https://www.youtube.com/watch?v=heC6IKjzLmM
В прошлом посте мы попытались найти ответ на вопрос, какова основная цель работы общественного транспорта в городе, и определили, что это — обеспечение свободы передвижения. В этом посте мы рассмотрим, какие еще инструменты можно использовать для обеспечения этой свободы, а также узнаем, почему даже убежденные автомобилисты должны быть заинтересованы в бесперебойной работе общественного транспорта.
В этом и ряде следующих постов мы будем рассматривать идеи, разработанные Джарреттом Уокером, специалистом в сфере общественного транспорта, который помогал в разработке новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга. Если вы знаете английский, я очень рекомендую вам ознакомиться с блогом Джарретта, а также с лекциями, которые я собрал в плейлист на Youtube-канале «Живые улицы».
В прошлом посте мы выяснили, что свободу передвижения можно нарисовать на карте. По-научному такие карты называются изохронами. Эти карты показывают стены вокруг вашей жизни — область, в которой находятся те вещи в городе, до которых вы можете доехать за разумное время.
В прошлом посте мы посмотрели на изохроны для общественного транспорта, но, разумеется, такие карты можно построить и для других способов передвижения: пешком, на велосипеде и, конечно, на автомобиле. Давайте посмотрим на сравнительную изохронную карту, показывающую, как далеко можно уехать с перекрестка Ленина-Карла Либкнехта в Екатеринбурга за 10 минут: двигаясь пешком и на общественном транспорте (красная изохрона) и двигаясь на автомобиле (синяя изохрона), без учета пробок.
Глядя на эту карту, может сложиться впечатление, что идеальным средством для обеспечения свободы передвижения является автомобиль. Автомобиль готов ехать в любой момент, когда он вам нужен. Вы не зависите от маршрутов, не делаете лишних остановок. Автомобиль везет вас “от двери до двери”. Более того, если вы уже купили машину, ежедневное ее использование может оказаться дешевле, чем поездки на общественном транспорте. Спрашивается, если автомобиль — идеальный инструмент городской свободы, то в чем тогда смысл общественного транспорта?
Давайте рассмотрим свободу передвижения более подробно. Любая форма свободы включает в себя определенные ограничения. А именно: как свободный человек, вы можете делать всё, что захотите, но! Вы не должны ограничивать свободу других людей. В случае со свободой передвижения, вы не должны мешать другим людям передвигаться, потому что они имеют такое же право на свободу передвижения, как и вы. Также вы не имеете права отрицать факты объективной реальности, например, придумывать какие-либо объяснения, почему то, что вы делаете вовсе не ограничивает права других людей.
С этой точки зрения давайте посмотрим на две фотографии. На какой из них изображена свобода передвижения?
Очень легко рассудить, что автомобиль идеально обеспечивает свободу передвижения, если вы живете за городом или в отдаленном пригороде (фото справа). Однако, если вы попытаетесь построить большой город на идее о том, что автомобиль является инструментом свободы, он перестает быть инструментом свободы. На фотографии слева мы видим не свободу передвижения, а совсем наоборот — ограничение свободы. Мы видим людей, которые не могут добраться куда им нужно.
Вспомним принципиальное ограничение для любой формы свободы. Автомобиль обеспечивает свободу передвижения, но делает ли он это таким образом, чтобы не ограничивалась свобода других людей? На фото слева — не обеспечивает. Люди стоят в пробке и сами образуют эту пробку. Они отнимают друг у друга свободу передвижения, соревнуясь за самый дефицитный ресурс в городе — пространство.
Город — это место, где много людей живет в ограниченном пространстве и ключевая проблема города — как эффективно это пространство использовать. Машины же, являясь отличным транспортным инструментом для загородной и пригородной жизни, очень неэффективно используют пространство. Они занимают слишком много на одного человека.
Если мы вернемся к нашей изохронной карте и перестроим ее с учетом пробок, то мы увидим, что зоны доступности и для машин, и для общественного транспорта (если он движется в общем потоке) сожмутся.
Наверняка вы видели фотографию, приведенную ниже. Это шестьдесят человек и сколько места они занимают, если они едут на автобусе, на велосипедах и на личных автомобилях.
Что интересно, вместо личных автомобилей вы можете подставить Uber или Яндекс.Такси. Это замечательные удобные сервисы, но они не решают приципиальной проблемы, а именно дефицита городского пространства. На самом деле, они даже ее усугубляют, поскольку в половине этих машин будет ехать один лишь водитель, выполнивший один заказ и спешащий на другой.
Можно сделать личные автомобили беспилотными, однако это также не решит проблемы и, опять же, вероятно усугубит ее. В части машин не будет вообще никого, поскольку владелец пошел на встречу, а машину отправил покрутиться вокруг квартала, чтобы не искать парковку. В другой части машин будут сидеть люди, гораздо менее негативно смотрящие на процесс стояния в пробках, поскольку теперь им не нужно рулить, а можно смотреть кино, играть в видео-игры или общаться в соцсетях. Сейчас человек лишний раз подумает, выезжать ли на дороги в час пик, но если вместо тупого разглядывания багажника стоящей впереди машины можно будет заниматься чем-нибудь интересным, гораздо больше людей будет не против проводить время в пробках.
Сравнительные фотографии, приведенные выше, показывают нам, что есть лишь два способа эффективно использовать городское пространство с точки зрения транспорта. Первый — использовать транспортные средства, позволяющие двигаться быстрее, чем пешком, но занимающие не сильно больше места, чем сам человек, — то есть, велосипеды, самокаты и так далее. Второй — использовать большие транспортные средства, позволяющие перевозить большое количество людей в относительно небольшом пространстве.
Общественный транспорт и велосипеды являются беспроигрышным решением, в отличие от личных автомобилей. Чем больше людей используют автомобили, тем хуже они работают, тем больше мы создаем препятствия друг для друга в виде пробок. Поэтому развитие города с одной лишь опорой на личные автомобили в конечном счете задыхается.
В то же время, чем больше людей использует общественный транспорт, тем лучше он работает, поскольку появляются политические основания и финансовые средства для его улучшения. Чем больше людей используют велосипеды, тем лучше становится и комфортнее на них ездить, поскольку появляются основания для улучшения велоинфраструктуры.
Может показаться, что для автомобилистов развитие велоинфраструктуры и общественного транспорта представляет угрозу, однако это совершенно не так. Чем больше людей использует велосипеды и общественный транспорт, тем лучше и тем людям, кто продолжит ездить на машинах, поскольку меньше людей создает пробки на дорогах. Поэтому в развитии общественного транспорта и велоинфраструктуры нет проигравших. Все только выигрывают!
О том, как «пересадить» автомобилистов на общественный транспорт, мы поговорим в следующих постах!
Добавить комментарий