Почему не следует строить эстакаду на Токарей

Фривэй Эмбаркадеро, Сан-Франциско, 1975 год
Фривэй Эмбаркадеро, Сан-Франциско, 1975 год

Когда в последний раз вы слышали историю успеха о городе, который построил на месте улицы шоссе на эстакаде, и жизнь в нем изменилась к лучшему? Я лично таких не припомню. Зато я слышу и читаю немало жалоб из городов, которые построили такие шоссе, но ничего не изменилось, а то и вовсе стало хуже.

А знаете, какие города попадают в фокус мировых СМИ из-за шоссе? Те города, которые от этих шоссе избавляются.

Совсем недавно Париж закрыл значительную часть автомагистрали Помпиду, построенной вдоль Сены в 1970-е и превратил ее в рекреационную зону.

В начале 2000-х мэр Сеула Ли Мён Бак постановил снести автомагистраль, построенную над речкой Чонгечон, саму речку достать из-под земли и превратить пространство вокруг нее в парк. В 2008 году Ли Мён Бак был избран президентом Южной Кореи.

Еще ранее, в Сан-Франциско сильное землетрясение повредило ряд фривеев в центре города, и впоследствии их решено было не ремонтировать, а просто снести и заменить на бульвары. Один из этих фривеев – Эмбаркадеро – вы видите на фото выше, а на фото ниже – бульвар, который построили вместо него.

Эмбаркадеро, 2012 год. Фото: Google Maps
Эмбаркадеро, 2012 год. Фото: Google Maps

Канадский Ванкувер, принимавший предыдущую зимнюю Олимпиаду, и прочно занимающий верхние строчки в рейтингах лучших городов для жизни, отказался от строительства городских шоссе в 1970-е годы и сделал ставку на компактную застройку и общественный транспорт. Однако, пару путепроводов успели построить, но и их город теперь хочет снести, чтобы на их месте построить новый район.

Портленд (штат Орегон) успел построить множество шоссе, однако, в начале 1970-х под давлением жителей, вместо того, чтобы построить еще одно, развернул транспортную политику на 180 градусов и направил средства на строительство современной трамвайной системы.

А теперь вернемся в Екатеринбург, 2014 год: «Специалисты готовят почву для строительства самой длинной эстакады в Екатеринбурге» — сообщает нам официальный сайт мэрии.

Эстакада на Токарей
Эстакада на Токарей

По-видимому, не только чужой, но и свой предыдущий опыт ничему не учит. Мы уже имеем эстакаду на Московской, которая стоила больше миллиарда рублей, но при этом не решила никаких проблем. Разве что между двумя пробками теперь можно пролететь со скоростью 100 км/ч (за скоростью на эстакаде никто не следит). При этом, она изуродовала район и испортила жизнь местным жителям.

Мы имеем развязку на Токарей-Репина-Гурзуфской, которая облегчила движение транспорта по ряду направлений, но при этом полностью ликвидировала некоторые востребованные повороты, перебросив трафик на соседние улицы. Также эта развязка практически ликвидировала пешеходное сообщение между тремя большими районами, заменив широкие тротуары на узкие дорожки вдоль проезжей части и неудобные пешеходные мосты, которыми, естественно, мало кто пользуется.

И вот, городские власти решили в третий раз повторить этот опыт и затащить шоссе в городскую среду. Давайте пройдемся по пунктам, почему строить эстакаду над ул. Токарей – плохая идея.

1. Эстакада не нужна для ЧМ-2018
Строительство эстакады связывается с проведением в городе матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это крайне слабая мотивация, так как болельщики будут перемещаться по городу не на машинах, а на общественном транспорте, а для их организованной доставки из аэропорта к стадиону вполне достаточно будет обычных мер организации движения, принимаемых у нас во время международных событий (локальные ограничения движения, сопровождение ГИБДД и т.д). Исходя из этого, проект эстакады нужно вычеркнуть из транспортного плана ЧМ-2018, лишив его тем самым элемента срочности.

2. Улица Токарей больше не является транзитной дорогой
Долгое время улица Токарей была единственной полноценной связкой между Московским и Серовским трактами и весь транзитный поток шел по ней. На сегодняшний день между этими двумя федеральными трассами построен участок ЕКАД, и острота проблемы транзита в значительной мере спала, и в принципе улица Токарей сейчас не является особо проблемным участком улично-дорожной сети на фоне всех остальных.

ЕКАД и ул. Токарей

3. Эстакада отрежет район ВИЗ от центра города и создаст депрессивную зону вокруг себя 
За примерами далеко ходить не надо, – достаточно посмотреть на то, что происходит у нас вокруг других развязок и путепроводов: на Сортировке, на Малышева-Высоцкого, в районе концерна «Калина» и на упомянутой уже Московской.

4. На этой части «срединного кольца» никогда не будет непрерывного движения
Одним из обоснований строительства эстакады может быть то, что улица Токарей является частью т.н. «срединного кольца», которое по генплану должно быть магистралью непрерывного движения. Однако, давайте посмотрим на ситуацию трезво: ни в каком обозримом будущем этого не произойдет. Регулируемые перекрестки на Бебеля-Готвальда и Бебеля-Опалихинская (к северу от Токарей) никто реконструировать не собирается. А совсем недавно транспортный совет косвенно подтвердил регулируемый статус перекрестков Шаумяна-Серафимы Дерябиной и Бардина-Серафимы Дерябиной на неопределенный срок, так как через них пройдет трамвайная линия и будут трамвайные остановки. Исходя из этого, делать непрерывное движение по Токарей – это как врезать кусок трубы большого диаметра в меньшего диаметра трубопровод и рассчитывать, что пропускная способность от этого увеличится.

5. Тоннель был бы уместней
Даже если признать необходимость непрерывного движения по Токарей, эстакада – это, наверное, самый странный и деструктивный способ его реализовать. Судите сами: после перекрестка с Кирова улица Токарей переходит в крутой подъем и после этого подъема предполагается сделать еще один подъем на эстакаду. Гораздо логичнее было бы использовать рельеф, чтобы заглубить дорогу и провести транзитную проезжую часть Токарей под улицами Татищева, Ключевской и Крауля нижним уровнем.

Тоннель на ул. Токарей

Конечно, такой вариант дороже эстакады, однако, он гораздо менее деструктивен для района вокруг, особенно, если эту транзитную дорогу в нижнем уровне впоследствии накрыть, превратив ее в тоннель, а на уровне земли сделать зеленую зону с местными проездами по бокам. Такое решение часто применяется в Европе.

Тоннель в Париже
Тоннель в Париже

6. Лучше исправить старые ошибки, чем плодить новые
Знаете ли вы, что одной из причин пробок на Посадской и Крауля является развязка на Токарей-Репина-Гурзуфской? Именно так, потому что, когда строили эту развязку, в силу нехватки места, ликвидировали несколько востребованных поворотов, которые раньше существовали на регулируемых перекрестках этих улиц. Потребность в них никуда не исчезла, а трафик просто перераспределился на соседние улицы и перекрестки. Вот так, например, сейчас выглядит левый поворот с Токарей на Гурзуфскую (показан красным) в сравнении с тем, что было раньше (показан зеленым):

Поворот с Токарей на Гурзуфскую

А вот так – левый поворот с Репина на Серафимы Дерябиной:

Поворот с Репина на Серафимы Дерябиной

Также не нашлось места для правого поворота с Серафимы Дерябиной на Гурзуфскую. Все эти повороты теперь приходится осуществлять через соседние улицы, и без того перегруженные.

Возможно, вместо того, чтобы городить эстакады, стоило бы воспользоваться случаем и исправить эти ошибки прошлого, а заодно восстановить и пешеходные связи, которые были разорваны ранее. Актуальность реконструкции этой развязки усиливается тем, что через нее еще каким-то образом нужно пропустить трамвайную линию из Академического района.

7. Связность улично-дорожной сети важнее слепого наращивания пропускной способности
Одна из причин загруженности улицы Токарей состоит в том, что по сути это единственная дорога, позволяющая добраться из северо-западной части города  (Сортировка, Заречный) в центр. Вопрос: а не стоит ли, вместо исключительно автомобильного путепровода на Токарей, построить новую связку с центром, которая будет полезна для всех? Например, уже давно обсуждается строительство моста через Исеть с соединением улиц Папанина и Опалихинской:

Новый мост через Исеть

Это будет не супер-шоссе, а обычная улица, но она создаст новый маршрут движения для всех: для общественного транспорта, для автомобилистов, для пешеходов. Будут на этом мосту и велодорожки. Может быть, стоит направить средства на этот проект, ведь он будет полезней всем пользователям улично-дорожной сети?

8. Посчитаем альтернативные издержки
Сравнивая с эстакадой на Московской, можно подсчитать, что эстакада на Токарей будет стоить порядка 1,5-2 млрд. рублей. Возникает вопрос: можно применить такую сумму в сфере транспорта и получить более существенное улучшение мобильности горожан, чем при строительстве эстакады на Токарей? Я бы ответил однозначно утвердительно. И в сфере общественного транспорта и даже в сфере строительства улиц и дорог есть гораздо более полезные вещи, которые можно и нужно сделать, используя эти средства.

Вывод
К сожалению, эстакада над ул. Токарей представляет собой типичную стройку ради стройки – идеологически устаревший много лет назад, миллиардный проект, притянутый за уши к международному событию, который серьезно ухудшит качество жизни людей вокруг, и на десятилетия вперед превратит окрестности в депрессивную зону.

Считаю, что город должен, пока не поздно, пересмотреть свои планы по этому проекту.


Опубликовано

в

от

Комментарии

25 комментариев на ««Почему не следует строить эстакаду на Токарей»»

  1. Alex Kofman

    А проект то эстакады есть где-нибудь уже? Что-то как-то по-тихому её строить начинают…

    И кстати, та же фигня с подземным переходом на Репина у Центрального Стадиона — его хотят построить чтобы в течении нескольких дней болельщики по нему походили, хотя на самом деле городу он вообше не нужен.

  2. culebron

    хорошая статья, очень подробно разобрано!

  3. Пока берут пробы грунта, чтобы делать рабочий проект. Как все это будет выглядеть — были отдельные картинки с транспортных советов, но без подробностей.

    С переходом, да, такая же фигня. При том, что для болельщиков лучше вообще улицу перекрыть силами ГИБДД на время, чем через подземный переход их гнать.

  4. Roman Tikhonov

    Хороший разбор полётов. Аргументы «против» теперь ясны гораздо отчетливей.

  5. Alex Chernin

    эстакада нужна только в том случае, если она помешает прокладке трамвайной линии по Татищева от Красноуральской до Ленина. Что не отрицает 6, 7 пунктов Вашей статьи. И, наверное, 5-го.

  6. Yury Petrov

    Дополню мнением Старцева про эту эстакаду: http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=67&t=2450876&i=13194576

    Вот только не понятно о какой трамвайной линии там речь. Новое соединение Ленина и Татищева вроде как перпендикулярно эстакаде. Линию с Викулова перенесут? (будет линия на Академический)

  7. Речь о соединении линии из Академического с линией по Татищева-Ленина. Одобренный недавно вариант с поворотом на Шаумяна — на самом деле временный.

  8. В каком смысле «если она помешает прокладке трамвайной линии по Татищева от Красноуральской до Ленина»?

  9. Alex Chernin

    прошу прощения, опечатался. в смысле, наоборот, поможет прокладке… мне казалось, разговор о «спрямлении» трамвайной линии от виза до центра обсуждается и его как раз по Татищева хотели отправлять. Но пересечение этой линии с Токарей может стать проблемой.

  10. А, понятно. Там проблем быть не должно — эстакада будет достаточно высокой. Они же под ней еще хотят линию из Академического вести.

  11. Daniil Rumyantsev

    И правда, вокруг транспортных развязок жизнь в нашем городе не кипит. Как житель Заречного — обеспокоен такой перспективой. Голосую за тоннель. Но там ведь метро планируется, так что вряд ли еще и тоннель копать будут.

  12. Alexey Bykov

    А есть ли шансы как-то повлиять на это недальновидное решение? И как можно пересмотреть этот проект? Просто интересно, люди предлагающие и утверждающие это, действительно считают, что улучшают город, или все все понимают, что делают неправильно, но причина строительства эстакады банальна — на таком проекте можно неплохо заработать? Мне кажется, что большинство горожан, даже живущих там рядом с эстакадой, не будут протестовать против строительства, а наоборот будут даже поддерживать и кивать, что мол «смотрите дороги-то строятся!»

  13. Alex Kofman

    Может раздать листовки с подобным описанием в близлежащих домах?

  14. Alexey Bykov

    Да, партизанские методы, конечно на ум приходят) Подобную практику вроде использовали Городские проекты в Москве. Но тут прежде чем действовать, нужно четко понимать план и стратегию действий и рычагов разумного давления на наш транспортный комитет. Может быть еще возможно пересмотреть проект на официальном уровне. К тому же любая мало-мальски организованная кампания потребует не только неравнодушных волонтеров, но и бюджет. Метод «возмущенных жителей» будет эффективен только при массовом возмущении. Но чтобы его создать, потребуется много сил и средств. Хотя для начала, можно попробовать запостить доводы Владимира не только в группах и пабликах, интересующихся урбанистикой людей, но и на разных массовых форумах и площадках, типа е1, 66.ру, типичный Екатеринбург и т.п. После реакции (или ее отсутствия) будет понятно насколько эта проблема найдет отклик среди горожан.

  15. Леонид

    Ребята, у нас сейчас вменяемый мэр. Он не много может, но может больше, чем мы. Пошли к Ройзману на приём. Каждую пятницу. Я готов на это своё время тратить

  16. eldenzo

    да уж, неоднозначная такая эстакада. тоннель тут был бы гораздо лучше!
    по поводу эстакады на московской не соглашусь. я там ездил раньше, и езжу сейчас, после строительства эстакады это место стало в 100500 раз удобнее, гораздо быстрее проезжать получается, при том, что с годами машин стало больше.
    по поводу 7 пункта — там же очень узко, получится очень скромная улица, на Токарей это почти не скажется, в отличие от Юмашева и Крылова.. но однозначно проезд там нужен!!!

  17. Кирилл Зайцев

    >> Когда в последний раз вы слышали историю успеха о городе, который построил на месте улицы шоссе на эстакаде, и жизнь в нем изменилась к лучшему?

    Дубаи, Абу-Даби. 15 часов как прилетел оттуда. За 4 дня намотал 1500 км по местным дорогам, многоуровневые развязки, эстакады решают массу проблем. Поток в 8 полос в каждую сторону несется на скорости 150 км/ч, и все счастливы. Но интеллектуалы будут строить велодорожки и сносить паркинги. Так победим.

  18. Valery Kulyashov

    >Поток в 8 полос в каждую сторону несется на скорости 150 км/ч
    это показатель лучшей жизни?

  19. ВК

    Писал обращение по поводу того, почему решения, описанные в твоей статье, даже не рассматриваются. Пришел «гениальный» ответ от госпожи Благодатковой. В переводе на русский язык, они рассматривают только предложенные готовые проекты, а «красивые картинки, выражающие личное мнение Злоказова» их не интересуют. И типа, тоннель они тоже рассматривали.
    В общем, продолжаю офигевать от их непрофессионализма. Как их расшевелить?!

  20. Евгений

    Велодорожки :) А чистить их будет специальные велогрейдеры… И дитё полугодовое в больничку в другой район города в -30 интеллектуал повезёт на велике или в «тёплом» трамвае. Тоже самое про снос паркингов — сносить то почти нечего… Велодорожки, конечно, хорошо, но не должны доминировать в наших климатических условиях.
    По поводу тоннеля — есть вероятность что он может создать допрасходы при строительстве ветки метро от ВИЗа к ЖБИ.
    Часть причин, изложенных в статье, считаю либо неубедительными либо неоднозначными. НО… Но я не вижу причин строить там эстакаду.

  21. Евгений

    посёлок Черемша — одна дорога, две полосы… скорость 40 км/ч — показатель?

  22. Аноним

    Прям строительство велодорожек вынуждает вас тут же продать машину и пересесть на велосипед)) Смешно читать подобные комментарии, ощущение, что люди,только услышав про приоритет общественного транспорта и пешеходов тут же начинают впадать в панику, как будто у них авто насильно отбирают) А вы из какого города? У нас в Екатеринбурге зимой 2013-2014 морозы -30 держались дня 4, максимум неделю) Вроде не было такого, что в эти дни все тут же повезли детей в больницы в другие районы города)

  23. Евгений

    Всё верно. Хотите убрать пробки с Токарей, сделайте другую дорогу. Не надо городить второй ярус. Есть другие решения. Мост с Папанина на Опалихинскую вариант, но тоже не без изъянов. Перекрестки на Готвальда с Опалихинской и с Бебеля от этого моста получат приток транспорта, часть которого пойдет вглубь Заречного по Опалихинской. Район, в котором и так все улицы транзитные, получит еще одну транзитную дорогу в лице ул. Опалихинской. Заречному не нужна эта дорога. Эта дорога нужна Сортировке. Нет с Сортировки нормальных дорог в центр. Они либо ведут через Заречный, либо по Пехотинцев — Летчиков — Завокзальной (или Выездному). Вот по этому маршруту и нужна нормальная дорога. Вот она и высвободит от транспорта и Заречный и частично ВИЗ. А пока жители Сортировки в большинстве своем выезжают в сторону центра города по Халтурина — Токарей — Ибаррури, а то и Крауля — Репина — Малышева. Еще вариант мост над Верх-Исетским прудом с ул. Расточной и к эстакаде возле Меги. Эта дорога тоже могла бы стать полноценным дублером ул. Токарей, а также послужила бы толчком к развитию и Сортировки, и Малого конного полуострова (Кубы), и окраин ВИЗа.

  24. Евгений

    Всё верно. Хотите убрать пробки с Токарей, сделайте другую дорогу. Не надо городить второй ярус. Есть другие решения. Мост с Папанина на Опалихинскую вариант, но тоже не без изъянов. Перекрестки на Готвальда с Опалихинской и с Бебеля от этого моста получат приток транспорта, часть которого пойдет вглубь Заречного по Опалихинской. Район, в котором и так все улицы транзитные, получит еще одну транзитную дорогу в лице ул. Опалихинской. Заречному не нужна эта дорога. Эта дорога нужна Сортировке. Нет с Сортировки нормальных дорог в центр. Они либо ведут через Заречный, либо по Пехотинцев — Летчиков — Завокзальной (или Выездному). Вот по этому маршруту и нужна нормальная дорога. Вот она и высвободит от транспорта и Заречный и частично ВИЗ. А пока жители Сортировки в большинстве своем выезжают в сторону центра города по Халтурина — Токарей — Ибаррури, а то и Крауля — Репина — Малышева. Еще вариант мост над Верх-Исетским прудом с ул. Расточной и к эстакаде возле Меги. Эта дорога тоже могла бы стать полноценным дублером ул. Токарей, а также послужила бы толчком к развитию и Сортировки, и Малого конного полуострова (Кубы), и окраин ВИЗа.

  25. Mishchuk Valerii

    Хорошое ришения!
    Валерий, http://www.cintapunto.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *