1 марта этого года Минстрой Свердловской области утвердил проект планировки транспортно-пересадочного узла на станции метро «Ботаническая» (также известного как торгово-развлекательный центр «Золотой»).
К сожалению, несмотря на высокую градостроительную значимость данного проекта, Минстрой не организовал никакой работы по его корректировке и доработке, а просто согласовал вариант, предоставленный застройщиком. Это очень плохо, поскольку застройщик непосредственно заинтересован лишь в решении своих бизнес-задач. Транспортные и градостроительные вопросы, не сулящие прямых финансовых выгод, его не интересуют.
Проектирование данного транспорного узла открывает большие возможности по развитию инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, общественного транспорта и личного автотранспорта. Эти возможности совершенно не учтены в согласованном Минстроем проекте. Рассмотрим некоторые из них.
Развязка Белинского-Объездная дорога, рядом с которой планируется строительство ТПУ, обременена рядом проблем. Во-первых, эта развязка неполная: она не позволяет совершать все нужные маневры. Во-вторых, она находится слишком близко к другой развязке — Объездная-Кольцовский тракт. В результате съезды двух развязок находятся слишком близко друг к другу и между ними происходит так называемое переплетение потоков.
От этого очень некомфортного для водителей и потенциально аварийного явления хотелось бы избавиться в ходе реконструкции. Замечу, что утвержденная Минстроем схема только усугубляет проблему, поскольку добавляет новые съезды на и без того перегруженный участок.
Проблему можно решить, если трансформировать развязку Белинского-Объездная в так называемый «неполный клевер», а именно: перенести все съезды развязки на южную сторону улицы Белинского, а на самой улице организовать два регулируемых перекрестка, которые позволят транспорту осуществлять все маневры. Доступ на перекресток Крестинского-Родонитовая можно организовать через кольцевой перекресток.
Такое решение открывает сразу несколько возможностей. Во-первых, мы освобождаем северную сторону улицы Белинского от нерегулируемых съездов и по этой стороне можно организовать выделенные полосы для общественного транспорта (при расширении путепровода, разумеется). Общественному транспорту не придется стоять на светофорах на съездах с Объездной и благодаря этому он получит относительное преимущество при проезде этого узкого участка.
Во-вторых, появляется возможность продления трамвайной линии, которая сейчас заканчивается на Фучика-Белинского. Трамвай может пройти сначала до станции метро, затем на юг до Самолетной-Щербакова, а затем по левому берегу реки Исеть до Соснового Бора.
В перспективе эта линия может дойти и до Химмаша, став вторым магистральным выездом из этого района.
В-третьих, сделав съезды с Объездной на Белинского регулируемыми, мы создаем условия для безопасного движения пешеходов и велосипедистов по улице Белинского через Объездную. Сейчас, чтобы пройти пешком над Объездной, придется пересечь два нерегулируемых съезда, где нет пешеходных переходов, и где пешеходов мало кто пропускает.
Наконец, в-четвертых, если убрать съезд с Объездной на Белинского в сторону центра, появляется отличная возможность напрямую связать между собой Ботанический район и Парк Маяковского. Сейчас, несмотря на то, что парк и жилой район находятся относительно недалеко друг от друга, путь пешком или на велосипеде между ними довольно извилист и малоприятен.
При реконструкции узла Белинского-Объездная и всей площадки Завода Гражданской авиации появляется возможность строительства серии велопешеходных мостов и тоннелей, по которым с Ботаники до ЦПКиО можно будет добраться, не пересекаясь с потоками автотранспорта.
Строительство велопешеходных мостов и тоннелей для пересечения транспортных развязок и других препятствий не является новшеством. Этот прием активно используется во многих странах. Например, в Дании:
В Нидерландах:
В Китае:
Также появляется возможность устройства велопешеходной связи между набережными реки Исеть в ЦПКиО и югу от Объездной дороги. Сейчас эти набережные разорваны развязками и железной дорогой.
Что касается самой железной дороги, то вдоль нее можно построить велопешеходный маршрут, который свяжет Уктус и Ботанику с Парком Лесоводов России.
Пешеходы уже пользуются железной дорогой для движения, так почему бы не сделать это движение безопасным?
Велопешеходные маршруты вдоль железных дорог строят во многих странах, например, в Германии.
Теперь вернемся обратно к участку, где разместится транспортно-пересадочный узел. На перекресток Родонитовая-Крестинского после строительства ТПУ возрастет транспортная нагрузка, а также гораздо больше пешеходов и велосипедистов будет перекать здесь проезжую часть. Почему бы не развести эти потоки так, чтобы они не мешали друг другу?
В решении этой задачи можно пойти двумя путями. Можно приподнять перекресток, устроив под ним транзитные велопешеходные связи.
Такой подход часто используется в Нидерландах.
Можно, наоборот, заглубить перекресток, сделав его подземным, а наверху организовать пешеходную площадь, которая будет входным пространством перед зданием ТПУ. Этот вариант дороже и сложнее в реализации, но он предпочтителен с точки зрения создания комфортной городской среды, так как ликвидируется барьер (в том числе визуальный) между жилым районом и новым зданием.
На перекрестках Шварца-Крестинского и Шварца-Белинского необходимо восстановить наземные переходы.
Их ликвидация при строительстве метро была ошибкой и эту ошибку нужно исправить.
Что касается самого здания ТПУ-ТРЦ, то к нему можно предъявить несколько требований. Во-первых, оно не должно быть изолированным от городской среды в уровне первого этажа. Первый этаж должен иметь функции, выходящие на улицу. Это важно, поскольку вдоль глухой стены невозможно организовать интересное и живое общественное пространство.
Во-вторых, помимо транспортных функций в здании не должна быть только торговля. Да, возможно, сейчас это самые востребованные рынком площади, однако, учаток имеющий отличную доступность на всех видах транспорта может разместить и офисы, и гостиницу, и некоторые форматы жилья, и даже спортивные функции.
В-третьих, поскольку создание новых велосипедных связей приведет к тому, что к ТПУ будет очень удобно приезжать на велосипеде, необходимо предусмотреть в здании охраняемые велосипедные паркинги, подобные тем, что устраивают, например, на вокзалах в Нидерландах.
Если Минстрой уже утвердил проект планировки, то что же остается делать? На мой взгляд, необходимо прежде всего привлечь к этому проекту внимание жителей окрестных районов – Ботаники и Уктуса – поскольку именно они получат наибольшие выгоды от реализации всех описанных возможностей. Необходимо также заручиться поддержкой экспертов и чиновников, обсудив данные предложения на Транспортном и Градостроительном советах администрации Екатеринбурга. После этого можно выходить на застройщика с предложением внести корректировки в процесс проектирования. Поскольку проект находится еще на очень ранней стадии, внесение всех необходимых правок представляется абсолютно возможным.
Скачать предлагаемую транспортную схему в формате kml (открывается в программе Google Earth).
Добавить комментарий