В Екатеринбурге проходит общественное обсуждение проекта нового генерального плана развития города до 2035 года. В прошлом посте мы поговорили о том, какие трамвайные линии планируется построить в городе до 2025 года. Это проекты, реализация которых либо уже началась, либо начнется в ближайшее время. Сегодня же мы поговорим о том, какие еще проекты новых трамвайных линий заложены в проект генплана, но без конкретных сроков реализации.
Эта статья — третья из серии материалов, посвященных проекту генерального плана развития Екатеринбурга до 2035 года.
Что будет, но это не точно
Поскольку генплан рассчитан до 2035 года, казалось бы, можно сказать, что всё должно быть реализовано до этого срока, но в реальности так почти никогда не происходит. Генплан — это проект, не обеспеченный реальным финансированием, поэтому большая его часть фактически не имеет конкретных сроков реализации.
Зачем нужен такой генплан? Ну, как минимум, он позволяет заложить будущие трамвайные линии в поперечные профили новых улиц, чтобы впоследствии их не нужно было полностью реконструировать. Например, в Академическом улица де Геннина изначально строилась в расчете на трамвай по восточной стороне, где под него было заложено место.
Ближе к центру улица Серова при планировании застройки района была сделана дополнительно широкой в красных линиях, чтобы по ней можно было проложить трамвайную линию впоследствии.
Что в итоге будет построено, будет зависеть от финансирования со стороны города и области, а также от наличия сильных частных интересов, лоббирующих тот или иной проект. Например, в генплане до 2025 года были заложены трамвайные линии до Березовского и до Верхней Пышмы. В итоге линия до Пышмы строится, а линия до Березовского даже не попала в новый генплан. Всё потому, что у линии в Пышму есть сильный лоббист — УГМК — а у линии в Березовский — нет.
В любом случае иметь перспективный план развития трамвайной системы полезно хотя бы для того, чтобы иметь его в виду при проектировании и строительстве улиц, чтобы упростить строительство новых линий, когда и если на них появляется финансирование.
Давайте же посмотрим, какие трамвайные линии предполагается построить в Екатеринбурге «когда-нибудь».
1. Линия по улицам 8 Марта и Ельцина
Символически — это, наверное, самая важная линия, поскольку она восстанавливает участок ранее существавшей первой трамвайной линии прямо в центре города. Участок закрыли, когда началось строительство станции метро «Площадь 1905 года», и затем так и не открыли.
Восстановление этого участка позволит создать трамвайный маршрут, покрывающий улицу 8 Марта по всей длине. Это хорошо само по себе, а также это открывает возможности для значительной трансформации городской среды. Если вся улица будет обслуживаться трамваями, то на многих ее участках можно будет убрать автобусное движение. Если убрать автобусное движение, то можно будет в этих местах либо сузить проезжую часть, либо вообще от нее избавиться.
Например, участок улицы 8 Марта от Радищева до Малышева — это достаточно уникальный для Екатеринбурга квартал, где более-менее полно сохранилась историческая застройка 19-го, первой половины 20 века. Сегодня ценность этого квартала практически не раскрата. Улица представляет собой практически автомагистраль с довольно узкими тротуарами. Бизнесы здесь не долго не живут, поскольку нет остановок общественного транспорта, а для автомобилистов нет парковки. Быть пешеходом здесь очень некомфортно, поэтому многие стараются обходить этот участок стороной.
На других участках улицы 8 Марта возможно сужение проезжей части до одной полосы в каждом направлении с обособлением трамвайных путей. Сужение позволит организовать параллельные парковки, которые не только полезны автомобилистам, но и защищают пешеходов, или же построить на этой улице велодорожки.
2. Вторая очередь трамвая в Академический
Эту часть проекта трамвайной линии в Академический мы уже обсуждали ранее. На мой взгляд, в данный момент в ней нет особой необходимости. Гораздо важнее, чтобы трамвай из Академического смог поворачивать с Серафимы Дерябиной в сторону ВИЗа, чем строить линию через промзоны и гаражи.
Тем не менее, я думаю, правильно, что эта линия есть в генплане. Например, если строительный рынок города созреет до редевелопмента района пересечения Гурзуфской, Репина и Токарей с сопутствующей реконструкцией транспортной развязки во что-то более компактное и благоприятное для города, трамвайная линия по Токарей и Серафимы Дерябиной станет вполне востребованной.
3. Трамвайная линия по Татищева
Эта линия должна будет заменить существующую одноколейную линию, идущую сейчас на Большеконный полуостров по мере застройки и развития Правобережного ВИЗа. Печально, конечно, что мы потеряем интересный кусочек трамвайной истории, но, с другой стороны, понятно, что город должен развиваться и линия по Татищева с точки зрения развития района расположена гораздо более удачно.
4. Трамвайная линия по Готвальда и Героев России
В прошлом предполагалось, что трамвай по улице Героев России (ранее называвшейся Европейской) должен был пройти по улице Черепанова и соединиться с линией по Халтурина. Однако, развязка около Таганского ряда построена таким образом, что подобная трассировка сталкивается с большими проблемами. Поэтому, видимо, создатели нового генплана предусмотрели соединиение через Готвальда.
В таком виде линия может быть вполне полезной при создании кольцевого маршрута по периферии центра города, а вот для подъезда к центру со стороны Сортировки и Уралмаша — нет, поскольку трамвай будет делать большой крюк вокруг Заречного микрорайона.
5. Трамвайные линии в Завокзальном районе и на территории завода Уралмаш
Эти линии, на мой взгляд, не имеет смысла обсуждать, пока не будет ясности с перспективами застройки Завокзального района и территории завода Уралмаш. Отметим лишь, что сама по себе идея необходимости строительства линий рельсового наземного транспорта при освоении таких значительных территорий заслуживает одобрения.
6. Трамвайная линия по Бакинских Комиссаров
Эта линия, которую мы уже обсуждали ранее, вместе со строящейся линией из Верхней Пышмы замкнет трамвайное кольцо вокруг Уралмаша и Эльмаша и позволит создать маршрут, обслуживающий улицы Донбасская и Бакинских Комиссаров по всей их длине, а не наполовину, как сейчас.
7. Трамвайная линия по Волгоградской и Островского
Еще одна линия, которую мы обсуждали ранее, должна решить проблему «транспортной пустыни» на улице Волгоградской, где сегодня не ходят даже автобусы. Принципиальная проблема при устройстве этой линии — необходимость расширения и реконструкции улицы Волгоградской между Ясной и Чкалова с изъятием земельных участков и расселением частных домов.
Долгое время этот проект отодвигался в долгий ящик, однако, Цыганский поселок все активнее застраивается многоквартирными домами и теперь у строительства трамвайной линии по Волгоградской появляется шанс на реализацию.
8. Трамвайная линия по Серова
Эта линия в предыдущем генплане планировалась на замену линии по улице 8 Марта, которую предполагалось полностью ликвидировать по предлогом того, что трамвай на 8 Марта дублирует метро. От идеи ликвидации трамвая по 8 Марта, к счастью, отказались, а линия по Серова осталась.
Целесообразность этой линии именно по этой улице вызывает вопросы. Во-первых, улица Серова не продолжается на юг и заканчивается Т-образным перекрестком на Островского. Между тем, хотелось бы, чтобы трамвай шел дальше и облуживал и другие районы, расположенные южнее Объездной дороги.
Во-вторых, улица Московская сегодня активно застраивается по обеим сторонам. Линия по Серова будет полезна для жителей новых домов к востоку от Московской, но до нее будет слишком далеко тем, кто живет к западу, а это целые большие районы: «Южные кварталы» от Брусники и башни «Московского квартала» в треугольнике Московская-Амундсена-Волгоградская.
Подробнее мы поговорим об этой линии в наших предложениях к генплану.
9. Трамвайная линия по Машинной
Эта линия является логичным продолжением трамвайной линии по Луначарского. Она значительно улучшит транспортное обслуживание в районе улицы Машинной, где сейчас ведется активная застройка.
В генплане эта линия увязана со строительством моста через Исеть по улице Большакова. Из-за этого в районе Большакова линия делает крюк.
10. Трамвайная линия по Щербакова
Юго-восточная часть Екатаринбурга наименнее развита с точки зрения трамвайного движения. Здесь есть только линия по улице Фучика, которая даже не выходит за пределы Объездной дороги. Генплан делает попытку решить эту проблему, но пока не слишком убедительную.
Важно отметить, что включение этой линии в генплан делает необходимым изменение проекта планировки транспортно-пересадочного узла на Ботанике, также известного как ТРЦ «Золотой» от «Общества «Малышева-73». На сегодняшний день в этом проекте планировки трамвайной линии не предусмотрено.
О том, как можно организовать данный узел, чтобы получить наибольшую связность для всех видов транспорта, я уже рассказывал ранее и еще не раз вернусь к этой теме. О том же, как лучше развивать трамвайную сеть на юго-востоке города, мы поговорим в рамках наших предложений к генплану.
11. Трамвайная линия по Чкалова
Еще одна линия из предыдущего генплана. Это вторая трамвайная линия, предусмотренная из Академического в направлении центра. Проблема с ней состоит в том, что до центра она не доходит, а заканчивается Т-образным примыканием на перспективной линии по Волгоградской. От том, что делать с этой проблемой, мы поговорим в следующем материале.
12. Трамвайная линия на Широкую речку
Эта линия является ответвлением от линии в Академический район. Как и всегда в подобных ситуациях, у этой линии возникает проблема с уменьшением частоты движения на обеих ветвях после точки ветвления. На мой взгляд, если уж мы планируем, что на Широкой речке должен появиться трамвай, то было бы правильно, учитывая размеры района, чтобы это была полноценная линия из центра города.
13. Вторая очередь трамвая в Солнечный
По мере застройки Солнечного района предусмотренная к строительству до 2025 года конечная на северо-восточном углу района станет слишком отдаленной для многих новых домов. Поэтому в генплане заложено продление этой линии по Лучистой и затем вдоль ЕКАД.
Знаю, что были идеи также завести трамвай вглубь района, но, на мой взгляд, хорошо, что от них отказались и провели трамвай по магистральной улице. Во-первых, если городская застройка когда-нибудь (надеюсь, что нет) «перепрыгнет» ЕКАД, будет проще продлить трамвайную линию дальше. Во-вторых, сегодня застраивается западная стороны улицы Лучистой. Когда же дойдет до застройки восточной стороны, ей тоже понадобится общественный транспорт и трамвай будет под рукой, в отличие от ситуации, если бы трамвай завели вглубь Солнечного.
В этом смысле здесь не повторилась ситуация трамвая из Верхней Пышмы, когда, вместо того, чтобы провести линию по Космонавтов, где она была бы полезна для жителей с обеих сторон проспекта, ее пустили по второстепенной улице к востоку от нового районе, где жителям западной стороны Космонавтов до нее слишком далеко идти.
Этим исчерпывается перечень трамвайных линий, предусмотренных в новом генплане. О том, как улучшить план развития трамвайной системы, мы поговорим в следующем материале!
Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!
Добавить комментарий