На прошлой неделе мэр Высокинский сделал заявление по поводу развития набережной реки Исеть. Цитата по Znak.com: «Не будет мосточков, как предложило нам одно КБ.» Также, по мнению Высокинского, набережную нужно сделать в классическом варианте: из гранита и чугуна.
Говоря о мосточках, Высокинский имел в виду «мосты под мостами», предусмотренные проектом архитектурного бюро «ОСА» и КБ «Стрелка», а ранее предложенные в проекте нашего проектного бюро LATOON.
Что можно сказать по поводу этого заявления?
В первую очередь, это пример вопиющего неуважения не только к работе архитекторов, но и к мнению горожан, участвовавших в разработке и обсуждении проекта. К процессу общественного обсуждения проекта набережной можно относиться скептически, поскольку он был достаточно сжатым, но все-таки он был и даже в этом сжатом виде он даст сто очков вперед тому, что сейчас называется «общественными обсуждениями» на сайте администрации города. Процесс обсуждений был очным и, что важно, он происходил дважды: сначала участникам презентовали первичное видение проекта, а затем, после получения обратной связи, представили скорректированный вариант. То есть, этот процесс имел влияние на конечный результат!
И вот, спустя время, появляется мэр Высокинский и говорит: «А у меня свое видение!», тем самым перечеркивая участие и работу десятков людей, которые потратили свое время, чтобы сделать проект лучше.
Давайте разберемся подробнее в том, что он говорит. Начнем с гранита и чугуна. Протяженность реки Исеть между ЕКАД на севере и ЕКАД на юге составляет порядка 30 километров. Если мы хотим развивать набережную, как единое связное рекреационное пространство на всем протяжении реки, то мы просто обязаны думать о том, как делать это экономно. Подход же Высокинского же обеспечит нам парадные 500 метров в районе Цирка и на этом все опять остановится на долгие годы.
Далее: идея о том, что чугун и гранит — это парадно и солидно, а дерево и легкие конструкции — нет, совершенно абсурдна и не находит подтверждения в современной архитектурной практике. Более того, желание всё упаковать в гранит не соответствует современному пониманию бережного отношения к природе.
Наконец, в-перейдем к самому интересному: к «мосткам». Одна из ключевых проблем набережной Исети сегодня — это отсутствие связи между отдельными ее сегментами. Двигаясь вдоль реки, вы постоянно встречаете преграды в виде улиц, которые невозможно пересечь иначе, чем дойти до ближайшего перекрестка. «Мосты под мостами» были придуманы, чтобы решить эту проблему.
Почему эта идея гениальна (не побоюсь этого слова)? Во-первых, она позволяет соединить разорванные части набережной без каких-либо раскопок на городских улицах. Не нужно ничего копать, перекладывать коммуникации, перекрывать движение. Мы просто используем существующие пролетные конструкции мостов, чтобы пропустить сквозь них пешеходов и велосипедистов.
Эта идея, кстати, не является уникальной. В целом ряде городов мира во избежание дорогостоящих строительных работ, используются в том или ином виде и «мосты под мостами», и «мосты вдоль реки».
Во-вторых, эти мостки позволяют соединить между собой не только части набережной, но и противоположные берега реки. Например, если вы движетесь по набережной от Малышева к Куйбышева по левому берегу, то чтобы перейти на правый берег к Цирку, вам все равно потребуется мост. Если рассматривать реку и автомобильный мост, как своеобразный перекресток, то наш мост под мостом позволяет соединить все четыре угла этого перекрестка.
Высокинский предлагает отказаться от мостов и сделать проходы под улицами Малышева и Куйбышева. Тут стоит оттолкнуться от того, что является обязательным, а что — факультативным.
Проходы под улицей Малышева в районе Каменного моста — это, конечно, неплохо, но не так уж важно. В районе Каменного моста есть два перекрестка: с улицей Горького и с улицей Добролюбова. Двигаясь вдоль реки, можно воспользоваться для пересечения Малышева пешеходными переходами, подходы к которым со стороны реки относительно удобны.
Первый переход — на Горького — уже существует. Второй — на Добролюбова — комитет по транспорту упорно отказывается делать, хотя он поможет не только пешеходам и велосипедистам, но также может послужить и для обеспечения приоритета общественного транспорта.
Мост на Куйбышева — гораздо более серьезное препятствие, поскольку он гораздо выше моста на Малышева и к нему нужно подниматься по лестинце, а также, потому что к перекрестку Куйбышева-8 Марта со стороны реки нет удобного подхода.
Не будем также забывать, что для создания связного пешеходного и велосипедного маршрута вдоль набережной хотя бы до ЦПКиО нам нужно преодолеть не только мосты на Малышева и Куйбышева, но также и мост на Декабристов и мост на Белинского.
Так что же мы будем делать? Создавать парадный кусочек набережной, который не будет ни с чем связан или все-таки будем работать над созданием протяженного рекреационного маршрута?
Чем закончится первый вариант, с раскопками улиц, чугуном и гранитом, мы все прекрасно знаем: ничем. Поговорят-поговорят, а потом скажут: «Денег нет!» и забудут еще лет на десять. Второй же вариант, более экономный, все-таки имеет шансы на воплощение в жизнь.
Добавить комментарий