31 мая на Градостроительном совете при губернаторе Свердловской области будет рассматриваться проект ледовой арены на месте, где раньше стояла недостроенная телебашня. По поводу сноса телебашни было сломано много копий. Я никогда не был ни ярым сторонником её сохранения, ни сторонником сноса, поэтому теперь, когда ситуация разрешилась, не вижу смысла воротить нос от предлагаемого проекта ледовой арены, как от тотального зла, но считаю правильным внимательно изучить его и постараться скорректировать при необходимости.
«Разве можно строить арену без парковок?!»
Первым делом давайте разберём вопрос, который всех интересует: можно ли строить объект массового посещения без большого количества парковочных мест для зрителей? Да, можно. Более того, если говорить о конкретном участке около Цирка — это единственный способ построить там такой объект. Даже если построить паркинги для всех потенциальных посетителей, такой объём личного автотранспорта просто не переварит улично-дорожная сеть этой части города, которая из без того изрядно загружена. Невозможно будет ни подъехать, ни уехать.
В меньшем масштабе мы уже наблюдаем похожую ситуацию на примере Дворца Спорта на улице Большакова. Всякий раз, когда там что-то происходит, весь район превращается в пробочный и парковочный ад. В прошлом году у Дворца Спорта расширили парковку, попутно уничтожив удобные пешеходные коммуникации и превратив всё пространство вокруг в уродливый океан асфальта, но лучше не стало. Пару месяцев на парковке было посвободней, но затем люди смекнули, что парковаться стало удобнее, и всё вернулось на круги своя.
В городе нет места для того, чтобы все могли ездить на машинах. Это простой геометрический факт, который не изменится ни при каких обстоятельствах. Поэтому для передвижения людей в городе существует общественный транспорт, который использует пространство улиц в разы экономнее и эффективнее, чем личные автомобили. Особенно это актуально для объектов массового посещения, таких, как проектируемая ледовая арена.
Участок, где стояла телебашня, расположен не просто удачно с точки зрения доступа на общественном транспорте, — это место с одним из лучших показателей доступности во всём городе. Во-первых, конечно, здесь есть станция метро, обеспечивающая эффективную связь по оси «север-юг». Во-вторых, у Цирка расположен крупный трамвайный узел. В-третьих, по улице Куйбышева возможная эффективная связь по оси «запад-восток» при помощи автобусов, если обеспечить им приоритет движения. Сейчас такого автобусного маршрута нет, но он заложен в новой маршрутной сети общественного транспорта.
Общественный транспорт сможет эффективно подвезти зрителей к арене, а затем развезти их обратно. Естественно, будет немало людей, которые всё-таки захотят приехать на машинах и это будет создавать проблемы для движения общественного транспорта. Поэтому проект строительства арены должен включать в себя не только сам объект и пространство вокруг, но и улучшение транспортной инфраструктуры: обособление трамвайных путей, выделение автобусных полос, установку камер видеофиксации и т. д. На улицах могут быть пробки, но трамваи и автобусы должны ходить бесперебойно, как метро!
Park+Ride для иногородних
Объекты такого масштаба притягивают большое количество гостей из-за пределов города. Для многих из них поездка в Екатеринбург на личном автомобиле является единственным рациональным выбором. Для таких посетителей должна быть разработана система, позволяющая оставить автомобиль на въезде в город, пересесть на городской общественный транспорт и доехать до арены. Возможно, плата за проезд должна быть включена в стоимость билета.
Парковки и паркинги уродуют городское пространство
Ещё одна веская причина не строить парковки для арены состоит в том, что их не удастся разместить так, чтобы они не лезли в глаза. Это будут либо моря асфальта, как в случае с Дворцом Спорта, либо более дорогие, но не менее уродливые этажерки многоярусных паркингов — мёртвых по сути зданий, не коммуницирующих в пространство ничего человеческого. У участка арены же почти нет сторон, на которые можно было бы вывести паркинги так, чтобы они не уродовали город: улицы Степана Разина и Народной воли важны, как пешеходные коммуникации; набережная — как общественное пространство.
Пешеходные и велосипедные коммуникации
Разобравшись с парковками и общественным транспортом, давайте посмотрим на пешеходные и велосипедные связи. Почему-то этот аспект транспортной инфраструктуры в презентации проекта отражён только в виде подходов от остановок общественного транспорта и парковок. Между тем, в зоне пешеходной доступности от будущей арены проживает большое количество людей, и ещё больше — в зоне доступности на велосипеде. Кроме того, пространство вокруг арены обеспечивает велопешеходные коммуникации между разными частями города. Исключать это из общей транспортной картины никак нельзя.
Велопешеходный маршрут вдоль набережной
В прошлом году силами КБ «Стрелка» и проектного бюро «ОСА» была создана концепция благоустройства набережной реки Исеть, в том числе на участке между улицами Куйбышева и Декабристов, где проектируется ледовая арена. Одним из ключевых транспортных элементов этой концепции были «мосты под мостами», позволяющие пешеходам и велосипедистам пересекать упомянутые выше улицы, не пересекаясь с потоками автотранспорта.
Ранее эти мосты предлагались и в других концепциях на этот участок.
В текущем варианте проекта арены эти связи отсутствуют, а между тем они являются важнейшим инфраструктурным элементом, позволяющим использовать набережную, как единую велопешеходную артерию, пересекающую город с севера на юг. Она может использоваться как собственно для доступа к арене, так и просто для велосипедных поездок по городу, пеших прогулок и пробежек вдоль реки.
Спуск на набережную от перекрёстка 8 Марта — Куйбышева
С велопешеходным транзитом по набережной непосредственно связан вопрос спуска к реке со стороны перекрёстка 8 Марта — Куйбышева. Этот перекрёсток является ключевым транспортным узлом в этом районе, однако спуск к реке от него сегодня возможен только по лестницам. Это неудобно для маломобильных граждан и всех, кто передвигается по тротуарам и велодорожкам на колёсах.
Единственная возможность сделать доступный для всех спуск на набережную со стороны перекрёстка (и подход к арене с севера) — это обустройство плавного спуска вдоль территории Дендрария. Длины этого участка как раз хватает, чтобы обеспечить подъём в пределах допустимого уклона 5 %. Этот спуск мог бы принять на себя часть потока, идущего от метро, а также со стороны ТРЦ «Гринвич».
В прошлом году я пытался убедить проектировщиков включить этот элемент в концепцию благоустройства набережной, однако, поскольку перед ними стояла задача сделать всё малозатратными средствами, от него пришлось отказаться, заменив плавный спуск на ещё одну лестницу (см. выше). Может быть, имеет смысл вернуться к этой идее?
Велопешеходные связи вдоль улиц Горького, Чапаева и Народной Воли
Несколько лет назад проектное бюро «ОСА» также делало мастерплан участка вокруг телебашни. В транспортной части этой работы приоритет был отдан связке улиц Горького и Степана Разина.
Что мне тогда принципиально не понравилось в этом плане — это полное пренебрежение возможностью связать части улицы Народной Воли, находящиеся по разные стороны реки, и создать из них полноценный не автомобильный, но велопешеходный маршрут, пересекающий реку. Улицы Куйбышева и Декабристов, как и мосты на них, не слишком комфортны для движения пешком и на велосипеде: узкие тротуары, находящиеся в непосредственной близости от проезжей части с быстро движущимся транспортом. По этой причине велопешеходная связь вдоль улицы Народной Воли имеет большую ценность.
Что ж, в представленном проекте арены эта связь реализуется очень хорошо: мы получаем целый пешеходный мост через реку по улице Народной Воли.
Мост — это хорошо, однако, в этом варианте связи по направлению «север-юг» отсутствуют полностью. Как говорится, одно лечим, другое калечим.
Если посмотреть на квартальную сеть центра Екатеринбурга, мы увидим, что в ней улица Горького должна переходить в улицу Чапаева. Улица Горького в будущем будет благоустроена и станет вполне привлекательной для пешеходного и велосипедного движения. Улица Чапаева уже очень красива и, возможно, когда-нибудь она перестанет представлять собой одностороннее скоростное шоссе. Из-за препятствия в виде реки связь между ними отсутствует физически, но раз уж мы строим через реку мост, то почему бы не построить его так, чтобы он обслуживал и это направление тоже? Чтобы мост работал и на связь по Народной Воли, и по Горького — Чапаева, его нужно расположить под углом к осям обеих улиц.
Естественно, чтобы эти связи работали, потребуется устройство регулируемых пересечений на Горького — Куйбышева, Народной Воли — 8 Марта, Народной Воли — Розы Люксембург и Народной Воли — Белинского.
Новые остановки общественного транспорта
Упомянутые выше пешеходные связи в том числе могут использоваться для подхода к существующим и новым остановкам общественного транспорта.
Новую трамвайную остановку необходимо запроектировать и построить на перекрёстке Куйбышева — Горького. Дело в том, что между остановками «Цирк» и «Белинского» по Куйбышева очень большое расстояние (800 метров). Раньше в остановке на Горького не было особой нужды, поскольку вокруг было мало объектов притяжения. Сейчас же район заметно подрос и остановка там нужна.
Трамвайные платформы остановок «Цирк» и «Академия при Президенте России» необходимо реконструировать и расширить.
Для автобусного маршрута по Куйбышева, о котором я писал выше, также необходимы остановки.
Велопарковки
Естественно, если мы говорим о том, что люди смогут приезжать на арену на велосипеде, значит, им нужно где-то парковаться. По меньшей мере должны быть предусмотрены уличные велостойки правильной конструкции в удобных местах недалеко от входов.
Если же относиться к велосипедам с полной серьёзностью, то можно сделать и велопаркинг внутри здания с охраной и видеонаблюдением — возможно, не для посетителей массовых мероприятий, но хотя бы для сотрудников и посетителей спортивных секций, которые наверняка будут работать в этом здании в будние дни.
Автомобильные связи в районе арены
Не стал бы я полностью отказываться и от создания новых автомобильных связей в этом районе, например, того же соединения улиц Горького, Народной Воли и Степана Разина, которое было в концепции «ОСЫ». Конечно, это должны быть не шоссе, а обычные улицы регулируемого движения. Возможно, участок перед ареной должен будет закрываться для движения, чтобы обеспечить беспрепятственный проход людей в сторону метро. Также, наверно, я бы вернул автомобильное движение на участок улицы Народной Воли от Университетского переулка до улицы 8 Марта. Как сквер это место так и не заработало, а возврат сюда проезжей части позволит снять часть нагрузки на перекрёсток 8 Марта — Декабристов.
Эти новые отрезки улиц не должны, как говорят автомобилецентричные транспортники, «повысить пропускную способность». Нет, они просто должны создать дополнительные связи в сети улиц, делающие передвижение более удобным. На них тоже будут утренние и вечерние пробки, однако эти дороги все равно должны быть двухполосными, чтобы не превратиться в подобие шоссе.
Активный уличный фасад подиума арены
Одним из удачных архитектурных решений мне представляется использование части подиума арены для размещения общественных функций, выходящих фасадом на улицу.
Это видно на рендерах со стороны улицы Народной Воли, но, на мой взгляд, это решение нужно распространить и на фасад со стороны улицы Степана Разина.
Массовые мероприятия будут проходить на арене меньшую часть времени. Большую же часть времени она будет довольно пустынной, однако по улицам люди ходят всегда, и это должно быть интересно. А лучшим способом сделать улицу интересной является активный фасад застройки — магазины, кафе, даже входы в офисные помещения. Все же технические функции типа стоянки автобусов, которую мы видим на рендере, лучше разместить между застройкой по Декабристов и ареной, где люди особо ходить не будут.
Сохранение градостроительного масштаба улицы Декабристов
Зданию арены всё-таки нужны технические подъезды транспорта. В текущем варианте проекта они выполнены со стороны улицы Декабристов и, на мой взгляд, не очень удачно. Устройство одного из этих проездов потребует сноса деревянного здания по адресу Декабристов, 42. Также, похоже, предполагается довести открытое пространство перед ареной до улицы Декабристов.
На мой взгляд, это не очень удачное решение. Улица Декабристов между Чапаева и Степана Разина имеет очень своеобразную камерную среду. Если на неё будет открываться площадь перед ареной, гигантское здание визуально подавит историческую застройку. Из этих соображений представляется целесообразным, наоборот, по возможности восстановить исторические дома, а существующие разрывы в застройке заполнить соразмерными улице зданиями. С уровня земли арена не будет видна, и улица сохранит свой исторический масштаб, несмотря на близость гигантского объекта.
Исходя из этого, один технический подъезд к арене лучше сделать со стороны Степана Разина, а второй передвинуть от Царского моста на перекрёсток Декабристов — Чапаева, чтобы он не нарушал пространства набережной и лучше вписывался в улично-дорожную сеть.
Паркинг на Степана Разина — Декабристов
В презентации проекта упоминается многоуровневый паркинг на перекрёстке Степана Разина — Декабристов. Выше я уже писал, что формировать фасад улиц многоярусными паркингами — это очень плохая идея для города. Даже с эксплуатируемым первым этажом и интересным фасадным решением паркинги смотрятся угрюмыми и тёмными зданиями. Поэтому я бы от строительства паркинга на этом месте отказался и, если уж он так нужен, постарался бы разместить его в пространстве между ареной и застройкой по улице Декабристов, возможно, вытянув вдоль участка и уменьшив этажность. Это место в любом случае будет непроходное и паркинг здесь не будет портить вид. А участок на перекрёстке лучше оставить под более дружелюбную человеку застройку, например, под офисное здание или гостиницу.
Заключение
Если принять возможность строительства арены на месте снесённой телебашни как в целом допустимую, то, на мой взгляд, мы увидели вполне добротное и качественное проектное предложение. Есть моменты, которые имеет смысл подкорректировать, но они не противоречат общему замыслу и вполне поправимы. Поэтому я с оптимизмом смотрю на этот проект и надеюсь, что он будет реализован в лучшем виде.
Добавить комментарий