В Екатеринбурге проходит общественное обсуждение проекта нового генерального плана развития города до 2035 года. Заместитель главы города по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин призвал всех желающих присылать предложения и замечания. Несмотря на то, что общественные обсуждения носят рекомендательный характер, думаю, что нужно воспользоваться этим предложением. По крайней мере это хорошее упражнение для ума — попытаться сформулировать, каким мы сами хотим видеть наш город.
Я взялся проанализировать ту часть генплана, которая касается развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также сформулировать предложения к документу.
Эта статья — первый из серии материалов, посвященных проекту генерального плана развития Екатеринбурга до 2035 года.
Генплан-2025 — приспособление к автомобилизации
Начать, на мой взгляд, следует с признания того, что новый генплан без преувеличений является революционным с точки зрения подхода к развитию транспортной системы. Если мы посмотрим на предыдущий генплан Екатеринбурга (до 2025 года), что мы там увидим? Мы увидим тотальное приспособление города к автомобилизации. Предполагалось расширение проезжих частей улиц и строительство транспортных развязок в разных уровнях даже в центре города! Например, развязки предполагалось построить на Московской-Ленина, Московской-Куйбышева, Ленина-Восточной и т.д.
Из всего этого великолепия мы получили только развязку на Московской-Большакова-Фурманова и можно с уверенностью сказать: «Спасибо, что только её!» Хотя лучше бы и её снести и, возможно, для этого появится повод. Но об этом позже.
В генплане до 2025 года также на полном серьезе было прописано строительство автомобильных транспортных тоннелей, пересекающих центр города.
Предполагалось строительство десятков внеуличных — надземных и подземных — переходов. В частности подземные переходы планировалось построить на перекрестках 8 Марта-Малышева, 8 Марта-Ленина, Восточная-Малышева, Восточная-Куйбышева и т.д.
Все это подавалось, разумеется, под соусом заботы безопасности пешеходов, но понятно, что реальной целью было убрать пешеходов с проезжей части, чтобы они «не мешали движению транспорта». В этой парадигме были построены подземные переходы на Вайнера-Малышева и Вайнера-Радищева, а также убраны наземные пешеходные переходы при строительстве входов на станции метро.
Предыдущий генплан декларировал необходимость приоритета общественного транспорта, но фактически не предусматривал никаких мер для обеспечения этого приоритета. В нем нет упоминания выделенных полос или обособления трамвайных путей в центре города и хотя последняя мера впоследствии появилась в стратегическом проекте «Удобный общественный транспорт»
Весьма специфический подход был к развитию трамвая. С одной стороны декларировалась важность трамвая, как основного вида наземного транспорта, но в то же время предполагалось снятие трамвайных путей с улицы 8 Марта под предлогом того, что трамвай на ней «дублирует метро». Сегодня мы знаем, что у трамвая на этой улице есть своя роль и факт некотрого дублирования метро не является проблемой, но тогда это казалось самоочевидным: зачем вам трамвай, когда есть метро?
Генплан-2025 — построение мультимодальной транспортной системы
Новый генплан подходит к вопросам транспорта совершенно иначе. Нет, он не запрещает автомобили но он признает, что город не может развиваться с опорой на личный автотранспорт. Поэтому приоритет отдается общественному транспорту пешеходам и немоторизованным способам передвижения (велосипедам, электросамокатам и т.п.)
В новом генплане по-прежнему предусмотрено много дорожного строительства, но в основном оно сосредоточено в периферийных районах. Никаких многоуровневых развязок в центре города.
Большое внимание уделено развитию трамвайной системы. Например, линия по улице 8 Марта не только не ликвидируется, но предполагается ее восстановление на участке между Радищева и Ленина, а также продление по Елицина до Челюскинцев.
Впервые в генплане есть не только упоминание приоритета общественного транспорта, но также приводятся конкретные улицы, на которых должны появиться выделенные полосы. Список этих улиц не слишком длинный, но само его наличие — это уже хорошо.
Наконец, впервые в генплане есть целый раздел, посвященные пешеходному движению и немоторизованному транспорту — велосипедам, электросамокатам и т.п. Эти способы передвижения не рассматриваются, как какое-то историческое недоразумение, которое скоро прекратит свое существование, но, напротив, заявляются, как приоритетные! Я думаю, только за одно это разработчиков нового генплана можно похвалить!
Всем спасибо, все свободны?
После моей похвалы новому генплану вы, возможно, скажете: «Ну, если всё так хорошо, то, наверно, и не нужно ничего добавлять?» Не совсем так. Новый генплан в том, что касается транспорта, хорош на концептуальном уровне. Очень здорово, что нам не нужно будет бороться с идеей города-автостоянки с многоуровневыми развязками и подземными переходами на каждом шагу. Есть города, например, соседний Челябинск, где ситуация именно такова и там активистам приходится бороться с развязками и подземными переходами.
Мы сегодня оказались в гораздо более благоприятной ситуации, когда мы в целом согласны с направлением развития транспортной системы и можем обсудить, что конкретно имеет смысл сделать в ближайшие годы, чтобы в этом направлении продвинуться. Этим мы в ближайшее время и займемся.
Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!
Добавить комментарий