В Екатеринбурге проходит общественное обсуждение проекта нового генерального плана развития города до 2035 года. В прошлых материалах мы поговорили о том, какие трамвайные линии планируется построить в городе до 2025 года, а также на рассчетный срок. Сегодня же пришло время поговорить о том, как можно улучшить планы по развитию трамвайной системы, предложенные в проекте генплана.
Эта статья — четвертая из серии материалов, посвященных проекту генерального плана развития Екатеринбурга до 2035 года.
Обособление трамвайных путей
Прежде, чем говорить о строительстве каких-либо новых трамвайных линий, необходимо обратить внимание на проблему, не решаемую десятилетиями, а именно — на обособление трамвайных путей.
В проекте генплана присутствует перечень улиц, на которых предполагается выделить полосы для автобусов и троллейбусов, но при этом нет никакого упоминания об обеспечении приоритета трамвайного движения. Между тем, без обособления трамвайных путей, ни о каком реальном развитии трамвайной системы говорить невозможно. Большая часть маршрутов проходит через центр города, где трамваи вынуждены стоять в пробках и это нарушает работу системы в целом.
Для обеспечения бесперебойной работы трамваев в городе необходимо обособить бордюрным камнем порядка 25 км трамвайных путей, а именно на следующих улицах:
- Проспект Ленина от Московской до Гагарина — 4 км
- Улица 8 Марта от Радищева до Южной — 3,5 км (исключая уже обособленный участок рядом с Дендрарием)
- Улица Куйбышева от 8 Марта до Луначарского — 1,3 км
- Улица Луначарского от Челюскинцев до Тверитина — 3,9 км
- Улица Челюскинцев от Макаровского моста до Стрелочников — 0,6 км
- Улицы Московская и Челюскинцев от Малышева до Макаровского моста — 1,7 км
- Улица Гагарина от Блюхера до Малышева — 1,3 км
- Улица Малышева от Гагарина до Мира — 0,4 км
- Улица Высоцкого от развязки с Егоршинским подходом до Сыромолотова — 0,2 км
- Улица Викулова от Татищева до Металлургов — 1,35 км
- Улица Белореченская от Шаумяна до Посадской — 0,8 км
- Улица Радищева от Московской до 8 марта — 1 км
- Улица Победы от Бакинских Комиссаров до Кузнецова — 2,1 км
- Улица Старых Большевиков от Энтузиастов до Фронтовых Бригад — 1,4 км
- Улица Фронтовых Бригад от Старых Большевиков до Электриков — 1,3 км
- Улица Кирова в районе трамвайного кольца — 0,2 км
Обособление можно производить четырьмя путями:
1. Бордюрным камнем с сохранением твердого покрытия в междупутье
Такой вариант уместен, когда необходимо обеспечить движение по трамвайным путям пневмоколесного общественного транспорта, а также автомобилей экстренных служб. При сохранении твердого покрытия в междупутье необходимо вести видеофиксацию нарушений.
2. Бордюрным камнем с открытием рельсо-шпальной решетки
Такой вариант может быть уместен на протяженных участках с невысокими эстетическими требованиями (улица Фронтовых Бригад и т.п.). Данный тип обособления эффективен и не требует видеофиксации нарушений.
3. Бордюрным камнем с устройством травяного покрытия в междупутье
Данный вид обособления следует применять на улицах с повышенными эстетическими требованиями и дефицитом озеленения (по сути, все улицы в центре города).
4. Разметкой с обязательной видеофиксацией нарушений
Практика показывает, что обособление разметкой работает, только если ведется видеофиксаций нарушений и автомобилисты знают, что выезд на трамвайные пути гарантированно обернется штрафом. Однако даже в этой ситуации водителей трамваев инструктируют двигаться медленно вдоль стоящих в пробке машин, отделенных от трамвайных путей лишь линией разметки, чтобы можно было избежать столкновения с внезапно выехавшей на пути машиной.
Исходя из этого, обособление разметкой даже при условии наличия видеофиксации нарушений, следует рассматривать лишь, как промежуточный вариант, до перехода к обособлению бордюрным камнем.
Подробнее почитать об обособлении трамвайных путей рекомендую в материале Аркадия Гершмана по ссылке.
Зачем планировать новые линии, если неизвестно, когда их построят?
Разобравшись с обеспечением приоритета трамвайного движения по существующим линиям, давайте перейдем к линиям перспективным. Однако перед тем, как начать их перечислять, еще раз напомню, зачем вообще мы планируем новые линии, если неизвестно, когда их строительство будет профинансировано.
Основной проблемой при строительстве новых трамвайных линий является необходимость реконструкции улиц. Если улица изначально не была спланирована под трамвайную линию, чтобы проложить ее, потребуется потратить очень много денег на изменение геометрии проезжей части, перенос инженерных коммуникаций, а в некоторых случаях и выкуп земельных участков, и строений. Соответственно, если мы планируем развитие трамвайной системы, то неплохо бы иметь под рукой достаточно амбициозный план под рукой, просто чтобы учитывать его при реконструкциях и строительстве новых улиц.
Следующим логично встает вопрос: а что делать с этими землеотводами под трамвай, пока нет возможности проложить по ним трамвайные пути? Традиционным на протяжении всей истории города был подход, когда эти будущие трамвайные коридоры просто оставались без использования, как например, улица Серова, где место под трамвайную линию занято озеленением и автостоянками.
В Академическом коридор под трамвайную линию долгое время был занят… газоном, несмотря на то, что автобусы все последние годы стояли в пробках на основной проезжей части.
Это происходит, потому что мы не воспринимаем трамвай, как результат эволюции линии общественного транспорта, но как самостоятельную технологию, которая либо есть, либо нет. При этом «минимально жизнеспособный продукт» в случае с трамваем — это очень дорогой проект даже в случае Екатеринбурга, где у нас есть существующие депо, технологическая база и подвижной состав.
Где же выход? На мой взгляд, выход состоит в признании того, что «минимально жизнеспособным продуктом» в общественном транспорте является автобусный маршрут. Автобусы стоят дешевле любого другого подвижного состава и они могут двигаться по существующим дорогам, поэтому автобусы есть более-менее по всему городу.
Как признание автобусного маршрута «минимально жизнеспособным продуктом» нам помогает? Представим, что город реконструирует участок улицы в центре города. Если по этой улице запланирована трамвайная линия, то при обычном подходе место под нее в лучшем случае оставят «в газоне», но это не очень эффективный способ использования дефицитного уличного пространства, изначально предназначенного под транспорт.
Если мы принимаем автобусный маршрут за базовый уровень и не стремимся сразу построить трамвайную линию, мы можем построить вместо нее обособленную проезжую часть только для автобусов.
В чем преимущество такого подхода? Во-первых, он начинает работать сразу же, как только у вас появляется первый такой участок. Вы запускаете на него существующие автобусные маршруты и вот уже пассажиры автобусов пролетают мимо пробок по выделенным полосам. Даже если участок всего 500 метров в длину — это уже хорошо для пассажиров.
Во-вторых, в отличие от трамваев, которые дальше конечной поехать не смогут, автобусы могут выезжать за пределы выделенных для них полос и двигаться дальше в общем потоке и обслуживать районы, где трамвая нет.
В принципе тот или иной маршрут может достаточно долго оставаться автобусным, но когда и если тот или иной коридор будет иметь пассажиропоток, с которым автобусы (в том числе сочлененные) уже не смогут справиться, тогда город сможет улучшить этот коридор до уровня трамвайной линии.
Главным плюсом такого подхода является то, что город может год за годом улучшать общественный транспорт, получая отдачу от каждого реализованного проекта, а не ждать бесконечно, пока «федерация даст денег на метро» или пока «частный инвестор построит трамвай».
Теперь же, принимая во внимание то, что мы имеем в виду под новыми «трамвайными линиями», посмотрим, какие же новые линии мы предлагаем.
1. Продление трамвайной линии по 8 Марта-Ельцина через Заречный микрорайон (2,9 км)
В предыдущем материале я уже похвалил разработчиков нового генплана за возврат трамвайной линии на улицу 8 Марта и строительство новой линии по улице Ельцина. Если реализовать этот проект, мы получим непрерывный трамвайный коридор по улице 8 Марта. Единственный его недостаток состоит в том, что у него нет самостоятельного выхода из центра города и он заканчивается Т-образным перекрестком на улице Челюскинцев. Однако, так уж сложилось, что как раз сейчас разрабатыватся проект планировки на реновацию района к северу улицы Челюскинцев и улица Ельцина получает продолжение в сторону реки
Этой ситуацией можно воспользоваться и спланировать продолжение трамвайной линии по улице Ельцина до УрГУПС и затем вдоль набережной реки Исеть до улицы Опалихинской в Заречном микрорайоне.
Отсюда линия может пойти двумя путями. Можно воспользоваться заложенной в генплан трамвайной линией по улице Готвальда (1), чтобы выйти на Халтурина, однако более амбициозным вариантом будет продлить линию через Заречный микрорайон (2) по Опалихинской и соединиться с существующей трамвайной сетью в районе ТРЦ «Карнавал». В этом случае трамвайная линия будет доступна для всех жителей Заречного, а не только для тех, кто живет в районе улицы Готвальда.
2. Трамвайная линия по улице Черепанова (2,0 км)
В предыдущем материале, я упоминал, что линия по Героев России хороша для устройства кольцевого маршрута, но не подходит для въезда в центр со стороны Сортировки и Уралмаша, поскольку предполагает большой крюк вокруг Заречного микрорайона. Линия по Черепанова решает эту проблему.
Учитывая то, как построен путепровод по Халтурина, а также существующую застройку, соединить эту линию с линией по Халтурина напрямую весьма проблематично, но можно сделать это на улице Технической, использовав для устройства трамвайной линии существующий путепровод по улице Бебеля.
3. Трамвайная линия в Березовский по улице Проезжей (12,5 км)
Как я уже писал ранее, трамвайная линия в Верхнюю Пышму активно строится, а трамвайная линия в Березовский даже не вошла в новую редакцию генплана. Между тем, Березовский — это важная часть екатеринбургской агломерации и качественная связь общественным транспортом до него также важна, как и до Верхней Пышмы.
Внесение этой линии в генплан имеет большое значение, в связи с планируемой реконструкцией улицы Проезжей. Если не учитывать возможность строительства этой линии, улицу можно реконструировать так, что построить ее будет невозможно без повторного переустройства всей улицы.
4. Продление трамвайной линии на ЖБИ (2,3 км)
Существующая трамвайная конечная на ЖБИ расположена не слишком удачно даже при нынешней застройке района. Людям, живущим на улице Новгородцевой, далеко ходить до трамвая, поэтому они предпочитают автобус. Между тем, территория завода ЖБИ планируется под застройку и южной части этого нового района тоже потребуется хороший общественный транспорт. Решить эту проблему может продление трамвайной линии по улице 40-летия ВЛКСМ до Дублера Сибирского тракта.
5. Трамвайная линия на Синие Камни (3,5 км)
Южная часть района Втузгородок (район Университетский) активно застраивается уже много лет, но при этом здесь практически нет нормального общественного транспорта. Продление линии по улицам Гагарина и Библиотечной поможет решить эту проблему.
Где закончить эту новую линию? Логичный вариант — связать трамвайной линией с центром район Синие Камни. При этом впоследствии линия может пойти и дальше, если получит развитие территория между Дублером Сибирского тракта, Транссибирской магистралью и старым Сибирским трактом.
6. Восточная трамвайная хорда — трамвайная линия по Шефской, Комсомольской и Базовому (10,8 км)
Район Втузгородок, где размещаются основные здания Уральского Федерального Университета связан с точки зрения общественного транспорта связан с остальным городом практически только через центр — по улицам Ленина и Малышева. Есть связь с севером — Уралмашем и Эльмашем через трамвайную линию по Уральской и Гагарина. А вот связь с южной частью города при помощи общественного транспорта возможна только по Г-образному маршруту через центр.
При этом южная часть города продолжает расти и, как нам обещают, через какое-то время, например, в районе Новокольцовского появятся дополнительные корпуса и общежития Университета.
Назрел вопрос о создании принципиально новой линии общественного транспорта, напрмямую связывающей периферийные районы Эльмаш, Пионерский, Втузгородок и Ботанический. Линии, аналогичной трамвайной линии по Донбасской, Бебеля, Халтурина и Викулова в западной части города. Линия эта должна пройти по улицам Шефская (соединение с существующей трамвайной сетью на Эльмаше на перекрестке Фронтовых Бригад — Старых Большевиков), Данилы Зверева и Комсомольская и далее по переулку Базовому до планируемого транспортно-пересадочного узла в районе метро «Ботаническая».
Эту линию очень важно сейчас внести в генплан, поскольку в ближайшее время планируется реконструкция развязки в районе концерна «Калина» и необходимо соответствующим образом изменить проектную документацию, чтобы устройство этой линии в будущем было возможно.
Помимо путепровода у «Калины» данная трамвайная линия должна будет подняться на еще один путепровод — который соединит улицу Данилы Зверева с улицей Шефской. Этого путепровода нет в проекте генплана — это тоже нужно добавить.
Еще одна инженерная проблема — как вывести трамвайную линию с переулка Базовый на перекресток Фучика-Белинского. Нужно будет придумать, как оптимальным образом преодолеть развязку на Кольцовском тракте.
7. Трамвайная линия по Московской и 2-й Новосибирской от Большакова до Ферганской (5,0 км)
В предыдущем материале о планируемых новых трамвайных линиях я говорил о том, что единственная трамвайная линия, идущая в южную часть города — линия по улице 8 Марта — очень много ветвится и это ветвление создает проблемы при планировании маршрутов общественного транспорта. Поскольку на каждую конечную нужно отправить какое-то количество трамваев, чем больше на линии конечных, тем меньше трамваев будет приходиться на каждую из них.
Капитальным решением данной проблемы является увеличение числа трамвайных линий, ведущих в южную часть города, чтобы не нужно было создавать ответвления на единственной линии, но чтобы ответвления становились частями новых полноценных линий.
Одной из таких линий, которая решит проблему ответвления на Солнечный, может стать линия по улицам Московская и 2-я Новосибирская, которая соединит разрозненные участки трамвайных линий на этих улицах в единую линию, пересекающую город с юга на север.
Линией по Московской необходимо заменить в генплане планируемую линию по улице Серова. Как я уже писал, линия по Серова, во-первых, не выходит за пределы Объездной дороги, а во-вторых, находится слишком далеко от Московской, где по обеим сторонам улицы идет активная застройка.
Также для нормального функционирования линии по Московской необходима частичная реконструкция трамвайного перекрестка на Московской-Радищева, чтобы трамвайное движение по Московской было возможно в обе стороны.
8. Трамвайная линия по Чкалова и Большакова от Волгоградской до Луначарского (4,3 км)
Заложенная сейчас в генплан трамвайная линия по улице Чкалова из Академического района имеет одну большую проблему — она заканчивается Т-образным перекрестком на улице Волгоградской и не ведет в центр.
Долгое время это решение можно было оправдывать теснотой улицы Чкалова в Цыганском поселке, однако поселок планируется под застройку и расширение улицы в том числе под трамвай становится более реальным.
Эта линия создаст новую трамвайную связку «восток-запад» в центре города.
9. Трамвайная линия по Сибирскому тракту от Мичурина до переулка Базового через Тверитина и Буторина (1,4 км)
Логичным продолжением линии по Большакова является линия по улицам Тверитина, Буторина и Сибирскому тракту до «восточной трамвайной хорды» по Базовому и Комсомольской, которую мы в п.6.
Эта линия позволит создать удобную связь Академического и Юго-Западного районов с Втузгородком через южную часть центра города.
10. Трамвайная линия в Сосновый Бор (3,3 км)
Разработчики нового генплана сделали попытку развития трамвайной системы города в юго-восточном направлении, как я уже писал ранее, и это хорошо. По меньшей мере, это является признанием необходимости корректировки проекта планировки транспортно-пересадочного узла на Ботанике.
Однако, на мой взгляд, эта попытка не слишком убедительна. Во-первых, трамвайная линия запланирована по улице Щербакова. На этой улице есть развитое троллейбусное и автобусное движение. Его можно заменить на трамвайное в долгосрочной перспективе и мы поговорим об этом далее, но это не самая актуальная задача при развитии трамвайной системы в юго-восточном направлени. Во-вторых же, эта линия доходит только до улицы Лыжников и не идет дальше, хотя застройка на Уктусе продолжается и южнее Патрушихи.
Если мы хотим реально решить первоочередную проблему, то лучше будет проложить трамвайную линию по левому берегу реки Исеть, где сейчас ведется активная и плотная застройка, но при этом нет нормального общественного транспорта. При этом эту линию нужно довести до какого-то логического завершения, пусть даже и промежуточного. На мой взгляд, логичным местом для промежуточной конечной является южный край района Сосновый Бор, на перекрестке Рощинской и Алтайской.
Эта линия позволит решить транспортные проблемы изолированных сейчас районов Сосновый Бор и района улицы Просторной.
11. Трамвайная линия на Химмаш (5,0 км)
Линия в Сосновый Бор необязательно должна заканчиваться в Сосновом Бору. Одним из направлений, куда она может продолжиться является район Химмаш. Эта линия свяжет Химмаш с остальным городом по более прямому пути, чем сегодняшняя линия троллейбуса по Щербакова и Пархоменко, а также решит проблем Северного Химмаша, откуда сейчас сложно добираться до центра и где еще планируется плотная жилая застройка.
Впоследствии линия на Химмаш может получить продолжение в виде линии в Большой Исток и Арамиль, также являющиеся частью екатеринбургской агломерации.
12. Трамвайная линия в Новокольцовский и Кольцово (11,2 км)
Сейчас много говорится о том, как связать с остальным городом будущую деревню Универсиады. Сразу скажу, что трамвайную линию, на мой взгляд, не получится построить в срок ни по какой трассировке просто в силу недостатка времени. О длительности проектного и строительного цикла для трамвайных линий можно судить хотя бы по тому же трамваю в Верхнюю Пышму. Лучшее, на что можно рассчитывать к Универсиаде, на мой взгляд, — это автобусы по выделенным полосам по существующим улицам и дорогам.
Тем не менее, вопрос связи нового района с центром будет актуален и после Универсиады, поэтому мы можем подумать о новых трамвайных линиях. Ранее высказывалась идея построить трамвайную линию вдоль Кольцовского тракта. На мой взгляд, идея эта не очень удачная, поскольку Кольцовский тракт умышленно проложен так, чтобы обойти стороной жилые районы. В то же время общественный транспорт должен проходить сквозь жилые районы, поскольку люди ездят на нем не только и столько от конечной до конечной, сколько между районами. Поэтому, если мы планируем трамвай в этом направлении, стоило бы постараться захватить как можно больше жилых районов, чтобы как можно больше людей имело доступ к новой линии.
Предлагаемая линия проходит через Сосновый Бор, через микрорайон «Светлый», через Птицефабрику, через Новокольцовский и заканачивается в поселке Кольцово.
Что же касается общественного транспорта по Кольцовскому тракту, то я думаю, по нему вполне можно пустить автобусный экспресс-маршрут. Учитывая, что на этой дороге не бывает пробок, кроме как на въезде в город, то для успешного функционирования этого маршрута даже выделенные полосы не потребуются. Должен этот маршрут доходить до метро «Ботаническая» или же идти до ж/д вокзала, как существующий маршрут 01 — это уже другой вопрос.
13. Трамвайная линия по Металлургов, Гурзуфской и Куйбышева от ВИЗа-Правобережного до 8 Марта и от Луначарского до Сибирского тракта (8,0+2,2 км)
Улица Куйбышева все больше превращается в один из наиболее функционально насыщенных транспортных коридоров. Между тем, она толком не обсуживается общественным транспортом. Есть участок трамвайной линии в центре, но по всей длине улицы, а также по ее продолжениями — улицам Гурзуфской и Металлургов не существует хорошего транспортного обслуживания.
Строительство трамвайной линии по всей длине транспортного коридора Металлургов-Гурзуфская-Куйбышева может быть долгосрочным решением этой проблемы.
14. Соединение линий по Куйбышева и Гагарина под станцией Шарташ (1,0 км)
Нам остро не хватает транспортных связок через Транссибирскую магистраль, перерезающую наш город. Одним из мест, где такая связка может появиться является район станции Шарташ. Это очень амбициозная идея — нужно будет преодолеть 250 метров под разветвленными путями крупного железнодорожного узла — но не невыполнимая и при реализации эта новая связка сможет снять часть транспортной нагрузки с существующих пересечений железной дороги на Первомайской, Ленина, Малышева и Комсомольской.
Эта связка может быть также использована при организации пересадочного узла на базе железнодорожной станции Шарташ. Этот узел запланирован в генплане, однако по факту сейчас эта станция находится посреди пустоты, где не на что пересаживаться.
15. Трамвайная линия по Сибирскому тракту от Базового до Птицефабрики (6,8 км)
Эта линия позволит соединиить Новокольцовский район и Кольцово с центром не только по направлению «север-юг» через пересадочный узел на Ботанике, но также и по направлению «восток-запад» через Куйбышева.
В целом эта линия мне не кажется особо востребованной на данный момент, учитывая невысокую плотность застройки вдоль Сибирского тракта. Тем не менее, если тракт будут реконструировать, то заложить место под трамвай будет вполне разумно.
16. Продление трамвайной линии по улице 40-летия ВЛКСМ на юг до Сибирского тракта (1,4 км)
Еще одна возможность создания дополнительного пересечения Транссибирской магистрали — южнее района ЖБИ.
17. Трамвайная линия на Елизавет по Новинской и Бисертской (4,7 км)
Трамвайная конечная на Вторчермете находится в несколько подвешенном состоянии. Объективно у много людей есть потребность в том, чтобы ехать дальше, но трамвай дальше не идет. Вопрос: куда продлевать трамвайную линию? Вариантов два: по Селькоровской или на Елизавет. На мой взгляд вариант с продлением на Елизавет выглядит более перспективным. Во-первых, потому что Селькоровская застроена только с одной стороны, а с другой стороны там железная дорога и промзона, что уменьшает потенциал пассажиропотока. Во-вторых, поскольку, на мой взгляд, Елизавет, сегодня несколько забытый девелоперами, как мне кажется, еще получит новое развитие, прежде всего благодаря близости отличной рекреационной зоны Уктусских гор. И тогда трамвайная линия в этом районе будет очень кстати.
18. Трамвайная линия на Широкую Речку от Викулова до Евгения Савкова (4,5 км)
В прошлом материале мы уже говорили о том, что если строить трамвайную линию на Широкую Речку, то лучше строить ее в виде полноценной линии из центра, а не в виде ответвления от линии в Академический. Одним из таких вариантов может быть строительство линии от улицы Викулова по Репина, Светлореченской и Суходольской.
19. Трамвайная линия с ВИЗа-Правобережного на Широкую Речку (2,0 км)
Эта линия следует по трассировке запланированного в генплане Срединного кольца.
20. Трамвайная линия по Сахарова, Предельной и Умельцев из Академического до Вторчермета (6,0 км)
Эта линия также следует трассировке Срединного кольца.
21. Трамвайная линия по Санаторной от 2-й Новосибирской до Титова с ликвидацией линии по Ферганской (1,2 км)
Эта линия спрямляет путь со стороны Академического и Совхозного в сторону Уктуса.
22. Трамвайная линия по улицам Походная, Лыжников и Молодогвардейцев от Новинской до Рощинской (3,2 км)
Эта линия соединяет трамвайные линии на Вторчермете с линией в Новокольцовский.
Все вместе линии, обозначенные в пунктах 19, 20, 21 и 22 образуют полукольцевой трамвайный маршрут, опоясывающий южную часть города — от ВИЗа-Правобреженого через Широкую Речку, через Академический, через Совхозный и Вторчермет, через Уктус и Сосновый Бор в Новокольцовский и Кольцово.
Хотя эта идея может показаться утопической, на мой взгляд, она более реальна и гораздо более полезна, чем идея кольца городской электрички, которую в последнее время обсуждают городские власти.
23. Трамвайная линия по Космонавтов от Машиностроителей до Шефской с ликвидацией линии по Кузнецова (3,1 км)
Несмотря на то, что на проспекте Космонавтов есть метро, трамвайная линия по Космонавтов по всей длине будет очень полезной, как для движения собственно по проспекту, так и для более прямолинейного выезда на ответвления по улице Победы и в сторону Эльмаша.
Линию по Кузнцеова от Машиностроителей до Победы при этом можно демонтировать.
24. Продление трамвайной линии по улице Победы от Бакинских Комиссаров до Парка Победы (1,0 км)
Частный сектор к северу от улицы Бакинских Комиссаров активно застраивается и вскоре от новых домов до существующей трамвайной линии будет слишком далеко ходить пешком. Поэтому целесообразно продлить трамвайную линию по улице Победы.
25. Трамвайная линия по улице Красных командиров от проспекта Космонавтов до коллективных садов с ликвидацией линий по Энтузиастов и Донской (2,6 км)
Окраины Эльмаша также активно застраиваются и необходимы новые трамвайные линии, чтобы соединить эту новую застройку с метро и с остальной частью Эльмаша и Уралмаша.
К сожалению, линия по Энтузиастов и Донской расположена не слишком удачно с точки зрения ее продления, поэтому целесообразно строить совсем новую линию по Красных командиров, а от старого ответвления отказаться.
26. Трамвайная линия по Амундсена и Щорса от Солнечного до Машинной (11,3 км)
Улица Амундсена является одним из основных транспортных коридоров Юго-Западного района, вдоль которого расположено большое количество жилья, а также торговых объектов. То же самое можно сказать об улице Щорса и застройка продолжается. Объективно троллейбусно-автобусная линия по Амундсена и Щорса заслуживает улучшения до трамвайной линии в долгосрочной перспективе.
27. Трамвайная линия по Смазчиков и Сулимова от Уральской до Данилы Зверева (1,8 км)
Улучшение автобусно-троллейбусной линии на одной из основных транспортных артерий Пионерского района.
28. Трамвайная линия по Свердлова-Карла Либкнехта-Белинского от ж/д вокзала до улицы Фучика (6,7 км)
Улучшение автобусно-троллейбусной линии по улицам Свердлова, Карла Либкнехта и Белинского до трамвайной линии.
29. Трамвайная линия по Щербакова и Пархоменко (8,0 км)
Улучшение автобусно-троллейбусной линии по улицам Щербакова и Пархоменко до трамвайной линии.
Подведем баланс!
Проект генплана в его нынешнем виде предполагает строительство 42,7 км новых трамвайных линий (не считая линий в Верхнюю Пышму, Академический и Солнечный).
Мы вычитаем из этого линии по Серова (2,0 км) и по Щербакова (1,8 км) и добавляем все наши предлагаемые линии, длина которых составляет порядка 130 км в двупутном исчислении и получаем порядка 178 км новых трамвайных линий!
Много это или мало? С одной стороны — много. Вся сегодняшняя трамвайная сеть Екатеринбурга составляет порядка 78 км в двупутном исчислении. То есть, мы предлагаем увеличение сети более, чем в два раза!
С другой стороны — не так уж много, если пересчитать это на деньги. Возьмем за точку отсчета строящуюся сейчас линию в Верхнюю Пышму. Ее протяженность составляет 8,5 км, а стоимость — 2,22 млрд. рублей. Итого мы получаем, что 1 км трамвайной линии стоит около 260 млн. рублей. Для ровного счета, пусть будет 300 млн.
Если мы построим все эти 178 км по цене 300 млн. за 1 км, то мы потратим… 53 млрд. рублей. Сумма кажется гиганской для города с годовым бюджетом в 40 млрд. рублей, но давайте вспомним, что городские власти активно продвигают идею строительства второй линии метро, протяженностью около 10 км за 90 млрд. рублей!
Да, конечно, я понимаю, что 300 млн. за 1 км — это усредненная цена. Какие-то участки будут существенно дороже. Я также понимаю, что трамвай — это не только трамвайные пути, но также и подвижной состав, депо, электрохозяйство и бог знает, сколько это может стоить. Но в любом случае стоимость покрытия всего города трамвайными линиями и стоимость одной линии метро — это цифры примерно одного порядка, и мы должны серьезно задуматься, что нам развивать — одну линию общественного транспорта в виде метро или же сеть линий общественного транспорта по всему городу?
Кроме того, не будем забывать то, о чем мы говорили в начале: трамвайная линия — это финальное состояние выделенного коридора общественного транспорта. Долгое время этот коридор может существовать и эффективно работать в виде обособленных полос для автобусов и троллейбусов и это существенно отличает весь наш трамвайный проект от метро.
С метро, до того, как вы построите так называемый пусковой участок — а это десятки миллиардов рублей в случае со второй линией метро — все ваши вложения просто ржаевеют в земле и не приносят никакой пользы горожанам.
В случае с выделенными коридорами общественного транспорта, финальной стадией развития которых является устройство трамвайных линий, вы можете построить 1 км выделенного коридора. запустить на него автобусы и он сразу начнет работать и приносить пользу. Более того, участки этого выделенного коридора могут быть разрозненными и, хотя это не будет оптимальным решением, они все равно будут работать!
Если вам нравятся эти предложения…
1. Заходите на сайт общественных обсуждений администрации Екатеринбурга в обсуждение генплана.
2. В нижней части страницы нажмите на кнопку «Принять участие в обсуждении».
3. Вас попросят авторизоваться через Госуслуги. Сделайте это.
4. Снова нажмите на кнопку «Принять участие в обсуждении».
5. Не заполняя никаких полей кроме ФИО (а они должны заполниться автоматически), нажмите на кнопку «Отправить заявку». На новой странице должно появиться сообщение: «Запрос на присоединение к обсуждению отправлен.»
6. Через некоторое время (возможно, на следующий день) вместо кнопки «Заявка находится на рассмотрении» на странице обсуждения у вас появится текстовое поле и кнопка «Отправить»
7. Скопируйте в текстовое поле следующий текст:
Прошу принять к рассмотрению предложения к проекту Генерального плана развития города Екатеринбурга до 2035 года, изложенные по ссылке: http://www.livestreets.ru/2019/11/genplan-2035-predlozheniya-po-razvitiuy-tramvaynoy-sistemy/
и нажмите «Отправить сообщение». После этого у вас будет еще час на то, чтобы внести правки, если захотите.
ВНИМАНИЕ! Отправить сообщение можно только один раз, поэтому если вы хотите присоединиться и к другим нашим предложениям, пожалуйста, подождите, пока они будут опубликованы.
8. Присоединяйтесь к инициативной группе граждан «Живые улицы», если хотите принимать участие в поддержке и других наших инициатив.
Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!
Добавить комментарий