В последние месяцы вокруг Дворца Спорта на Большакова произошли большие изменения.
Для тех, кто не знает, Дворец Спорта — это историческое название культурно-развлекательного комплекса «Уралец» на улице Большакова. Когда его только построили, в нём действительно было что-то от дворца. Парадная архитектура, обширная пешеходная площадь вокруг.

В середине 2000-х Дворец Спорта реконструировали, и от первоначальной архитектуры не осталось и следа. Здание стало похоже на складской ангар, а пешеходная площадь частично превратилась в парковку.

И вот по прошествии ещё 10 лет Дворец Спорта снова меняется. В этот раз преимущественно изменилось общественное пространство вокруг здания. Старые кассы и бывший спортзал, выходивший на улицу Шейнкмана были снесены, а на их месте была построена большая парковка. Также под нож пошёл газон, ранее отделявший парковку от тротуара. Теперь вся территория вокруг Дворца спорта представляет собой океан асфальта, по сравнению с которым находящаяся поблизости автозаправка кажется торжеством гуманизма, человеческого масштаба и комфортной городской среды.

Потери коснулись не только внешнего облика. Ради устройства нового выезда с парковки на улицу Серова была нарушена связность широкого тротуара, идущего вдоль территории Дворца Спорта от улицы Шейнкмана почти до улицы Сурикова.

Теперь пройти вдоль улицы Большакова можно будет только по узкому тротуару вдоль дороги, на который летит пыль и грязь с проезжей части, и который плохо убирается зимой.
Интересный факт: именно по этому широкому тротуару в 2012 году планировалось сделать велодорожку вдоль улицы Большакова, и одним из наших предложений тогда было продление этого тротуара до улицы Сурикова и далее плавное соединение с тротуаром, идущим вдоль проезжей части. Тогда представители комитета благоустройства говорили: «Зачем вам две односторонние велодорожки на этой улице? Можно же ездить в обе стороны по этому широкому тротуару.»

И вот 5 лет спустя комитет благоустройства без проблем согласовал уничтожение этого тротуара, ради того, чтобы два раза в неделю выезд с парковки Дворца Спорта занимал на пять минут меньше.
При этом участок, на котором находится и тротуар, и большая часть парковки, даже не принадлежит Дворцу Спорта. Это городская территория, часть улицы Большакова. Поэтому всё, что сейчас сделано — сделано на общегородской территории и с одобрения администрации города.

Вся эта реконструкция является примером градостроительной безграмотности, как на неё ни посмотри. Во-первых, сама по себе идея обеспечить парковочными местами всех желающих приехать во Дворец Спорта на машинах — невыполнима и абсурдна. Да, реконструкция добавила несколько сотен машиномест, но при вместимости арены в 5,5 тысяч человек этого всё равно мало. Вместе с тем добавление этих машиномест посылает людям ложный сигнал: парковаться будет проще, приезжайте на машинах. И если раньше многие, зная, что припарковаться будет трудно, приезжали на общественном транспорте и приходили пешком, то теперь желающих приехать и припарковаться станет больше. Что будем делать дальше? Асфальтировать Зелёную Рощу? Переделаем в парковку аллею, ведущую в сторону 8 Марта? Заодно и ещё один выезд с парковки сделаем.
Во-вторых, независимо от размеров парковки, возможность нескольких тысяч людей единовременно приехать и уехать на машинах в точку, находящуюся в центре города, с улично-дорожной сетью, состоящей преимущественно из двухполосных дорог, представляется геометрически невыполнимой. И раньше, когда что-то происходило во Дворце Спорта, весь район стоял в непролазных пробках. С расширением парковки можно ожидать, что пробки только усилятся.
Вместе с тем организованный подвоз зрителей ко Дворцу Спорта общественным транспортом из разных точек города — задача вполне выполнимая при грамотном планировании.
В-третьих, окей, даже если мы согласимся с расширением парковки, давайте отдадим себе отчёт, что в полном объёме она будет нужна только когда во Дворце Спорта что-то происходит, а это всего лишь несколько часов один-два раза в неделю. Всё остальное время это море асфальта будет просто стоять пустым, радуя глаз местным жителям, которые через эту парковку будут ходить в Зелёную Рощу. Вместо асфальтового поля можно было спроектировать перед Дворцом Спорта пешеходную площадь с возможностью парковки, когда она необходима. Посадить деревья, поставить скамейки.
Например, площадь перед памятником воинам-спортсменам так и функционировала до недавнего времени. Когда во Дворце Спорта хоккей или концерт, на ней стояли машины. Всё остальное время по ней гуляют жители района, катаются на роликах и велосипедах.

Наконец, в-четвёртых, если посмотреть на эту ситуацию в общегородском контексте, бросается в глаза её несоответствие многим другим проектам и инициативам города. С одной стороны, у нас благоустраивают общественные пространства, убирают парковку с главной площади, разрабатывают стратегию пространственного развития, которая предполагает уход от автомобильной зависимости. С другой — реализуют вот такие проекты, которые иначе как «автомобилизмом головного мозга» не назовёшь.
Ситуация с Дворцом Спорта показывает, что уход от автомобилецентричного проектирования — это не разовое событие, но долгий сложный путь, как лечение какой-нибудь зависимости. Можно осознанно пытаться делать какие-то проекты, ориентированные на пешеходов, но как только что-то проходит ниже радара, мы опять скатываемся к обычной практике, когда ничего, кроме нужд личного автотранспорта значения не имеет.
По этой причине, я считаю, все проекты благоустройства должны обсуждаться на этапе формирования техзадания и на этапе проектирования, так же, как, например, обсуждаются в обязательном порядке проекты планировки территории. Комитет благоустройства, очевидно, не способен своими силами обеспечить реализацию стратегических задач города в том, что касается развития общественных пространств, поэтому вполне оправданным представляется внедрение в эту сферу элементов общественного контроля.
Добавить комментарий