: «предусмотреть посадку новых деревьев», но в этом очень мало конкретики. Поэтому, после того, как проектировщики завершают раскладку всех подземных коммуникаций в поперечном профиле улицы, места под по посадку деревьев, как правило, не остается.
На существующих улицах ситуация с деревьями обстоит не лучшим образом. Город — это сложная для деревьев среда обитания. Время от времени деревья погибают, ломаются из-за ветра и так далее. Казалось бы, город должен заменять погибшие деревья и высаживать новые, но этого не происходит. Пройдитесь по центральным улицам и повсюду вы увидите пеньки в приствольных лунках.
Что еще хуже, с каждым новым ремонтом, эти лунки с пеньками — эти немые свидетели упадка городского озеленения — асфальтируются или закладываются плиткой, чтобы все забыли, что здесь когда-то были деревья.
Посмотрим на спутниковый снимок проспекта Ленина между Хохрякова и Вайнера 2006 года. Вся южная часть улицы была озеленена:
Сегодня здесь нет ни одного дерева:
Проспект Ленина в районе автобусной остановки «Площадь Труда». Отчетливо видны лунки, где росли две липы:
Со следующей перекладкой плитки лунки уже заложены:
Тот же участок проспекта Ленина, ближе к Карла Либкнехта. Была лунка:
Нет лунки:
Улица Малышева около ТЦ «Limerance». Было четыре дерева:
Стало два, а на месте одного уже чудесно стоят машинки:
Это можно продолжать бесконечно. Администрация города практически не заменяет утерянные уличные деревья, особенно в центре города.
Еще одна ситуация, в результате которой на улице могут появиться деревья — это когда строится новое здание и вокруг него делается благоустройство. С этим у нас все совсем плохо.
Вы помните, например, что до строительства ТЦ «Европа» вокруг зданий, формирующих теперь его фасад, росли деревья?
Теперь там только бетон:
Другой пример — ТРЦ «Фан-фан» на Посадской. Когда его не было, вдоль Посадской была рядная посадка деревьев между проезжей частью и тротуаром, такая же, как и на других участках этой улицы.
Сегодня же это асфальтовая пустыня, где нет ни деревца, ни травинки.
ТЦ «Гранат» в Юго-Западном районе. Это объект не только занял ранее зеленый участок, но также и уничтожил все деревья вдоль улиц Амундсена и Денисова-Уральского.
Клиника УГМК на Шейнкмана. Вся территория, доступная для благоустройства, была отдана городом под парковку частной клиники и теперь это сплошное асфальтовое поле, которое днем раскаляется, как сковородка.
Вообще, улица Шейнкмана — это характерный пример, на котором можно видеть, как изменился подход города к озеленению. С западной стороны — позднесоветский микрорайон и замечательная яблоневая аллея, по которой приятно идти. С восточной — творение уже современных чиновников, состоящее преимущественно из автостоянок и практически лишенное растительности.
Дворец Спорта на Большакова. Когда-то вся территория со стороны Большакова была, пусть не озелененной, но все-таки пешеходной площадью:
С последним расширением эта территория превратилась в сплошное асфальтовое поле, на котором совершенно невозможно находиться в жаркую погоду.
Почему застройщики так себя ведут? Потому что их не интересуют деревья, но интересует решение собственных проблем за счет территорий общего пользования. Как правило, эти проблемы связаны с парковкой. Вот и выжимают они как можно больше парковочных мест из наших улиц в рамках своих проектов. Кто согласовывает эти проекты? Комитет благоустройства администрации города. Комитет благоустройства ничего не требует от застройщиков в плане озеленения и с радостью согласовывает им асфалтовые поля парковок.
Дополнительная маленькая подлость, которую проворачивают наши чиновники с уличным озеленением — это, конечно, устройство парковочных карманов между деревьями. Такие карманы заставляют делать предпринимателей, отрывающих магазины на первых этажах жилых домов. Например, на улице Бардина. Сделали парковочный карман, забрав в приствольные лунки две березы:
И вот, спустя несколько лет, вместо берез осталось два пенька.
А скоро вы и пеньков не увидите, поскольку улица Бардина сейчас ремонтируются, и с большой вероятностью, все эти лунки просто заложат плиткой. И эта ситуация повторяется по всему городу.
Вывод
У нашего города есть хороший исторический задел в том, что касается озеленения улиц. Благоустроители в советском прошлом постарались. Кроме того, у нас практически не было случаев сознательного массового уничтожения уличных деревьев, как, например, было в соседнем Челябинске. По этим двум причинам наш город выглядит довольно зеленым по российским меркам.
Однако, неприятный факт состоит в том, что наш город деградирует. Наши новые районы, типа того же Академического, практически лишены уличного озеленения. Озеленение старых районов не обновляется и постепенно исчезает.
Нынешний председатель комитета благоустройства отвечает за озеленение Екатеринбурга фактически с 1995 года — сначала в должности начальника отдела зеленого хозяйства, а с 2009 года — в должности председателя комитета. За это время стало более-менее очевидно, что если ей и ее команде дать возможность построить новый город с нуля, то на его улицах не будет ни одного дерева, а будут одни автостоянки, потому что везде, где улиц касались их руки, именно так и происходило. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете идти по тротуару и поджариваться на солнце.
Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий