В вопросах развития городского транспорта практически каждый человек имеет собственное мнение. Спросите любого таксиста и он вам раскажет, что нужно сделать, «чтобы город поехал». Это не обычная ситуация, если посмотреть на другие сферы человеческой жизнедеятельности. Люди редко имеют собственное мнение в вопросах кардиохирургии или, например, атомной энергетики. В этих областях мы склонны доверять профессионалам. Транспорт же, поскольку каждый из нас имеет с ним дело каждый день, кажется чем-то интутивно понятным, а потому каждый считает себя в праве высказывать свои рецепты по его улучшению.
Это реальность, с которой приходится считаться, однако, это не означает, что всякое мнение нужно учитывать при принятии решений. Попробуем разобраться, чем одни мнения отличаются от других, и почему одни стоит принимать во внимание, а другие — нет.
Все мнения можно разделить по тому, на чем они основаны: от объективных фактов геометрии и математики до субъективных факторов собственных ощущений.
При этом, чем дальше мы уходим в сторону более субъективных факторов, тем выше становится наша эмоциональная вовлеченность в то или иное мнение, и тем сильнее мы уверены в своей правоте.
Что важно: если два мнения противоречат друг другу, правым в конечном счете будет то из них, которое основано на более объективных факторах. Законы геометрии не меняются в зависимости от чувств конкретного человека или группы людей — они будут справедливы и на другой планете.
Каждый, разумеется, имеет право на собственное мнение, на чем бы оно не основывалось. Время от времени, однако, свои мнения высказывают люди, имеющие влияние на принятие решений в городе. При этом они не утруждают себя объяснением того, на чем их мнения основаны, а стоило бы.
Возьмем, например, расхожее среди убежденных автомобилистов мнение о том, что нельзя развивать общественный транспорт в ущерб личному. Например, нельзя обособлять трамвайные пути или выделять полосы общественного транспорта, если это создаст дополнительные неудобства для легкового транспорта.
Это мнение базируется на вполне обоснованном возмущении по поводу ущемления интересов своей группы — автомобилистов. Однако, оно упирается во вполне конкретный геометрический факт: жизнь в городе предполагает не слишком большую площадь общественного пространства на каждого жителя, поэтому разместить автомобили всех желающих в нем не получится.
При этом, если мы хотим, чтобы город развивался, мы должны обеспечить людям свободу передвижения вне зависимости от пробок. Единственный способ это сделать — обеспечить приоритет общественного транспорта, который перевозит людей, используя пространство города гораздо эффективнее, чем личный автомобиль. Одна полоса движения в час пропусает около 1000 человек, если они едут на автомобилях, и порядка 6000-8000 человек, если они едут на трамваях по обособленным путям. Этот факт не меняется в зависимости от отношения того или иного человека к общественному транспорту или к законам геометрии.
С аналогичными объективными фактами сталкивается и идея о том, что в городе непременно нужно увеличивать количество парковочных мест.
Объективная реальность состоит в том, что в городе настолько много автомобилей и настолько невелика площадь доступного общественного пространства, что никакая ликвидация газонов и сужение тротуаров под парковки не дадут ощутимого эффекта. Более того, у нас уже есть ликвидированные газоны и суженные тротуары и в тех местах, где это сделано, парковаться ничуть не проще, чем во всех остальных.
В таком случае, какой смысл создавать в городе невыносимые условия для жизни, сужая тротуары и закатывая газоны в асфальт, пытаясь удовлетворить интересы автомобилистов, если это в принципе невыполнимо? Владение и использование личного автомобиля в крупном городе всегда будет проблематичным. В интересах общего блага было бы не пытаться решить невыполнимую задачу, но приложить усилия к тому, чтобы как можно больше людей могло передвигаться по городу без использования личного автомобиля, в том числе тех, у кого он уже есть.
В этот момент в дискуссии обычно идет в ход последний аргумент: «Но я никогда не пересяду на общественный транспорт, не буду ездить на велосипеде и я не люблю ходить пешком!» Однако, и он встречается с более объективной истиной:
Ваши чувства по поводу чего-либо являются производной от вашего мировоззрения, места жительства, социального статуса и других индивидуальных факторов. Поэтому не нужно проецировать свою ситуацию на население города в целом и думать, что если вы не будете пользоваться общественным транспортом, то и никто другой не будет тоже. Более того, для гармонизации транспортной системы вовсе не требуется, чтобы представители элиты, которые обычно и озвучивают такие мнения, пересаживались на общественный транспорт. Это настолько небольшая группа людей, что ее предпочтения не имеют большого влияния на общую картину.
Проблемы начиняются тогда, когда мы берем мнение отдельного человека или группы людей, не сочетающееся с объективной реальностью, и пытаемся подстроить жизнь под это мнение. Объективная реальность всегда побеждает.
Добавить комментарий