В последнее время много слышно о грядущих реконструкциях вокруг Центрального стадиона. В конце апреля началось рабочее проектирование соединительного участка между улицами Ленина и Татищева. Французское бюро «Villes&Paysages» разрабатывает концепцию реконструкции парка вокруг Вечного огня.
Мы в «Городе.PRO» тоже не остались безучастными. Посмотрев на чертежи из технического задания на рабочее проектирование, мы пришли к выводу, что таким продолжение главной улицы города никак быть не может.
Мы выделили следующие основные недостатки:
Шоссейная геометрия улицы. Если посмотреть внимательно на проект, можно заметить, что на проектируемой улице все криволинейные участки имеют очень большой радиус поворота и плавно переходят один в другой. Такая геометрия, уместная на загородных дорогах, крайне нежелательна в городе, так как она транслирует водителям, что по этой дороге можно ехать очень быстро.
Помимо сугубо поведенческих аспектов, у этой геометрии есть и практические последствия: на поворотах проезжая часть «вдавливает» благоустройство (тротуары, велодорожки, озеленение) в красные линии улицы и для них остается слишком мало места.
Непродуманная трамвайная инфраструктура. Двигаясь со стороны ВИЗа, трамвай может ехать только прямо по Ленина в сторону центра. Повернуть в сторону ж/д вокзала или Малышева он не может. Трамвайные остановки на новом участке расположены неоптимально. Проигнорирована возможность улучшить существующие трамвайные платформы на прилегающем участке улицы Московской, а также обособить на нем трамвайные пути. На проектируемом участке улицы зачем-то сделаны развороты через трамвайные пути – места будущих аварий.
Странности с автобусными остановками. Проект предполагает выделение крайних правых полос для автобусного движения, что в принципе неплохо. Но при этом зачем-то все равно сделаны карманы автобусных остановок, дополнительно стесняющие благоустройство. При наличии выделенных полос, а также при наличии 3 полос движения в одну сторону, делать их не нужно. Сами остановки при этом расположены в странных местах, фактически на перегонах, а не на перекрестках, где им положено быть.
Непродуманность пешеходных путей (на плане показаны серым цветом). Тротуары в массе своей проходят вплотную к проезжей части, очень много неудобных поворотов под прямым углом, нестыкующихся пешеходных переходов и т.п. На улице Татищева в двух местах тротуар и велодорожка оказываются между основной проезжей частью и местным проездом. Чем заканчиваются подобные проектные решения, мы хорошо знаем на примере улицы Сурикова.
Неудовлетворительная организация велосипедного движения (велодорожки обозначены розовым цветом). Исполнителя попросили заложить в проект велодорожки. Сказано – сделано. Велодорожки то появляются, то исчезают, в том числе перед перекрестками, где они особенно нужны. Где-то велодорожки меняются местами с тротуаром, сужаются, поворачивают под неожиданными углами. Пользоваться такой велоинфраструктурой будет невозможно.
Подземные переходы. На сегодняшний день позиция администрации Екатеринбурга по отношению к подземным переходам состоит в том, что их можно предусматривать, но дублирующие переходы по земле все равно должны оставаться.
В проекте Ленина-Татищева подземные переходы на Ленина-Московской и Татищева-Токарей предусмотрены в качестве будущих входов на станции метро. При этом, когда появится сама 2-я линия метро, не знает никто. По нашему мнению, после соединения напрямую трамвайных линий по Ленина и Татищева, потребность в этой линии метро вообще отпадет. При этом, входы в подземные переходы расположены так, что они блокируют устройство велодорожек, сужают тротуары, а также не позволяют во многих местах устроить дублирующие переходы по поверхности (примерно как сейчас на Ленина-Восточной). Стоимость строительства этих двух подземных переходов составляет примерно половину стоимости нового моста через Исеть.
Недостаток озеленения. По плану это оценить сложно, но проектируемая улица в том виде, какой она появилась в техзадании, не предоставляет больших возможностей для посадки деревьев. Поэтому велика опасность того, что она станет очередной асфальтовой пустыней, как обычно выглядят все новые улицы сегодня, что, конечно, совершенно неприемлемо.
Что мы предлагаем?
На протяжении нескольких месяцев мы работали над корректировкой проекта и в конце апреля (как раз к началу рабочего проектирования) направили наши предложения в комитет по строительству, с которым у нас налажено конструктивное сотрудинчество.
От геометрии шоссе к геометрии улицы. Только за счет изменения трассировки, без изменения принципиальных параметров проезжей части (ширины и количества полос), нам удалось выделить гораздо больше места для благоустройства – тротуаров, велодорожек и озеленения. Теперь улица состоит из прямых и переходных участков, и имеет гораздо более «регулярный» вид, чем в первоначальном варианте.
Большее внимание трамваю. Узел Ленина-Московская мы предлагаем обеспечить всеми возможными трамвайными поворотами. Это неординарная задача в плане организации путей и стрелочных переводов для ЕТТУ, так как в Екатеринбурге до сих пор не было 4-сторонних трамвайных перекрестков. С другой стороны, например, в Амстердаме таких перекрестков десятки – и ничего, живут.
Трамвайные остановки на проектируемом участке мы предлагаем разместить более равномерно, – в том числе, сделать одну остановку непосредственно в районе комплекса «Стражи Урала». Судьба самого комплекса пока остается туманной, однако, в любом случае там будет строиться большая подземная парковка и в сочетании с трамвайной остановкой она сможет функционировать, как станция Park&Ride.
Мы предлагаем включить в объем работ участок улицы Московской (Челюскинцев) от Шейнкмана до Малышева, – с реконструкцией трамвайных остановок и обособлением трамвайных путей.
На Шейнкмана-Челюскинцев появляется светофор, а трамвайная остановка «Шейнкмана» получает регулируемые выходы на два перекрестка. В районе остановки «Площадь Коммунаров» мы предлагаем отодвинуть трамвайные пути от застройки в сторону сквера, чтобы расширить тротуар, построить платформу трамвайной остановки и сделать велодорожку.
Платформы остановок «Площадь Коммунаров» и «ТЦ Алатырь» в сторону Малышева предлагается расширить и оборудовать удобными зонами ожидания перед светофором.
Вокруг Вечного огня мы предлагаем сделать трамвайное кольцо. Это может быть актуальным для логистики Центрального стадиона, а также, как место экстренного разворота трамваев в случае проблем на линии.
Упорядочение автобусных остановок. Вообще, интенсивное автобусное движение по улицам Ленина и Татищева, при наличии на всем протяжении этих улиц трамвайной линии – это атавизм, от которого еще предстоит уйти. Например, создав выделенный коридор для автобусов и троллейбусов по улицам Крауля, Репина и Малышева и перенеся маршруты туда. Но это вопрос на будущее, а пока мы просто упорядочили автобусные остановки, расположив их в логичных местах – за перекрестками.
Организация пешеходных путей движения. Мы постарались, чтобы пешеходные маршруты были удобными, логичными и прямолинейными. Особое внимание мы уделили связности пешеходной аллеи проспекта Ленина и площади вокруг Вечного огня.
Практически везде тротуары отделены от проезжей части рядной посадкой деревьев.
Велосипедная инфраструктура проекта полностью переработана. Двусторонние велодорожки шириной 3-3,5 метра располагаются по обе стороны улиц Ленина и Татищева. После Московской в сторону центра велодорожки становятся односторонними – тут мы увязали проектное решение с нашей прошлогодней концепцией улучшения проспекта Ленина.
Поскольку мы предлагаем расширить зону проектирования на улицу Московскую, мы предусматриваем велодорожки и на ней, а также на новой улице Соединительной.
Подземные переходы, поскольку они не имеют никакого практического смысла, мы предлагаем убрать из проекта вообще, а сэкономленные средства пустить на более актуальные задачи.
Парковки у нас почему-то не принято закладывать в проекты улиц. Между тем, какое-то их количество все равно необходимо. Кроме того, парковки вдоль проезжей части защищают пешеходное пространство тротуара от движущегося транспорта, а также они могут быть хорошим источником пополнения городского бюджета. Поэтому мы заложили порядка 380 парковочных мест на улице Татищева в виде карманов, а также около 160 парковочных мест на улице Соединительной в районе Вечного огня. Естественно, они с самого начала должны быть оборудованы паркоматами и быть платными.
Озеленение. Последний по порядку, но не по значению пункт. Камнем преткновения всего проекта по соединению улиц Ленина и Татищева является тот факт, что новый участок улицы пройдет по территории парка и для строительства потребуется вырубить большое количество деревьев. Проект в первоначальном варианте никак не решает вопрос компенсационного озеленения непосредственно на участке. Благодаря оптимизации трассировки и поперечных профилей улицы, нам удалось предусмотреть посадку порядка 1600 деревьев на Татищева-Ленина и районе вокруг Вечного огня.
Также мы предложили несколько отодвинуть трамвайные пути от площади Вечного огня, чтобы сохранить вокруг него не только ели, но и взрослые липы. Таким образом площадь будет несколько лучше защищена от шума улицы.
Что дальше?
На сегодняшний день наши материалы были переданы комитетом по строительству проектной организации, которая выиграла тендер на рабочее проектирование. Мы готовы проработать с проектировщиками указанные выше предложения. Делать это нужно именно сейчас, чтобы не упустить время. Пока что, однако, проектирвоание идет в закрытом режиме. Позднее стоимость изменений будет только расти.
UPD 10.09.15: Поскольку подземный переход под перекрестком Ленина-Московская все-таки решили строить, мы скорректировали наши предложения и предложили такой вариант размещения входных групп, чтобы он не блокировал остальное благоустройство (наземные переходы и велодорожки). Также мы предлагаем не делать входы в подземный переход с центральной аллеи проспекта Ленина, чтобы не блокировать вид вдоль нее на Вечный огонь.
Деятельность нашего фонда становится возможной благодаря вашей поддержке. Помочь нашей работе можно, сделав пожертвование на сайте «Город.PRO».
Добавить комментарий