https://www.youtube.com/watch?v=mQe5VNxLSjg
Прежде, чем продолжать разговор о новой маршрутной сети Екатеринбурга, я бы хотел ненадолго остановиться на вопросе о том, какие вопросы решают различные элементы системы общественного транспорта. Часто приходится слышать: «Ну что вы привязались к маршрутной сети? Сначала нужно заменить подвижной состав!» или «Сначала нужно сделать хорошие остановки!» или выделенные полосы, или любой другой элемент, который кажется важным тому или иному человеку. После некоторого времени, проведенного в таких обсуждениях, человек далекий от транспортной тематики будет пребывать в полном смятении относительно того, что же делать дальше. Давайте разбираться!
В этом и ряде следующих постов мы будем рассматривать идеи, разработанные Джарреттом Уокером, специалистом в сфере общественного транспорта, который помогал в разработке новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга. Если вы знаете английский, я очень рекомендую вам ознакомиться с блогом Джарретта, а также с лекциями, которые я собрал в плейлист на Youtube-канале «Живые улицы».
Начать, на мой взгляд, нужно с того, чего же мы хотим от общественного транспорта. Какие требования мы к нему предъявляем? Сложив и проанализировав многочисленные пожелания пользователей, можно выделить следующие основные требования к общественному транспорту:
- Он довезет меня туда, куда мне нужно.
- Он довезет меня тогда, когда мне нужно.
- Он рационально использует мое время.
- Он рационально использует мои деньги.
- Я чувствую себя в нем комфортно и безопасно.
- Я могу доверять ему.
- Он дает мне свободу менять мои планы.
Рассмотрим эти требования более подробно и разберемся, какие элементы транспортной системы на них отвечают.
Первое требование — он довезет меня туда, куда мне нужно можно разделить на две составляющие. Первая — это остановки. Остановки должны быть вблизи ваших точек отправления и назначения.
Вторая составляющая — это связность. Наличие остановок начале и в конце пути не гарантирует связности. Обе остановки могут обслуживаться общественным транспортом, но рационального относительно прямого пути между ними может и не быть.
Второе требование — он довезет меня тогда, когда мне нужно также делится на две части: время работы и частоту движения.
Время работы определяет, в какой период дня общественный транспорт обслуживает пассажиров. Одни системы работают с утра до вечера, другие могут работать круглосуточно. В некоторых городах существуют отдельные маршруты, работающие только в ночное время. Частота движения определяет, как часто транспорт того или иного маршрута подходит к остановке. Чем выше частота движения общественного транспорта, и чем дольше он работает в течение дня, тем большую свободу он дает своим пользователям в том, когда они могут им воспользоваться.
Третье требование — он рационально использует мое время, с одной стороны, можно понимать, как возможность с пользой провести время в пути. Например, вы можете что-то поделать в телефоне или планшете, пока едете, и это делает время в пути более полезным, а не потраченным зря. Это выгодно отличает общественный транспорт от личного автомобиля. Передвигаясь за рулем собственной машины вы не можете или, по крайней мере не должны что-то делать на мобильных устройствах.
С другой стороны, рациональное использование времени пассажира — это производная от времени поездки. Время, затрачиваемое на поездку, является важнейшим фактором привлекательности общественного транспорта, поэтому все транспортные модели придают ему большой вес.
Думая о том, как сэкономить время, мы обычно думаем о скорости движения. Если мы едем на машине, средняя скорость является показателем того, насколько быстро мы доедем до нужного места. Поэтому, когда люди, обычно пользующиеся личным автомобилем, рассуждают об общественном транспорте, они придают скорости движения наибольшее значение. Однако, в случае с общественным транспортом, скорость подвижного состава является лишь одним из множества важных параметров. Чтобы правильно понять суть третьего требования нужно оценивать временные затраты во всех фазах поездки и потенциал задержек в каждой из них. О фазах поездки на общественном транспорте мы поговорим в одном из следующих постов.
Четвертое требование — он рационально использует мои деньги понять достаточно легко. Люди сравнивают стоимость передвижения на общественном транспорте с другими способами добраться из точки А в точку Б, и это оказывает влияние на их транспортный выбор.
Пятое требование — я чувствую себя комфортно и безопасно основывается на том, что каждый человек хочет чувствовать уважительное отношение к себе и пользоваться определенным уровнем комфорта. Это требование распространяется на все фазы поездки. Комфортен ли подвижной состав сам по себе? Переполняются ли автобусы и вагоны сверх меры? Удобны ли зоны ожидания на остановках? Удобна ли посадка и высадка? Комфортен и безопасен ли путь от и до остановки? Наконец, имеет ли общественный транспорт в городе репутацию «только для бедных» или «только для тех, у кого нет машины» или им пользуются все жители города?
Шестое требование — я доверяю ему подразумевает, что система общественного транспорта обладает достаточной надежностью, чтобы люди могли рассчитывать на нее, планируя свои дела. Например, если только в 4 из 5 случаев вы вовремя доезжаете на автобусе до работы, — будете ли вы рассчитывать на него, планируя важную встречу? Важным фактором надежности является частота движения, так как она снижает зависимость от одного конкретного рейса, который человек может пропустить.
Седьмое требование — он дает мне свободу менять мои планы относится к свободе передвижения. Обычно в этой сфере доминирует личный автотранспорт, а для транспорта общественного возможность спонтанных поездок является настоящим тестом на уровень свободы, который он дает пользователям.
Могу ли я перемещаться по городу в любом направлении, а не только в центр и обратно? Могу ли я рассчитывать на то, чтобы сесть в трамвай, если поздно выйду из кафе или кинотеатра? Чем более разнообразными становятся занятия людей в городе, как в сфере работы, так и в сфере отдыха и развлечений, тем больше растет запрос на спонтанные поездки.
В городах с развитой транспортной системой общественный транспорт приближается к выполнению этого требования и даже опережает личный автомобиль. Более того, в крупных городах автомобиль может даже стать синонимом несвободы, — когда водитель застрял в глухой пробке, а сбоку его объезжают велосипедисты и автобусы по выделенной полосе или когда нет возможности припарковаться в нужном месте.
Частота движения и время работы общественного транспорта являются ключевыми факторами, влияющими на возможность спонтанных поездок. Но не только. Важную роль играет также понятность системы.
Вспомните ли вы нужный маршрут, если вам потребуется поехать в место, где вы раньше не были? Будет ли у вас возможность оперативно получить информацию о нужном маршруте? Сможете ли вы понять, насколько часто ходит общественный транспорт на маршруте, которым вы раньше не пользовались? Можете ли вы рассчитывать, что маршрут, который вроде бы вам подходит, проложен по максимально прямой траектории, а не петляет, тратя впустую ваше время?
Если предполагается, что люди будут пользоваться общественным транспортом только для поездок на работу, общая непонятность системы не будет большой проблемой. Человек может освоить маршрут до работы и не думать о других направлениях. Однако, если общественный транспорт призван стать основным способом передвижения в городе, сложность и непонятность системы маршрутов может быть серьезным фактором сдерживающим его использование, и разрушающим какое-либо ощущение свободы передвижения у пассажиров.
На какие из семи требований отвечает маршрутная сеть?
Маршрутная сеть определяет уровень связности между остановками, поэтому она очевидным образом отвечает на требование «он довезет меня туда, куда мне нужно».
От характера маршрутной сети сильно зависит частота движения на маршрутах, поэтому требование «он довезет меня туда, когда мне нужно» удовлетворяется в том числе при помощи маршрутной сети.
Рациональное использование времени пассажира среди прочего зависит от того, сколько времени он проводит в ожидании транспорта и в пути. Это, в свою очередь, зависит от частоты движения и от связности, которые зависят от маршрутной сети.
Свобода изменения планов и возможность спонтатнных поездок зависят от маршрутной сети напрямую. Понятна ли она? Рассчитана ли она на передвижение по всему городу, а не только с окраин в центр?
Как мы видим, четыре из семи требований к общественному транспорту в той или иной степени реализуются при помощи маршрутной сети, что делает ее конкретный дизайн ключевым элементом всей транспортной системы.
Хорошая маршрутная сеть не только удовлетворяет интересы пассажиров, но также она может использоваться, как дорожная карта для изменения остальных элементов системы общественного транспорта: каким образом перестраивать пересадочные узлы? где и как делать выделенные полосы? где необходимы новые остановки? Маршрутная сеть позволяет ответить на все эти вопросы. Именно поэтому город в свое время начал транспортную реформу именно с разработки новой маршрутной сети.
В следующем посте мы рассмотрим, какой формы бывают маршруты общественного транспорта и какие задачи они решают.
Добавить комментарий