10 июля компания «Синара-Девелопмент» представила концепцию нового зоопарка в районе «Новокольцовский». Я изучил материалы СМИ, посвященные этой теме и отметил, что практически ничего не говорится о том, как люди будут добираться до этого нового района и, соответственно, зоопарка. Можно предположить две вещи: либо проектировщики считают, что, поскольку район находится в месте, где особо не бывает пробок, то эта проблема их минует и все будут ездить на машинах, либо они считают, что можно сначала запроектировать район, а потом уже думать, как его обслуживать эффективным общественным транспортом. Ни то, ни другое не является верным.
Думаю, что нет смысла надолго останавливаться на том, что невозможно строить районы с высокой плотностью населения и функций и рассчитывать только на личный автотранспорт. Это более-менее понятно и многократно проверено. Да, вблизи Новокольцовского есть 8-полосная дорога без светофоров, но едва ли передвижение жителей будет ограничиваться только этой трассой. В какой-то момент они захотят приехать в центр, и если рациональным выбором для них будет только автомобиль, они усугубят транспортные проблемы города. Равным образом, если большое количество людей захочет приехать в Новокольцовский (в тот же зоопарк или в экспоцентр), они станут проблемой для улиц района. Всё это, я думаю, вполне очевидно.
Проблема с общественным транспортом для Новокольцовского района не столь очевидна. В конце концов, общественный транспорт – это сервис. Почему же мы не можем сначала запроектировать наш замечательный район, а потом пусть специалисты по транспорту придумают, как провести по нему автобусный маршрут?
Дело в том, что эффективный общественный транспорт работает с рядом геометрических ограничений. Одним из таких ограничений является необходимость в прямолинейности.
Прямым следствием из необходимости в прямолинейности является принцип «быть на пути». Общественный транспорт в большинстве случаев будет более эффективен в тех местах в городе, которые находятся на пути в другие места и районы, и менее эффективен в местах, являющихся транспортными тупиками.
Проблема Новокольцовского состоит в том, что он не находится на пути куда бы то ни было и является по сути гигантским транспортным тупиком.
Район находится между двумя потенциальными коридорами для общественного транспорта: Сибирским трактом и Новокольцовским трактом. При этом любой маршрут общественного транспорта в этот район на протяжении долгого времени с начала его строительства будет более слабым ответвлением от основного направления. В то же время нельзя перенаправить маршруты так, чтобы они сначала заходили в Новокольцовский, затем выходили из района и шли дальше по транзитным магистралям – это будет слишком неудобно для тех, кому в этот район не надо, но кто просто проезжает мимо.
Как же решить эту проблему? К счастью, планировка нового района не совсем плоха. В ней есть улицы, входящие в район с одной стороны, пересекающие его и выходящие с другой. Эти районные транспортные оси можно использовать для планирования новых линий общественного транспорта. Этим мы сейчас и займемся.
В последнее время много говорят о строительстве новых трамвайных линий и одно из упоминаемых направлений – Кольцово. Однако строить трамвайную линию вдоль Кольцовского тракта – не слишком эффективно, так как непосредственно вдоль трассы почти никто не живет и нет других точек притяжения. Поэтому давайте посмотрим, как можно трассировать линию таким образом, чтобы она не только связывала между собой конечные пункты, но и обслуживала максимальное количество людей на своем пути.
Как мы уже знаем из опыта планирования трамвайной линии в Академический, значение имеют не только трамвайные пути, но и то, как проложены по ним маршруты, поэтому начинаем сразу с планирования маршрутов.
Берем за основу трамвайный маршрут №5 из новой маршрутной сети общественного транспорта Екатеринбурга.
Одна из конечных этого маршрута находится на перекрестке Белинского-Фучика, однако, нет никаких причин, почему трамвайное движение не должно перешагнуть Объездную дорогу.
Чтобы преодолеть Объездную дорогу, потребуется серьезно переработать проект планировки транспортно-пересадочного узла на станции метро «Ботаническая», о чем я уже писал ранее. Сейчас этот проект никакого продолжения трамвайной линии в себя не включает.
После преодоления Объездной возникает резонный вопрос: куда дальше? Велик соблазн продолжить линию по улице Щербакова, однако здесь уже есть высокочастотное троллейбусно-автобусное сообщение, которое в перспективе можно трансформировать в полностью обособленную БРТ-линию. Мы же создаем совершенно новую транспортную связь, поэтому мы поворачиваем в сторону левобережного Уктуса, преодолеваем Исеть через мост и оказываемся в активно застраивающемся и проблемном с точки зрения транспортной доступности новом районе (ЖК «Просторы»).
Далее следуем в еще один проблемный с точки зрения транспорта район – Сосновый Бор. Здесь в районе пересечения Рощинской и Алтайской улиц может быть конечная станция первой очереди строительства новой трамвайной линии.
В этой точке возникает развилка: можно двинуться в сторону Химмаша, а можно через ЖК «Светлый» перейти на другую сторону Кольцовского тракта, чтобы попасть в Новокольцовский район. Первый сценарий представляется наиболее разумным в краткосрочной перспективе, поскольку Химмаш – уже построенный густонаселенный район с не очень хорошей транспортной доступностью. Эта линия может стать второй очередью строительства.
В перспективе эта линия может быть продолжена в сторону Большого Истока и Арамиля – направление, о котором говорят чиновники администрации – однако, я не думаю, что использование такой дорогой в стоительстве технологии, как трамвай, будет оправдано для связей с этими населенными пунктами в обозримом будущем. Более практичным будет строительство пересадочного узла на Химмаше для пересадки с автобусов, идущих по Челябинскому тракту на троллейбус и трамвай, а также объединение тарифных систем, чтобы пассажиры могли не платить за пересадку.
После соединения с Химмашем можно подумать и о Новокольцовском, однако сначала нам придется усовершенствовать маршрут в центральной части города. Вторая конечная нашего маршрута – «ЦПКиО» находится по сути в пределах центра. В то же время очень напрашивается соединение трамвайных линий по улицам Луначарского и Машинной. Район Машинной и Луганской улиц сейчас активно застраивается, но при этом весь транспорт сосредоточен на Белинского.
Построив связку Луначарского-Машинная, мы получаем возможность продлить ту часть маршрута, которая идет по Луначарского, до Соснового Бора, однако мы также получаем участок, где две разные ветви одного маршрута идут параллельно друг другу. Чтобы избежать проблем с навигацией, делим наш П-образный маршрут на два I-образных. По сути это будет единый маршрут, который на ж/д вокзале будет менять обозначение. Если же на привокзальную площадь вернуть трамвайное кольцо, то это будут два полностью отдельных маршрута.
Вот теперь мы можем начать движение в сторону Новокольцовского. Через ЖК «Светлый» переходим путепроводом на другую сторону Кольцовского тракта и через просеку в лесопарке попадаем в район Птицефабрики. Здесь мы получаем пересадочный узел для всех автобусных маршрутов, движущихся по старому Сибирскому тракту.
Следующим шагом заводим линию в Новокольцовский и доводим ее до ЕКАД.
Наконец, в завершение третьей очереди строительства доводим трамвайную линию до терминалов аэропорта «Кольцово» и до поселка Кольцово. Таким образом мы получаем прямой трамвайный маршрут «Ж/д вокзал — Аэропорт «Кольцово», проходящий при этом через множество районов плотной жилой и деловой застройки.
Ну и в качестве вишенки на торте оптимизируем и вторую I-образную ветвь нашего маршрута – восстанавливаем трамвайные пути по улице 8 Марта от Радищева до Ленина и строим новые по улице Ельцина до Челюскинцев. Строительство этой связки открывает большие возможности для трансформации улицы 8 Марта из загруженной городской магистрали в более комфортную для людей улицу, но об этом мы поговорим в одном из следующих постов.
Посмотрим на последовательность строительства трамвайной линии еще раз.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/wwwlives/livestreets.ru/docs/wp-content/plugins/ultimate-responsive-image-slider/layout.php on line 15
Трамвай в Кольцово
Почему трамвай?
Трамвай – довольно дорогой в строительстве вид транспорта. Поэтому в обычной ситуации я бы предложил любой новый маршрут сначала сделать на основе автобусов, а лишь затем по мере необходимости улучшал его, в том числе, переводя на рельсы. Однако, в данном случае маршрут проходит по местам, где не транзитных улиц, позволяющих организовать то же транспортное обслуживание при помощи автобусов, поэтому, при рациональной разбивке на очереди строительства, возможно, строительство с самого начала именно трамвайной линии имеет смысл.
С чего начать?
Строительство описанных выше трамвайных линий – это очень большой проект, требующий комлексного планирования. Однако, начать нужно даже не с него, а с изменения других проектов, которые могут воспрепятстововать реализации этих планов. Речь прежде всего идет о транспортно-пересадочном узле на Ботанике, который планирует строить «Малышева-73». В том варианте, в котором проект в последний раз показывался широкой публике, он не подразумевал никакого продления трамвайной линии и в целом был достаточно непродуманным в плане решения каких-либо транспортных задач, кроме подъезда к планируемому торговому центру. Об этом проекте я писал в прошлом году и буду еще писать в будущем.
Если администрация города всерьез настроена развивать трамвай в южном направлении, начать нужно с пересмора того, что они согласовали «Малышева-73» на Ботанике. В противном случае трамвай так и не выйдет за пределы Объездной дороги.
Добавить комментарий