Это второй пост по мотивам книги Джаретта Уолкера «Human Transit». Первый пост был посвящен семи требованиям к общественному транспорту. Книга «Human Transit» доступна в Kindle-формате, – так что, если вы владеете английским и интересуетесь данной темой, я могу рекомендовать ее к прочтению. Джаретт Уолкер также ведет отличный блог об общественном транспорте.
Частота движения имеет прямое отношение к выполнению четырех из семи требований к общественному транспорту, которые мы рассмотрели в первом посте. Также она играет ключевую роль в сокращении самой нелюбимой фазы поездки – времени ожидания.
Сопутствующий частоте движения параметр – это время работы. Линии с короткими часами работы (например, работающие только в часы пик) обычно специализируются на определенных группах пассажиров. Линии, которые нацелены на все группы пользователей, должны иметь долгие часы работы, охватывающие и рабочий день, и вечерние часы, а также работающие в выходные дни. Некоторые линии общественного транспорта в больших городах работают круглосуточно.
Высокая частота движения и долгие часы работы являются ключевыми факторами свободы передвижения для пользователей общественного транспорта.
Общественный транспорт должен быть доступен тогда, когда он понадобится, даже для спонтанных поездок. Если задача транспортной политики города – в том, чтобы люди меньше ездили на машинах и больше пользовались общественным транспортом, нужно обеспечить выполнение этих двух параметров.
Высокая частота движения и долгие часы работы – это дорогое удовольствие. Уменьшение интервала движения с 30 минут до 15 означает двукратное увеличение операционных затрат. Увеличение времени работы также сказывается на себестоимости поездки. Поэтому инвестиции в частоту движения и долгое время работы – это игра с высокими ставками. Однако, преуспев в ней, можно радикально изменить восприятие общественного транспорта и сильно повысить его полезность для горожан.
В то же самое время, частота движения и время работы странным образом остаются невидимыми. Подумайте о том, как вы воспринимаете общественный транспорт своего города, особенно, если не пользуетесь им сами?
- Вы видите карты маршрутов или схемы предлагаемых новых линий.
- Вы читаете новости о предлагаемых новых линиях, где, как правило, говорится о том, куда эти линии пойдут.
- Вы видите общественный транспорт в движении и, исходя из информации на нем, делаете вывод о том, куда он идет.
- Вы видите людей на остановках и, исходя из этого, делаете какие-то выводы об общественном транспорте и людях, которые им пользуются.
Все эти впечатления формируют образ общественного транспорта и, чем больше источников, из которых вы черпаете эти впечатления, тем более вы уверены в этом образе. Однако, этот образ не говорит вам ровным счетом ничего о частоте движения, которая, как мы выяснили, является важнейшим параметром работы общественного транспорта. Также он ничего не говорит о времени работы.
Концептуальная невидимость частоты движения и времени работы является, возможно, одним из главных препятствий к принятию разумных решений в области общественного транспорта.
Разумеется, когда вы начинаете пользоваться общественным транспортом сами, вы быстро понимаете важность частоты движения и времени работы. Общественный транспорт должен существовать одновременно и в пространстве, и во времени: он не только должен быть там, где он вам нужен, но также и когда он вам нужен. Если этого не происходит, это равносильно тому, что его нет вообще.
Однако, большинство транспортных агентств показывает, где они работают, а время и частоту показывают, как незначительную деталь (если показывают вообще).
Рассмотрим для примера фрагмент схемы маршрутов екатеринбургского трамвая.

На первый взгляд, центр города обслуживается большим количеством маршрутов. Однако, эта схема не дает ответа на два ключевых вопроса:
- Как часто движутся составы на разных маршрутах, ведь на схеме все линии выглядят одинаково?
- Насколько поздно можно рассчитывать сесть в трамвай на той или иной остановке?
Изучение расписания на сайте ЕТТУ не вносит ясности. Вот так, например, выглядит заявленное расписание для маршрута №10 (одна из конечных — ЦПКиО):
Можете ли вы ответить на заданные выше вопросы, глядя на схему и расписание?
Между тем, это не вопросы качества сервиса, но вопрос, существует ли сервис вообще в то время, когда он вам нужен.
В данном случае я не пытаюсь критиковать отдельно ЕТТУ. Это общая проблема для большинства городских транспортных предприятий в стране. Возвращаясь к аналогиям, это как, если бы на автомобильной карте все дороги, от шоссе до грунтовых, были показаны одним цветом и одной толщиной линии. От такой карты не было бы никакой пользы.
Добавить комментарий