Вы читаете подробное описание предлагаемых улучшений проекта развязки у концерна «Калина». Если вы хотите знать только самое основное, перейдите к краткому описанию.
В конце января в администрации города прошло совещание по вопросу строительства развязки у концерна «Калина». На этом совещании было установлено, что в определенных пределах проект может корректироваться. Мы с инициативной группой жителей района Синие Камни решили подготовить конкретные предложения по тому, что мы считаем необходимым изменить в проекте. Правда, уже в начале февраля администрация провела еще одно совещание, после которого заявила, что «компромисс найден», и что «горожане поддержали проект развязки». Меня на это совещание предусмотрительно не пригласили, а представителям инициативной группы просто показали те же самые картинки, что и раньше и пообещали символические изменения типа установки знака «движение грузового транспорта запрещено».
Мы, однако, решили не расстраиваться и все-таки подготовить предложения и попытаться их отстоять.
Задачи, которые, на мой взгляд, необходимо решить при реконструкции развязки у «Калины», я уже в подробностях излагал в конце прошлого года, поэтому напомню их кратко:
1. Создание качественных велопешеходных коммуникаций.
2. Создание условий для организации выделенной линии общественного транспорта по оси улицы Комсомольской и переулка Базового.
3. Обеспечение прямолинейного движения общественного транспорта между улицей Комсомольской и улицей Анны Бычковой в районе Синие Камни.
4. Оптимизация движения автотранспорта: исключение переплетения потоков, уменьшение числа конфликтных точек и т.д.
Рассмотрим, как мы предлагаем решить эти задачи применительно к отдельным участкам планируемой развязки. Помимо текстового описания, вы также можете посмотреть сравнительные чертежи по ссылке.
1. Новый путепровод через Транссиб
Первое, что необходимо сделать — это усовершенстовать один из двух планируемых новых путепроводов, чтобы им могли безопасно и комфортно пользоваться пешеходы и велосипедисты.
На данный момент на нем предусмотрен тротуар, но назвать его комфортным язык не поворачивается. Во-первых, он имеет ширину всего 2,2 метра, то есть ни о каком нормальном сосуществовании пешеходов и велосипедистов речи быть не может, а во-вторых, он недостаточно защищен от проезжей части, но при этом отделен от внешнего мира шумозащитным экраном.
По сути это — душегубка. Представьте, что вы пытаетесь пройти по тротуару на путепроводе на Московской:
Вы слабо защищены от быстро движущихся автомобилей — практически вся пыль и грязь летят на вас. При этом вы не только не защищены от шума, но он еще и отражается от шумозащитного экрана и накрывает вас со всех сторон.
Попасть на этот тротуар будет так же трудно, как и пройти по нему. С обеих сторон путепровода вам придется либо подняться по лестнице, либо воспользоваться лифтом. Доступа на тротуар в одном уровне ни с одной стороны нет, что опять же практически исключает его использование для передвижения на велосипеде.
Однако, это необязательно должно быть так. Во-первых, тротуар необходимо расширить (до 4 метров) и превратить в велопешеходную дорожку совмещенного движения. От проезжей части эту дорожку нужно защитить барьером типа «нью-джерси» и шумозащитным экраном.
По сути на путепроводе у «Калины» нам нужно что-то подобное тому, что уже есть в Екатеринбурге на Макаровском мосту, но, может быть, немного поуже и без столбов, стоящих на пути.
Что касается доступа на этот тротуар, то со стороны концерна «Калина» можно предусмотреть плавный съезд с путепровода до примыкания улицы Комсомольской.
С южной же стороны необычный характер соединения проезжих частей — съезд с путепровода идет не по центру дороги, как это обычно бывает, а сбоку — дает возможность без каких-либо сложностей соединить велопешеходный тротуар на путепроводе с тротуаром, идущим по поверхности вдоль переулка Базовый.
В результате пешеходы и велосипедисты смогут преодолевать старый Сибирский тракт без пересечения с проезжей частью, также, как и транзитный поток автотранспорта.
Чтобы велосипедисты, движущиеся по старому Сибирскому тракту, могли попасть на верхний уровень путепровода, целесообразно предусмотреть пандус-петлю, позволяющую плавно подняться с одного уровня на другой.
Такие пандусы часто делают в Нидерландах, если на пологий пандус, расположенный по ходу движения, не хватает места. Для пешеходов же в таких местах предусматривают лестницы.
В идеале хотелось бы, конечно, иметь отдельные тротуар и велодорожку, чтобы полностью исключить конфликты между пешеходами и велосипедистами, однако, в данном случае мы имеем дело с очень узким транспортным коридором, а кроме того, каждый дополнительный метр поперечного профиля путепровода делает проект значительно дороже, поэтому мы предлагаем ограничиться велопешеходной дорожкой совмещенного движения. Такие дорожки зачастую предусматривают на мостах и путепроводах в разных странах.
В данный момент в проекте предусмотрены лифты для подъема на тротуар восточного путепровода, а на западный ведут только лестницы. Учитывая то, что мы предлагаем значительно улучшить тротуар по западному путепроводу, то лифты можно установить именно для подъема на него, а на восточный — менее полезный и по сути технический — оставить только лестницы.
Также на, на наш взгляд, необходимо повысить безопасность движения по центральному путепроводу развязки. Сейчас на нем предусмотрено 4 полосы движения, которые не разделены никаким барьером, как собственно и в реальности сейчас.
Более безопасным будет предусмотреть разделение бетонным барьером типа «нью-джерси», как это, например, сделано на путепроводе на улице Московской.
Итак, по новому путепроводу через Транссиб у нас следующие предложения:
1.1. Расширить тротуар по западному путепроводу до 4 метров и обозначить его, как велопешеходную дорожку совмещенного движения.
1.2. Отделить получившийся велопешеходный тротуар от проезжей части бетонным барьером «джерси» с установкой шумозащитного экрана поверх барьера.
1.3. Продлить тротуар до примыкания улицы Комсомольской на севере и до начала подъема на путепровод со стороны переулка Базовый на юге.
1.4. Предусмотреть пандус для велосипедистов в районе прохождения путепровода над Сибирским трактом.
1.5. Перенести планируемые лифты с восточного путепровода на западный, так как именно западный путепровод при реализации наших предложений становится основным для пешеходов и велосипедистов.
1.6. Предусмотреть разделение встречных потоков на центральном путепроводе развязке бетонным барьером типа «джерси».
2. Переулок Базовый
Основной проблемой пешеходной инфраструктуры в проекта развязки у «Калины» является трассировка тротуаров в непосредственной близости от проезжей части.
Две ситуации, когда подобное расположение допустимо — это дворовые проезды, где трафик небольшой, а скорости невысоки, а также улицы, проходящие в очень стесненных условиях, где для иного расположения тротуаров просто нет места.
Во всех остальных случаях тротуар необходимо отодвигать по возможности как можно дальше от проезжей части, чтобы между движущимся транспортом и пешеходами (и велосипедистами) был защитный буфер из зелени. Этот буфер не только обеспечивает безопасность, но также и уменьшает количество пыли и грязи, долетающих с проезжей части до тротуара.
Расположение тротуаров в непосредственной близости от проезжей части имеет и другие негативные последствия. Вдоль проезжей части улицы, как правило, располагается большое количетство разных технических элементов — опор освещения, дорожных знаков и т.п. Если у вас тротуар непосредственно примыкает к проезжей части, то значительная его часть «съедается» под установку всех этих элементов.
Зимой у нас, как известно, выпадает снег и этот снег далеко не сразу убирают. Значительное время он просто лежит на обочине а в случае, когда тротуары проложены вплотную к проезжей части, то и на тротуаре.
Кроме того, если тротуар примыкает к проезжей части, то в районе пешеходных переходов и перекрестков, согласно ГОСТу, вдоль него должны быть установлены пешеходные ограждения. Однако, если тротуар отделен от проезжей части газоном, то, согласно недавним поправкам к тому же ГОСТу, ограждения уже не нужны! Чем меньше на улицах заборов, тем лучше!
Ситуацию с тротуарами, проложенными вплотную к проезжей части нужно исправлять и в частности это нужно сделать на том участке переулка Базового, которая входит в границы работ по по развязке.
По Базовому, в виду небольшого пешеходного трафика, целесообразно не устраивать отдельные велосипедные и пешеходные дорожки, но ограничиться велопешеходными дорожками совмещенного движения шириной 4 метра.
Наши предложения по переулку Базовому:
2.1. Отодвинуть тротуары как можно дальше от проезжей части.
2.2. Расширить тротуары по обеим сторонам проезжей части до 4 метров и обозначить их, как велопешеходные дорожки совмещенного движения.
2.3. Посадить деревья и кустарники между велопешеходными дорожками и проезжей частью.
2.4. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
3. Сибирский тракт
Проект развязки предусматривает значительную реконструкцию участка Сибирского тракта от въезда в деловой центр «Квартал» до автобусной остановки «Лесотехнический университет». Проект не предусматривает улучшения пешеходной инфраструктуры или стрительства велосипедной.
Мы считаем, что это — отличный повод улучшить пешеходную инфраструктуру — отодвинуть тротуары от проезжей части, а также добавить велосипедные дорожки.
В данном случае нам даже не нужно ссылаться ни на какой зарубежный опыт. В том же Академическом районе на таких улицах, как Сахарова и новом участке Амундсена устроены велодорожки, какими мы хотели бы их видеть вдоль Сибирского тракта.
Также мы считаем необходимым все пересечения с выездами с прилегающей территории выполнить в приподнятом варианте, обеспечивающем приоритет пешеходов и велосипедистов.
На перекрестке Сибиского тракта и переулка Базового велодорожки не должны прерываться перед перекрестками, как это у нас зачастую делают, но должны пересекать проезжую часть, позволяя велосипедистам двигаться по своей инфраструктуре, а не смешиваться с пешеходами.
Также с северной стороны перекрестка необходимо разделить встречные потоки автотранспорта, движущегося по центральному путепроводу, разделительной полосой.
Разделительная полоса может также выполнять роль островка безопасности для пешеходов и велосипедистов.
По переулку Базовому необходимо предусмотреть автобусные остановки в обе стороны для перспективного маршрута по Базовому-Комсомольской.
Наши предложения по Сибирскому тракту:
3.1. Отодвинуть тротуары от проезжей части и посадить деревья между ними и проезжей частью.
3.2. Предусмотреть велосипедные дорожки двустороннего движения шириной 3 метра по обеим сторонам Сибирского тракта.
3.3. Предусмотреть приподнятые пересечения тротуаров и велодорожек с местными проездами.
3.4. Предусмотреть пересечения велодорожек с проезжей частью на перекрестке Базовый-Сибирский тракт.
3.5. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
3.6. Предусмотреть разделительную полосу между потоками центрального путепровода, которая также будет играть роль островка безопасности.
3.7. Предусмотреть автобусные остановки в оба направления по переулку Базовому на персечении с Сибирским трактом.
4. Нижний уровень развязки от Сибирского тракта до Куйбышева
Проект практически не предусматривает улучшений пешеходной инфраструктуры нижнего уровня развязки, однако, там есть, что улучшать.
По западной стороне улицы имеет смысл устроить велодорожку для связи улицы Куйбышева, которая заканчивается тупиком, с Сибирским трактом.
В одном месте, в районе домов по Куйбышева, 112 из-за недостатка пространства придется ограничиться велопешеходной дорожкой совмещенного движения, оданко, это всего 95 метров из 310-метрового участка.
Все пересечения тротуаров и велодорожек с проезжей частью местных проездов целесообразно выполнить в приподнятом варианте.
По улице Куйбышева, в той мере, в какой ее затрагивает проект развязки, имеет смысл начать строительство двух односторонних велодорожек по двум сторонам улицы.
Переход с восточной стороны развязки на улицу Куйбышева необходимо сделать менее угловатым и отодвинуть тротуар от проезжей части.
Также необходимо обеспечить удобный подход к лестнично-лифтовому узлу, позволяющему подняться на велопешеходный тротуар по путепроводу. Для этого нужно окультурить съезд с улицы Куйбышева в сторону железной дороги и сделать через него приподнятый пешеходный переход.
Наши предложения по участку между Сибирским трактом и Куйбышева:
4.1. Обсустроить двустороннюю велосипедную дорожку шириной 3 метра (и частично велопешеходный тротуар) по западной стороне нижнего уровня развязки.
4.2. Выполнить пересечения тротуаров и велодорожек с местными проездами в приподнятом варианте.
4.3. В объеме, допустимом границами проекта развязки, начать обустройство двух односторонних велодорожек шириной 2 метра по улице Куйбышева.
4.4. Предусмотреть более плавную трассировку тротуара, соединяющую восточную сторону развязки с улицей Куйбышева, отодвинуть данный тротуар по возможности от проезжей части, а также предусмотреть прямую дорожку к лестнично-лифтовому узлу.
4.5. Обустроить съезд с улицы Куйбышева в сторону железнодорожных путей и предусмотреть приподнятый пешеходный переход через него для связи пешеходной инфраструктуры улицы Куйбышева с лестнично-лифтовым узлом.
4.6. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
5. Перекресток Комсомольская-Бычковой-Объездная
Здесь у нас начинаются самые большие расхождения с текущим вариантом проекта. В первую очередь, давайте рассмотрим, что не так с существующим решением этого участка.
Во-первых, здесь предусмотрен подземный пешеходный переход. Не такой подземный переход, который мы обсуждали в одном из прошлых материалов, с плавными спусками с обеих сторон и сквозным просматриванием, в вполне себе заурядный — с лестницами. При этом, чтобы попасть в этот подземный переход, все равно придется пересечь проезжую часть и со стороны Синих Камней, и со стороны «Калины».
На мой взгляд, пересечение в разных уровнях для пешеходов и велосипедистов на этой развязке вполне уместно, однако, стоило бы попробовать сделать его с плавными спусками (уклон не более 5%) и просматриваемым насквозь, чтобы это пересечение не стало угрозой общественной безопасности.
Во-вторых, текущая конфигурация развязки не предполагает в перспективе устройства выделенной линии общественного транспорта — трамвая или БРТ — по оси улицы Комсомольской и переулка Базового. Город развивается и такая линия, очевидно, потрбуется в обозримом будущем, о чем я уже подробно писал в рамках предложений к проекту Генплана-2035 по развитию трамвайной системы.
В-третьих, текущая конфигурация не предполагает прямолинейного выезда из города на Дублер Сибирского тракта. Выезд из города в сторону области реализован через достаточно длинную петлю вдоль зданий концерна «Калина», под путепроводом и выездом на развязку на участке серьезного переплетения потоков. По сути, чтобы выехать из города, нужно будет заехать в район Синие Камни в районе Хрустальной, а потом выехать из него.
Учитывая, что выездов на Дублер Сибирского тракта из центра города у нас всего два — на Малышева и у «Калины», на мой взгляд, он должен быть сделан более прямолинейным и удобным.
В-четвертых, въезд в город (в район Втузгородка) со стороны Дублера Сибирского тракта спроектирован таким образом, что движение по нему будет конфликтовать с выездом из района Синие Камни и въездом в город со стороны Базового переулка. Непосредственно перед регулируемым перекрестком в зоне накопления очереди машин перед светофором водитялям придется перестраиваться из ряда в ряд, чтобы проехать, куда им нужно.
В-пятых, не предполагается прямого доступа собственно в район Синие Камни. Если для автотранспорта петли под путепроводами еще допустимы, то для общественного транспорта они прямо противопоказаны.
Для контекста, в Москве при реформе маршрутной сети сделали несколько дополнительных светофоров на Садовом кольце специально для того, чтобы автобусы могли пересекать его напрямую, а не петлять до ближайшего разворота, теряя время и пассажиров.
В случае с развязкой у «Калины» вполне уместным будет аналогичное решение. Прямой проезд для общественного транспорта гораздо важнее бессветофорного движения для личного автотранспорта, тем более, что фазы для пересечения магистрали общественным транспортом не должны быть особо длинными и проблем для движения по Объездной дороге это не создаст.
В-шестых, из-за стесненных условий в проекте получились очень короткие полосы разгона-торможения. Они укладываются в нормативы, однако ситуация усугубляется тем, что это не просто съезды на второстепенные дороги. На развязке у «Калины» на участках длиной чуть более 100 метров должны будут пересекаться основные направления движения по развязке.
Например, при движении в сторону Сибирского тракта две полосы трафика с Комсомольской будут пересекать две полосы трафика, движущегося со стороны Дублера Сибирского тракта в сторону Базового.
На въезде в город со стороны Дублера Сибирского тракта трафик, въезжающий во Втузгородок, будет пересекаться с трафиком, движущимся с Егоршинского подхода в сторону Базового.
Трафик въезжающий во Втузгородок со стороны Сибирского тракта будет пересекаться с трафиком, который движется транзитом с Базового на Дублер Сибирского тракта.
Все эти пересечения — это потенциальные конфликтные точки, где велика будет вероятность возникновения ДТП, заторов и просто затруднений в движении, аналогичных тем, которые мы можем наблюдать, например, на Объездной дороге между Кольцовским трактом и улицей Белинского.
Решением всех этих проблем, на наш взгляд, является соединение напрямую улиц Комсомольская и Анны Бычковой и устройство регулируемого перекрестка на пересечении этих улиц и Объездной дороги.
Как это нам поможет? Во-первых, за счет изменения трассировки проезжей части, а также за счет отсечения части улицы Бычковой, параллельной Объездной дороге, появляется возможность создания велопешеходного тоннеля с плавными спусками в него, как со стороны «Калины», так и со стороны Синих Камней.
Во-вторых, появляется возможность устройства в будущем выделенной линии общественного транспорта по оси Комсомольская-Базовый. В наши предложения я включил выделенные полосы по центру проезжей части по Комсомольской до Библиотечной.
На Объездной же дороге в сторону Базового для устройства БРТ-коридора или трамвайной линии в перспективе можно будет задейстовать центральные полосы на центральном же путепроводе.
В-третьих, появляется прямой выезд шириной в три полосы движения из города на Дублер Сибирского тракта, минуя проезд вдоль зданий концерна «Калина» и без заезда в район Синие Камни.
В-четвертых, измененяется схема въезда в город со стороны Дублера Сибирского тракта. Теперь, чтобы повернуть на Комсомольскую в сторону Втузгородка, не нужно будет пересекать поток, выезжающий из района Синие Камни и въезжающий во Втузгородок со стороны Базового.
Для поворота же со стороны Дублера Сибирского тракта в проезд вдоль концерна «Калина» мы предлагаем выделить отдельную проезжую часть.
Изменение этого съезда на улицу Комсомольскую открывает возможность создания велопешеходного тоннеля под Комсмольской и одним из съездов с развязки и велопешеходной дорожки в сторону района ЖБИ. Опять же с соблюдением предельного уклона 5%. Об этой дорожке мы еще поговорим далее.
В-пятых, появляется возможность запустить общественный транспорт напрямую с Комсомольской на улицу Бычковой (60-й и 054-й маршруты сегодня).
Также мы можем обеспечить прямой выезд автобусов из района Синие Камни в сторону Сибирского тракта (маршрут №76 сегодня).
В-шестых, устройство регулируемого перекрестка позволит исключить большинство конфликтных переплетений потоков транспорта. При регулируемом движении не будет ситуаций, когда одновременно несколько потоков будут двигаться в пересекающихся направлениях — эти потоки будут проезжать перекресток в порядка очереди, определяемой светофорным регулированием.
Вы можете спросить, а не станет ли регулируемый светофор очередным местом концентрации пробок? Не станет.
Во-первых, на всех основных дорогах, подходящих к развязке у «Калины» — Дублере Сибирского тракта, Егоршинском подходе и переулке Базовом — есть светофоры. То есть подходящий к узлу трафик уже имеет достаточно разряженную соседними светофорами структуру, чтобы добавление регулируемого перекрестка не стало проблемой.
Во-вторых, светофорная фаза для прямого движения между Комсомольской и Бычковой не должна быть длинной. По сути нам нужно лишь пропустить общественный транспорт. Для личного же автотранспорта есть альтернативные проезды — под путепроводами. Пешеходов и велосипедистов мы пропускаем через велопешеходные тоннели, поэтому время для пересечения ими проезжей части учитывать не нужно. Таким образом светофор по большей части будет гореть зеленым для транспорта по Объездной.
В-третьих, перед перекрестком мы предусматриваем дополнительные полосы, которые позволят большему числу машин пересекать его за единицу времени.
Наконец, в-четвертых, если пробки все-таки будут возникать, ту же конфигурацию проезжей части можно приспособить для бессветофорного движения. Это обнулит улучшения для общественного транспорта, но при этом все улучшения для пешеходного и велосипедного движения останутся!
Итак, наши предложения по Комсомольской-Бычковой-Объездной:
5.1 Соединить напрямую улицы Комсомольская и Анны Бычковой с организацией регулируемого перекрестка на пересечении с Объездной дорогой.
5.2. Запроектировать велопешеходный тоннель под Объездной дорогой с плавными (уклон не более 5%) спусками как со стороны Комсомольской, так и со стороны Анны Бычковой.
5.3. Запроектировать выделенные полосы общественного транспорта по Комсомольской по центру проезжей части в пределах области работ, предусмотренной проектом развязки (от Объездной до Библиотечной).
5.4. Запроектировать велопешеходный тоннель под Комсомольской и велопешеходную дорожку шириной 4 метра в сторону района ЖБИ вдоль Объездной дороги.
5.5. Предусмотреть прямое движение общественного транспорта по улицам Комсомольская и Бычковой, а также прямой выезд общественного транспорта из района Синие Камни в сторону Сибиркского тракта.
6. Улица Комсомольская
Улица Комсомольская между Библиотечной и Объездной дорогой является бутылочным горлышком на выезде из города. Текущий вариант проекта практически никак не решает эту проблему, расширяя улицу на этом участке лишь до 4 полос.
Мы предлагаем расширить этот участок улицы до 8 полос: 4 полосы движения для автомобильного транспорта, движущегося в прямом направлении, 2 полосы движения для поворотов (налево на Библиотечную и дополнительная полоса перед Объездной), и две полосы движения для общественного транспорта — пока что автобусов, но в перспективе по этим же полосам можно будет построить трамвайную линию.
Проектом предусмотрены тротуары вдоль Комсомольской — вплотную к проезжей части, как и везде.
Мы предлагаем отделить тротуары от проезжей части газонами, а с западной стороны Комсомольской добавить также велосипедную дорожку. Пересечения с местными проездами должны быть выполнены в приподнятом варианте.
Наши предложения по Комсомольской:
6.1. Расширить проезжую часть улицы Комсомольской от Объездной дороги до Библиотечной до 8 полос движения: 6 полос для автотранспорта, 2 полосы для общественного транспорта.
6.2. Отдалить тротуары от проезжей части и посадить деревья на газонах между ними.
6.3. Обустроить велодорожку шириной 3 метра по западной стороне улицы Комсомольской.
6.4. Все пересечения тротуаров и велодорожки с местными проездами выполнить в приподнятом варианте.
6.5. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
7. Улица Анны Бычковой
Улица Анны Бычковой в текущем варианте проекта практически не меняется. Остается та же самая безразмерно широкая проезжая часть, те же неудобные тротуары в непосредсвенной близости от проезжей части.
На улицу Бычковой выходит проезд, проходящий под путепроводом над Егоршинской железной дорогой. При этом выезд с территории дома № 10 не соосен примыканию этого проезда.
В результате неудобно и автомобилистам, которым непонятно как поворачивать при выезде из двора, ни пешеходам, которым придется ютиться перед пешеходным переходом на узком пятачке тротуара.
Мы предлагаем расширить тротуар, ведущий от велопешеходного тоннеля под Объездной, до подъезда к дому Бычковой, 12, до 4 метров, чтобы этот тротуар мог работать, как велопешеходная дорожка совмещенного движения.
За счет сужения проезжей части улицы до нормативных значений (сейчас она значительно шире, чем необходимо), мы получаем возможность посадить деревья на газоне между проезжей частью и велопешеходной дорожкой.
Выезд с территории дома №10 мы предлагаем вывести непосредственно на перекресток улицы Бычковой с проектируемым проездом. Таким образом ситуация станет удобнее и для водителей, и для пешеходов.
Также будет рациональным перенести автобусные остановки «Гимназия Корифей» на получающийся регулируемый перекресток. Пешеходы смогут переходить дорогу по светофору, а не по нерегулируемому переходу.
Еще одная проблемная точка в этом районе — это пешеходный переход к ТРЦ «Комсмолл». Сейчас люди из района Синие Камни просто ходят напрямик через железную дорогу.
Между Синими Камнями и «Комсомоллом» есть также один обустроенный пешеходный переход через ж/д пути.
Проектом развязки предусмотрен весьма экзотическая пешеходная связь с «Комсомоллом». Сначала нужно дойти непосредственно до развязки, затем, двигаясь между съездом с развязки и автозаправкой, дойти до начала лестницы на путепровод. Далее — подняться по трем пролетам лестниц на путепровод, пройти по узкому тротуару путепровода над железной дорогой, затем спуститься по шести пролетам лестниц вниз и только тогда выйти к углу участка, на котором стоит торговый центр.
Могу поспорить, что 99% пешеходов будут, как и раньше ходить напрямик через железную дорогу. На велосипеде же этой предусмотренной в проекте связкой вообще воспользоваться не получится из-за огромного количества лестниц.
Между тем, высотная отметка улицы Бычковой в районе примыкания проектируемого проезда находится на 5,7 метра выше высотной отметки железнодорожных путей, что лишь на 70 см меньше, чем габарит приближения конструкций к этим самым путям. Это говорит о том, что от улицы Бычковой можно построить пешеходный мост над железной дорогой, лишь немного приподняв его разогнав разницу высот по пологому уклону. Со стороны же «Комсомолла» можно вообще состыковаться непосредственно с многоярусным паркингом, поскольку все равно мост ведет только к «Комсомоллу» — больше на этом участке ничего нет. В результате мы получим переход из района Синие Камни к ТРЦ вообще без лестниц на нем!
Не факт, что удастся такое решение включить в проект развязки, поскольку оно выходит за границы области работ, но по крайней мере, его нужно заложить на будущее, а не делать странное решение, которым никто не будет пользоваться. Что интересно, прямой переход к ТРЦ «Комсомолл» заложен и в проект планировки района развязки.
Наши предложения по улице Бычковой:
7.1. Расширить тротуар вдоль южной стороны улицы Бычковой до 4 метров и обозначить его, как велопешеходную дорожку совмещенного движения.
7.2. Отделить тротуар вдоль южной стороны улицы Бычковой от проезжей части газоном (за счет сужения проезжей части до нормативных значений) с посадкой на нем деревьев и кустарников.
7.3. Предусмотреть плавный спуск тротуара до уровня велопешеходного тоннеля под Объездной дорогой.
7.4. Изменить выезд с придомовой территории дома по ул. Бычковой, 10 таким образом, чтобы он частью регулируемого перекрестка.
7.5. Предусмотреть перенос автобусной остановки «Гимназия Корифей» к регулиуемому перекрестку улицы Бычковой и проектируемого проезда.
7.6. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
7.7. Изменить решение по доступу пешеходов и велосипедистов со стороны района Синие Камни к ТРЦ «Комсомолл» на велопешеходный мост вдоль проектируемого проезда — без лестниц, с плавным подъемом от улицы Бычковой и с соединением непосредственно с одним из уровней многоярусного паркинга ТРЦ.
8. Участок улицы Бычковой вдоль Объездной дороги
Участок улицы Бычковой вдоль Объездной дороги в текущем варианте проекта практически не меняется. Предусмотрен выезд на Объездную дорогу, но все остальное — избыточно широкая проезжая часть, неудобный тротуар в непосредственной близости от проезжей части — все это остается без изменений.
При этом, замечу, ликвдируется проезд по Бычковой в сторону Хрустальной. Вы сможете лишь повернуть направо для выезда на Объездную.
В районе начала улицы Хрустальной получается совершенно безразмерный нерегулируемый перекресток, который к тому же еще как-то должны пересекать пешеходы, чтобы попасть на лестницу, ведующую на пешеходный тротуар путепровода.
Мы предлагаем передвинуть проезжую часть ближе к Объездной и за счет этого расширить тротуар до 4 метров, а также отделить его от проезжей части газоном с посадкой деревьев и кустарников.
Таким образом в зоне строительства развязки мы превращаем неудобный тротуар вдоль дороги в полноценный велопешеходный променад, отделенный от проезжей части газоном и посадкой деревьев. В перспективе таким образом можно будет усовершенствовать тротуар вокруг всего района!
Перекресток в начале улицы Хрустальной мы предлагаем оформить в виде кольцевой развязки. А на выезде на Объездную предусмотреть канализирование потоков при помощи островков безопасности.
В районе пешеходного доступа на тротуары путепровода мы предлагаем сдвинуть и лестнично-лифтовые узлы, и тротуар, чтобы они находились в стороне от проезжей части.
Наши предложения по участку Бычковой вдоль Объездной:
8.1. Сдвинуть проезжую часть ул. Бычковой ближе к Объездной дороге.
8.2. Расширить тротуар вдоль ул. Бычковой до 4 метров и обозначить его как велопешеходную дорожку совмещенного движения.
8.3. Посадить деревья и кустарники между тротуаром и проезжей частью.
8.4. Предусмотреть отдельное от проезжей части освещение тротуара и установку малых архиектурных форм вдоль него (скамеек, урн и т.д.)
8.5. Организовать перекресток Хрустальная-Бычковой, как кольцевую развязку.
8.6. Предусмотреть двустороннее движение по Бычковой в сторону Хрустальной, канализировав потоки на участке съезда с ул. Бычковой на Объездную дорогу.
8.7. Сдвинуть лестничный и лестнично-лифтовой узлы в сторону от проезжей части, чтобы создать возможность проложить тротуар в стороне от проезжей части проезда под путепроводом.
9. Путепровод через Егоршинскую железную дорогу
В пункте 5 о перекрестке Комсомольская-Объездная-Бычковой мы уже предусмотрели создание велопешеходной дорожки в сторону ЖБИ. Теперь посмотрим, как конкретно она сможет прийти в этот район.
Проект развязки предусматривает замену путепровода над Егоршинской железной дорогой. Его заменят два более широких путепровода. Северный из этих путепроводов (на въезд в город) имеет 4 полосы движения.
При этом со стороны Дублера Сибирского тракта в город въезжает 2 полосы движения, а со стороны Егоршинского подхода фактически лишь одна.
Исходя из этого, одна полоса на путепроводе лишняя, и ее можно использовать для создания велопешеходной дорожки, без увеличения ширины и стоимости самого путепровода.
Далее в сторону ЖБИ проект предусматривает частичную реконструкцию съезда с Егоршинского подхода в сторону «Калины». По какой-то причине проектировщики посчитали необходимым сделать более плавный поворот, что, кстати, усугубляет ситуацию с переплетением потоков, поскольку сокращает длиную полосы разгона-торможения.
Можно пойти другим путем и, наоборот, реконструрировать съезд таким образом, чтобы поворот был более крутым, а сам съезд примыкал к основной проезжей части ближе к ЖБИ, а не к «Калине». В этом варианте у нас появляется возможность создать плавный спуск для пешеходов и велосипедистов под этот съезд, а затем плавный подъем до уровня путепровода через Дублер Сибирского тракта.
Кроме того, так как путепровод через железную дорогу заменяется, расширяется пространство под ним и появляется возможность вписать велопешеходную дорожку, к которой тоже можно сделать съезд со стороны ЖБИ.
В результате мы получаем безопасную и удобную велопешеходную связь ЖБИ с «Комсомоллом».
Наши предложения по путепроводу через Егоршинскую железную дорогу
9.1. Выделить одну из полос нового северного путепровода через ж/д под велопешеходную дорожку совмещенного движения шириной 4 метра, либо расширить путепровод без изменения числа полос для автотранспорта.
9.2. Изменить трассировку съезда с Егоршинского подхода в сторону Комсомольской с созданием разноуровневого пересечения для пешеходов и велосипедистов и плавным спуском к нему со стороны путепровода через ж/д.
9.3. Создать плавный велопешеходный подъем к уровню путепровода через Дублер Сибирского тракта.
9.4. Предусмотреть велопешеходный спуск под путепровод над Егоршинской ж/д с для создания безопасной и удобной велопешеходной связи района ЖБИ с ТРЦ «Комсомолл».
Большие идеи
За множеством конкретных предложений легко упустить большие идеи, которые мы сформулировали вначале и ради чего собственно мы всё это и предлагаем, поэтому давайте посмотрим, чего же мы добьемся, если проведем наши предложения в жизнь.
Непрерывная велопешеходная связь между ЦПКиО и ЖБИ со съездами в прилегающие районы
По этой велопешеходной дорожке можно будет проехать, практически не пересекаясь с проезжей частью. В будущем она может стать частью кольцевого велопешеходного маршрута, связвающего между собой зеленые зоны, расположенные вокруг центральной части Екатеринбурга.
Начало создания линии общественного транспорта по Комсомольской и Базовому переулку
С западной стороны города у нас есть очень эффективная трамвайная линия, проходящая по улицам Бакинских Комиссаров, Донбасской, Бебеля и Халтурина, далее уходящая на ВИЗ по Кирова, Татищева и Викулова и затем выходящая в Юго-Западный район в районе Серафимы Дерябиной. В среднесрочном будущем эта линия может также продолжиться в Академический район.
Объективно городу нужна аналогичная линия и с восточной стороны — по Шефской, Комсмольской и Базовому. Периферийные районы должны быть связаны не только через центр, но и по хордовым направлениям и именно через развязку у «Калины» эта хорда может проходить.
Первоначально это может быть просто автобусный маршрут, который затем перерастет в линию БРТ, а затем и в трамвайную линию.
Прямой доступ на Синие Камни
Мы сохраняем возможность прямого доступа в район Синие Камни, в том числе для общественного транспорта. Это означает, что в перспективе здесь может появитсья трамвайная линия со стороны улиц Гагарина и Библиотечной, о которой я уже писал в предложениях к генплану.
Удобная и безопасная развязка для автомобилистов
Оптимизировав решение узла у концерна «Калина» мы ликвидировали несколько участков переплетения транспортных потоков, которые в перспективе стали бы местами концентрации ДТП и в целом увеличивали бы уровень стресса у участников движения. Движение в предлагаемом нами варианте будет более предсказуемым, а значит, более безопасным!
Что осталось незавершенным?
Границы проектирования развязки у «Калины» не позволили полностью решить вопрос велопешеходной связи между ЦПКиО и ЖБИ с ответвлениями в прилегающие районы. Со стороны ЖБИ остаенется нерешенным вопрос преодоления путепровода над Дублером Сибирского тракта. Там есть технический тротуар, который можно использовать.
В перспективе же хотелось бы расширить путепровод, создав полноценную велопешеходную дорожку, как и на всех остальных участках, шириной 4 метра.
Также не решен вопрос спуска с этого путепровода к улице Новгородцевой на ЖБИ. Здесь, кроме «козьих троп», которыми, за неимением лучшего, пользуются люди, нет вообще ничего.
Со стороны ЦПКиО же зона работ не доходит непосредственно ни до ЦПКиО, ни до Парка Лесоводов.
Ситуация дополнительно осложняется тем, что с западной стороны переулка Базового есть участок с очень узким тротуаром и лестницей.
Эту проблему можно решить, создав ответвление от переулка Базового в районе картинг-клуба, с использованием уже существующей пешеходной дорожки в парке и моста над детской железной дорогой.
Для доступа же к Парку Лесоводов нужно будет продлить велопешеходную дорожку с восточной стороны Базового и сделать переход через железную дорогу, хотя бы в одном уровне.
В более долгосрочной переспективе было бы целесообразным связать ЦПКиО и Парк Лесоводов велопешеходным мостом над Базовым и железной дорогой с плавными спусками с обеих сторон.
Вдоль Полевской железной дороги можно будет также построить велопешеходный маршрут, идущий на юг в сторону Уктуса и Вторчермета.
В любом случае, развязка у «Калины» — это краеугольный камень. Если не сделать ее правильно, то все остальные части, если и не потеряют смысла совсем, то сильно пострадают в своей функциональности.
Как поддержать эти изменения?
Чтобы поддержать данные предложения, вы можете:
1. Подписать петицию на change.org. Петиции не имеют юридической силы, но имеют неформальный вес, если их подписывает большое число людей.
2. Написать обращение в администрацию Екатеринбурга:
Прошу рассмотреть возможность внесения изменений в проект реконструкции транспортной развязки на пересечении переулка Базового с улицей Комсомольской и Сибирским трактом, изложенных подробно по ссылке: http://www.livestreets.ru/2020/05/uluchshayem-proekt-razvyazki-u-kaliny/
Считаю, что внесение данных изменений позволит значительно улучшить проект развязки, сделав ее удобной для пешеходов, велосипедистов и пользователей общественного транспорта, а также позволит повысить уровень безопасности дорожного движения на данном объекте за счет оптимизации схемы движения автотранспорта.
3. Написать обращение в Правительство Свердловской области:
В связи с планами Правительства Свердловской области по финансированию рекоструации транспортной развязки на пересечении переулка Базового с улицей Комсомольской и Сибирским трактом прошу дать оценку предложениям по изменению данного проекта, разработанным инициативной группой граждан и изложенных подробно по ссылке: http://www.livestreets.ru/2020/05/uluchshayem-proekt-razvyazki-u-kaliny/ , а также рассмотреть возможность рекомендовать данные предложения к реализации Администрации города Екатеринбурга.
Считаю, что внесение данных изменений позволит значительно улучшить проект развязки, сделав ее удобной для пешеходов, велосипедистов и пользователей общественного транспорта, а также позволит повысить уровень безопасности дорожного движения на данном объекте за счет оптимизации схемы движения автотранспорта.
4. Написать обращение в Министерство транспорта РФ
Довожу до вашего сведения, что Администрация города Екатеринбурга и Правительство Свердловской области планируют в 2020 году начать реализацию проекта по реконструкции транспортной развязки на пересечении переулка Базового с улицей Комсомольской и Сибирским трактом в Екатеринбурге. Данная развязка связывает внешние автодороги — Московский тракт (через Объездную дорогу) и Дублер Сибирского тракта (трасса Е22), а также несколько улиц общегородского значения в Екатеринбурге. Данная транспортная развязка преимущественно обслуживает автомобильный транспорт (в том числе транзитные потоки), однако через нее также проходят маршруты НГПТ и межрайонные пешеходные и велосипедные коммуникации. Это обстоятельство практически не было учтено при разработке проекта развязки, в результате чего уровень транспортного обслуживания пешеходов, велосипедистов и пользователей общественного транспорта не только не повысится, но значительно деградирует по завершении реализации проекта. Инициативная группа граждан, жителей Екатеринбурга, разработала серию предложений по изменению указанного проекта реконструкции транспортной развязки с тем, которые позволят повысить уровень транспортного обслуживания пешеходов, велосипедистов и пользователей НГПТ. Данные предложения подробно изложены по ссылке: http://www.livestreets.ru/2020/05/uluchshayem-proekt-razvyazki-u-kaliny/
Прошу ознакомиться с данными предложениями, дать им оценку, а также рассмотреть возможность рекомендовать их к реализации Правительству Свердловской области и Администрации г. Екатеринбурга.
5. Распространить информацию об этих предложениях в социальных сетях!
Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий