Администрация Екатеринбурга провела тендер для определения компании, которая должна запроектировать капитальный ремонт улицы Малышева от улицы Крауля до улицы Высоцкого.
Почему это важно? В конце концов каждый год в городе проходят десятки ремонтов. Дело в том, что «капитальный ремонт» — это не просто замена покрытия проезжей части, которую мы привыкли видеть. Это такой тип ремонта, при котором можно менять габариты проезжей части, делать новое благоустройство и т.д.
Помните, мы с вами писали по поводу того, что в рамках ремонта не планируется устройство новых тротуаров на Широкой Речке? Администрация нам ответила, что в рамках ремонта они не могут делать на улице ничего нового. Так вот с Малышева совсем другой случай: в рамках капитального ремонта эту улицу можно изменить практически до неузнаваемости. Это тот самый проект, который несколько раз в прошлом году анонсировал Александр Высокинский, говоря о том, что это будет ремонт «от фасада до фасада». В общем, учитывая роль улицы Малышева в жизни города, проект супер-важный!
На данный момент определен поставщик и контакт заключен с компанией ООО «РАНПРОФПРОЕКТ». Никаких сведений о предыдущих проектах этой организации в интернете мне обнаружить не удалось, поэтому пока что можно утверждать, что мы покупаем кота в мешке.
На мой взгляд, это еще один повод нам всем подумать о том, какой же мы хотим видеть видеть улицу Малышева в будущем. В этом материале я хочу предложить пять элементов, которые, на мой взгляд, обязательно должны появиться в проекте капитального ремонта улицы Малышева.
1. Выделенные полосы для автобусов и троллейбусов по центру проезжей части
Администрация Екатеринбурга уже несколько раз пыталась внедрить выделенные полосы для об на улице Малышева и получалось это со скрипом. В итоге выделенки на Малышева существуют, но работают не слишком хорошо. Они сделаны не на всем протяжении улицы, они прерываются перед перекрестками, а также они часто не работают из-за припаркованных машин.
Проблема в том, что правые крайние правые полосы на городских улицах, как правило, являются очень неудачным местом для устройства выделенных полос. Крайние правые полосы обеспечивают не только правые повороты на перекрестках, но и доступ к застройке. Это и повороты во дворы, и парковка, в том числе, в тех местах, где она запрещена. Даже если на участке улицы стоит знак «остановка запрещена», все равно найдутся те, кто остановится с аварийкой «на 5 минут»: это и такси, и доставка всего, чего угодно, и обычные автовладельцы, которые кого-нибудь ожидают. В условиях пробок достаточно одного такого остановившегося автомобиля, чтобы выделенка перестала работать.
Однако правые полосы — это не единственное место, где могут находиться выделенные полосы. Посмотрите на трамвай: он едет по центру проезжей части и по этой причине у него на пути гораздо меньше помех! Единственное, с чем пересекается путь трамвая — это левые повороты и развороты, а эти маневры, как правило совершаются по отдельному сигналу светофора, либо могут быть переведены в режим отдельного сигнала. Почему же выделенки для автобусов и троллейбусов не могут также находиться по центру?
То, что выделенки для автобусов по умолчанию делают в крайних правых полосах, на самом деле, не более чем стремление к экономии. Автобусные остановки расположены на тротуарах. Если делать выделенки по центру проезжей части, то остановки придется делать платформенного типа, как у трамвая, а это достаточно дорого и долго.
Однако, у нас же тут «капитальный ремонт» и это замечательная возможность сделать и выделенки по центру проезжей части, и остановочные платформы для них. Сделав это, мы превратим улицу Малышева в первую в городе линию скоростного автобусного транспорта! О том, как такая линия сможет работать в рамках транспортной системы города, мы поговорим в одном из следующих материалов.
Идея создания коридора скоростного автобусного транспорта по Малышева становится еще более актуальной в контексте еще одного отказа со стороны федерального Минфина в финансировании строительства второй линии метро. Теперь можно быть оконочательно уверенными в том, что нам нужно выжимать из наземного транспорта всё, что можно!
2. Пересадочный узел у «Центральной гостиницы»
Центр Екатеринбурга пересекают два основных транспортных коридора для пневмоколесного общественного транспорта: с запада на восток — улицы Крауля, Репина и Малышева; с севера на юг — улицы Сведлова, Карла Либкнехта, Белинского и Розы Люксембург. Эти транспортные коридоры пересекаются на кольце у «Центральной гостиницы».
Оптимальным способом организации движения общественного транспорта по этим транспортным коридорам является создание двух прямых маршрутов «запад-восток» и «север-юг», однако есть проблема. Если пассажиру общественного транспорта нужно будет повернуть у «Центральной гостиницы», то ему придется сделать пересадку.
Сегодня это очень неудобно, поскольку остановки на пересекающихся улицах Малышева, Белинского, Розы Люксембург и Карла Либкхента расположены очень далеко друг от друга. Проблема отчасти решается наличием Г-образных маршрутов, которые у «Центральной гостиницы» поворачивают и меняют направление движения. Однако, это решение не оптимально и его можно улучшить.
Капитальный ремонт улицы Малышева позволит реорганизовать кольцо у «Центральной гостиницы» таким образом, чтобы пересадка между пересекающимися маршрутами по Малышева и по Белинского-Либкнехта-Люксембург могла осуществляться без смены остановочной платформы! То есть, вы едете на своем автобусе или троллейбусе, выходите, садитесь в следующий автобус, который идет в перпендикулярном направлении и вот вы уже повернули и едете в нужную вам сторону!
Как это сделать? Об этом мы поговорим в следующих материалах.
3. Велодорожки по всей длине улицы Малышева
Центр Екатеринбурга с запада на восток пересекают две основные транспортные магистрали: Ленина и Малышева. С велодорожками на Ленина всё не слишком хорошо. В 2017 году город попытался построить велодорожки на участке между Московской и Вайнера. Получилось так себе. Велодорожки прерываются перед перекрестками, они слишком узкие и во многих местах проложены так, что проехать по ним невозможно, не конфликтуя с пешеходами. Реально пригодным для движения можно считать участок между Московской и Сакко и Ванцетти по южной стороне. Все остальное когда-нибудь придется переделывать заново и делать нормально.
В 2019 году город администрация Екатеринбурга отказалась от «капитального ремонта» или «реконструкции» участка проспекта Ленина от Гагарина до Карла Либкнехта, ограничившись обычным «ремонтом», но с заменой покрытия тротуаров на гранит. Поскольку это был обычный «ремонт», то геометрия улицы не менялась и, соответственно, никаких велодорожек на улице не появилось. На мой взгляд, идея проведения этого «ремонта» изначально была ошибочной и то, что получилось в результате, по разным причинам придется переделывать и доделывать в недалеком будущем.
Капитальный ремонт улицы Малышева дает второй шанс на создание удобного коридора для велосипедного движения (а на самом деле для всех многочисленных средств микромобильности, в том числе электрических) по направлению «запад-восток». Этим шансом нужно воспользоваться!
4. Возвращение параллельной парковки
В Екатеринбурге давно наметилась тенденция повсеместного запрета парковки. Делается это в угоду повышению пропускной способности улиц. Во многих случаях это оправдано, но не стоит выплескивать с водой и ребенка. Уличная парковка приносит пользу, причем не только автомобилистам!
Конечно, прямая выгода от парковки идет автомобилистам и владельцам заведений на первых этажах (которых на Малышева очень много), в которые эти автомобилисты могут приехать. Однако, парковка вдоль бордюра также приносит пользу и пешеходам, поскольку она защищает их от движущегося транспорта на проезжей части. Это защита реальная — полуторатонные металлические «блоки» не дадут движущимся машинам выехать на тротуар (например, в случае ДТП); и это защита психологическая — под прикрытием буфера из автомобилей по тротуару идти или ехать на велосипеде по велодорожке гораздо спокойнее, чем когда совсем рядом проезжают машины и автобусы.
О том, как уличная парковка может работать для защиты пешеходов, я уже подробно писал ранее.
5. Возвращение наземного перехода на Малышева-Вайнера
При строительстве пешеходной улицы Вайнера было принято странное решение ликвидировать на ней пешеходные переходы в одном уровне. В результате улицы Малышева и Радищева приходится переходить по подземным переходам. Это решение сильно осложняет жизнь горожанам, у которых проблемы с мобильностью — от инвалидов-колясочников до пожилых людей и родителей с детьми, а также в целом негативно влияет на работу пешеходной улицы, как общественного пространства.
Наиболее зримо это негативное влияние было видно, например, во время матчей Чемпионата мира по футболу, когда бар «Американка» стал одним из мест притяжения болельщиков. На северной стороне улицы Малышева, где расположен бар, во время матчей было не протолкнуться, а на южной, которая всего лишь через подземный переход, людей было гораздо меньше, хотя там тоже есть заведения. Люди не любят ходить по подземным переходам и в большинстве случаев предпочтут избегнуть этого, особенно, если они гуляют ради отдыха, для чего пешеходная улица Вайнера в том числе и существует.
Капитальный ремонт улицы Малышева позволит избавиться от подземного перехода на пересечении с Вайнера. Нет, конечно, сам подземный переход останется, — пусть в нем будут магазины и «кофе с собой» — но можно будет создать возможность перейти улицу по поверхности при помощи обычного светофора.
Светофор в этом месте не будет сдерживать транспортный поток сильнее, чем это уже делают светофоры на пересечениях Малышева с такими улицами как 8 Марта и Московская, поэтому на ситуацию с пробками он никак не повлияет.
6. Строительство велопешеходных дублеров Каменного моста
Мост через Исеть на улице Малышева является старейшим каменным мостом в Екатеринбурге. Он является памятником архитектуры, поэтому его изменение его внешнего облика запрещено. Вместе с тем, мост по своим характеристикам уже давно не отвечает потребностям города. Он слишком узок для транспорта и на нем крайне мало места для пешеходов.
Одним из способов выхода из ситуации является строительство легких мостов-дублеров по сторонам от основного моста только для пешеходов и велосипедистов. Эти мосты не будут затрагивать конструкцию основного Каменного моста, а то, что на них не будет приходиться транспортная нагрузка, позволит сделать их более компактными, чтобы и со стороны Исторического сквера, и со стороны набережной Исети оставался обзор на исторические каменные арки.
На основном же мосту данное решение позволит убрать тротуары и расширить проезжую часть до полноценных четырех полос, что особенно важно, учитывая наши планы по выделенным полосам для общественного транспорта.
Капитальный ремонт улицы Малышева — это первый за долгое время случай, когда улицу в центре города можно сделать правильно. Последний раз такое было при строительстве улиц вокруг Центрального стадиона. Тогда я много работал, пытаясь внести изменения в проект, но, к сожалению, подключился слишком поздно.
В этот раз ситуация гораздо более благоприятная: во-первых, проектирование еще не началось, а во-вторых, у меня уже есть предварительные наработки по этой улице, которые я делал в разное время и по разным поводам.
Новая улица Малышева становится постоянной рубрикой на «Живых улицах». Будем следить за ходом проектирования и предлагать свои варианты проектных решений!
Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!
Добавить комментарий