Я не особо слежу за деятельностью движения «Синие ведерки», но благодаря Александру Антонову обратил внимание на публикацию лидера этого движения Петра Шкуматова о перспективах велосипедного транспорта. По сути это — очередное высказывание на тему «почему Россия — не Европа» и «почему у велосипеда в России нет будущего». Отличие этой конкретной публикации от многих других — в том, что в ней приводятся обоснования со ссылкой на некоторые факты и на поверхности эти обоснования кажтутся логичными. Я подумал, — а почему бы не разобрать эти аргументы более подробно?
Климат у нас не тот!
Первый аргумент Петра, как вводится, климатический и именно с него, я думаю, нужно начать. Цитата:
Велосипед — климатически зависимый вид транспорта. Аналогично с мотоциклами, скутерами и другими двухколесными. То есть велосипедом премущественно пользуются летом в хорошую погоду. […]
[…] Климат в Москве такой: 221 день в году здесь атмосферные осадки. Или 60%!!! Упрощенно: 2 дня из 3-х в Москве что-то падает с неба. Или дождь, или снег, или что-то между этим. Даже мотоциклисты исчезают с дорог в такие дни.
Действительно, приятнее всего передвигаться на велосипеде, когда на улице хорошая погода, светит солнце и нет дождя. Однако, идея о том, что ни в какую другую погоду ездить никто не будет — абсолютно ошибочная.
Начнем с дождя. Ремарка о том, что «даже мотоциклисты исчезают с дорог в такие дни» говорит о том, что автор не делает различия между движением на велосипеде по краю проезжей части и движению по отдельным вело- или велопешеходным дорожкам. Конечно, ехать по дороге в дождь, когда на тебя летит грязь из-под проезжающих мимо машин — сомнительное удовольствие и исчезновение с дорог мотоциклистов в этом смысле вполне понятно.
Движение же на велосипеде по отдельной дорожке, даже в сильный дождь, не представляет собой никакой особой проблемы. За более чем вековую историю велосипеда человечество придумало массу способов борьбы с дождем — от защитных крыльев на самом велосипеде до зонтов и велосипедных плащей. У меня в сумке на багажнике всегда лежит велоплащ, так что даже внезапный дождь не застанет меня врасплох.
Далее идет снег. Снег — действительно, гораздо более серьезная проблема. Когда его выпадает много, ехать становится невозможно, особенно, если ехать по проезжей части. Зачастую, даже если снег в целом убран, вдоль бордюра, где и должен ехать велосипедист, остается слой снежной каши, ехать по которой очень опасно.
Однако, проблема снега также решается велоинфраструктурой. Как и с проезжей части, с велосипедных дорожек снег можно убирать. В разных городах, в зависимости от климата, проблему снега на велодорожках решают по-разному. Где-то его растапливают реагентами и убирают полностью. Так, например, делают в Канаде.
В других местах, например, в Финляндии формируют тонкий слой уплотненного снега, по которому можно без проблем двигаться на велосипеде.
Для велосипедов, кстати, существует шипованная разина, которую делают те же производители, что и для машин.
Следующая проблема зимой — холод. Для начала отмечу, что примерно до -10 градусов на велосипеде можно ездить примерно в той же одежде, в которой вы вышли бы на улицу на время, аналогичное предполагаемому времени поездки — ничего в гардеробе менять не нужно.
От -10 до -20 градусов начинают проявляться проблемы, присущие именно движению на велосипеде, а именно: начинают мерзнуть руки, потому что вы держите их неподвижно на руле; начинают мерзнуть ступни, поскольку их мышцы при кручении педалей особое не задействованы; и начинают мерзнуть колени, поскольку ткань одежды на них при кручении педалей натягивается. Для передвижения на велосипеде в такую погоду вам потребуются теплые перчатки, а лучше даже варежки, теплые ботинки и утепленные штаны. К слову в Екатеринбурге в 2019 году дней с температурой ниже -10 градусов было порядка тридцати, а в Москве — не более недели.
При температуре ниже -20 градусов ездить становится достаточно некомфортно, как собственно и вообще находиться на улице, если устанавливается такая погода. Однако, стоит отметить, что и в Екатеринбурге и, тем более, в Москве, такая температура в последние годы является редкостью и стоит всего несколько дней в году.
Вердикт
Подведем итоги. Из всех проблем, связанных с погодой, единственное непреодолимой являются сильные морозы. Справедливости ради скажу, что в сильные морозы можно ездить на велосипеде, но это не та погода, при которой люди обычно начинают это делать. В тех же странах, где велокультура является круглогодичной, люди, которые продолжают ездить, обычно просто смиряются с холодами, просто чтобы не изменять свой привычный ритм жизни.
Все же проблемы, связанные с осадками, будь то дождь или снег, являются абсолютно разрешимыми. Во-первых, со стороны самих велосипедистов, которые могут оборудовать свой транспорт защитными крылями и пользоваться велосипедными плащами от дождя.
Во-вторых, со стороны инфраструктуры. Проблема летящей из-под колес машин грязи полностью решается, если велодорожка расположена на расстоянии от проезжей части или защищена от нее каким-либо иным образом.
Также отдельные велосипедные или велопешеходные дорожки можно эффективно очищать от снега, делая их пригодными для использования даже в зимнее время года. Точно так же, как люди могут ходить пешком в зимнее время, люди могут и ездить на велосипедах.
Таким образом миф об исключительно летнем использовании велосипеда можно считать развенчанным. Разумеется, люди гораздо чаще начинают ездить на велосипеде в хорошую теплую погоду, но при этом они могут и продолжить ездить, если в городах будут созданы для этого условия.
Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий