Впервые со времен «Пассажа» выступлю в необычной для себя роли архитектурного критика. Поговорим о планируемой реконструкции приборостроительного завода на набережной Городского пруда.
Некоторое время назад стало известно, что компания «Пред-Групп» проводит архитектурный конкурс на проект реконструкции здания завода. В конкурсе в итоге победил вот такой проект:
Неделю назад выяснилось, что реализовываться будет не вариант, победивший в конкурсе, но, безо всякого конкурса, вот этот:
Этот проект будет обсуждаться на Градостроительном совете 10 июля, в рамках выставки «Иннопром». Заказчик не постеснялся вынести проект на обсуждение на таком значимом для города событии, — значит, вероятно, всерьез надеется на одобрение.
Хотелось бы сказать несколько слов по этому поводу.
1. Архитектурные конкурсы в России по-прежнему остаются профанацией. Конкурс – это процедура, требующая определенной дисциплины, как со стороны участников, так и со стороны заказчика. Если заказчик после подведения итогов конкурса вдруг решает делать что-то диаметрально противоположное, без проведения нового конкурса, то грош цена такой процедуре. На месте членов Градостроительного совета я бы отказался от рассмотрения нового варианта проекта на одном лишь этом основании.
2. Функция здания не соответствует месту. В публикациях пишут, что комплекс в основном будет занимать элитное жилье. То, что элитное жилье в основном покупается «с инвестиционными целями» и стоит пустым, легко заметить по отсутствию света в вечерних окнах существующих в Екатеринбурге «элитных жилых комплексов». Между тем, набережная Городского пруда – одно из главных общественных пространств Екатеринбурга и застройку вдоль него желательно было бы планировать, исходя из максимального насыщения этого пространства функциями и пользователями.
Как минимум, можно было бы сделать первый этаж комплекса коммерческим, но на рендерах он показан монументальным и глухим.
3. Архитектурный стиль не соответствует контексту. Заказчик утверждает, что «архитектурное решение, которое мы выносим на обсуждение профессионального сообщества, в большей степени соответствует исторической городской застройке.» На самом деле, выносимое на архитектурное решение не соответствует ничему. Не нужно быть экспертом в области архитектуры, чтобы увидеть, что предлагаемый микс французского барокко и современных офисных стекляшек совершенно не напоминает классическую архитектуру Екатеринбурга никакого из периодов застройки, ни по масштабу, ни по структуре, ни по набору элементов.
«Мы считаем, что такое возвращение к качественной классической архитектуре возможно только в обществе с высоким уровнем развития, а Екатеринбург, безусловно, уже дорос до этого уровня и достоин таких объектов.» Тут с заказчиком можно согласиться, однако, не стоит забывать, что «качественная классическая архитектура» не означает использования всех декоративных элементов, которые только нашлись в архитектурном справочнике. Например, проект, победивший в конкурсе, не имел полного набора украшательств, но при этом был абсолютно классическим по сути:
4. Архитектура здания не соответствует функции. Если придерживаться классических подходов к архитектуре, то право на выдающийся архитектурный облик имеют лишь общественные здания: церкви, ратуши, университеты, театры суды, вокзалы, библиотеки и т.д. Жилые дома, кто бы там ни жил, являются фоновой застройкой и архитектурно не должны слишком выделяться.
Можно посмотреть на лучшие наши и зарубежные образцы классической застройки, и сразу становится ясно, где рядовая застройка, а где – общественно-значимая.
Что же мы имеем в случае с обсуждаемым проектом?
Здание откровенно доминирует над всем своим окружением, но при этом совершенно непонятно, с какой стати? Просто потому, что там живут очень богатые люди?
5. Благоустройство здания не поддерживает общественную функцию набережной. Вместо того, чтобы как-то насытить общественное пространство перед фасадом, архитекторы предлагают вырубить часть лиственничной аллеи вдоль пруда – чтобы «показать красоту» – а на ее месте сделать элитную автостоянку для элитных жителей элитного дома.
Если присмотреться, видно, что площадь с фонтаном перед фасадом не предназначена для движения вдоль здания. Она нужна лишь как декоративное оформление при выходе из машины и подходу к контрольно-пропускному пункту главному входу.
Если говорить об общественном пространстве, – я полагаю, что улицу Горького на этом участке надо делать пешеходной и объединять ее благоустройством с набережной, которая сейчас несколько изолирована. При этом, существующее озеленение следует сохранить по максимуму.
Также полагаю необходимым найти способ открыть для пешеходного движения часть улицы Горького между проспектом Ленина и переулком Почтовым, а также сам переулок Почтовый между набережной и улицей Пушкина. Сейчас эти улицы огорожены заборами и являются частью территории резиденции губернатора.
Резюме. Если проект будет одобрен Градостроительным советом и принят к реализации, это можно будет считать очередным примером того, что градостроительное регулирование в Екатеринбурге нужно для чего угодно, но только не для создания гармоничного архитектурного облика и общественного пространства города.
Добавить комментарий