Как испортить пешеходную улицу

Улица Вайнера между Ленина и Малышева

Какие здания вы ожидаете увидеть на пешеходной улице? Возможно, – старинные дома с магазинами на первых этажах, как на фото выше. Возможно, – какие-то более современные здания, не столь интересные с архитектурной точки зрения, но тоже ориентированные на пешеходный доступ.

До ваших ожиданий, однако, нет никакого дела екатеринбургскому девелоперу «Общество Малышева-73», который прославился историей со сносом здания «Пассажа». В последние несколько месяцев эта компания возвела на улице Вайнера многоуровневый паркинг.

Многоуровневый паркинг на Вайнера

Теперь это уродливое сооружение формирует фасад южной части единственной в городе пешеходной улицы. Застройщик не потрудился сделать эксплуатируемым первый этаж, чтобы здание работало на оживление пешеходной зоны. Более того, чтобы никто даже и не думал приблизиться к припаркованным на первом этаже машинам, ливневую канализацию превратили в своеобразный защитный ров.

Паркинг ТРЦ

Самое печальное в этой истории то, что у нас в принципе не так уж много хороших пешеходных пространств, и когда такое убожество строится напротив одного из самых важных, являющегося в каком-то смысле визитной карточкой Екатеринбурга, – понимаешь, что на качество городской среды людям, принимающим градостроительные решения, в принципе глубоко наплевать.

Как надо было сделать?

Предположим, что застройщик захотел бы сделать хорошее дело, но при этом ему все равно нужно было бы строить паркинг. Что нужно было бы сделать тогда?

Во-первых, в современной градостроительной практике выводить сооружение для парковки на уличный фасад – это практически табу. Паркинг – это «мертвое» техническое здание, не транслирующее в пространство никаких признаков человеческой жизнедеятельности (в отличие от окон, дверей, витрин и т.д.) В принципе, паркинг – это склад для автомобилей. Ни у кого не возникает сомнений в том, что склады не должны формировать фасады улиц, однако, для паркинга это почему-то не сработало.

Торговый центр «Гринивич» занимает практически целый квартал и найти место для паркинга в глубине участка было вполне возможно, если бы такая цель действительно ставилась.

Паркинг внутри жилого комплекса
Паркинг внутри жилого комплекса. Даллас, Техас. Фото: Bing

Во-вторых, если паркинг все-таки приходится вывести на уличный фасад, чтобы он не превращал пространство вокруг себя в депрессивную зону, нужно, по меньшей мере, предусмотреть коммерческие площади на первом этаже. Там могут разместиться магазины, кафе и прочие заведения.

Магазины на первом этаже в многофункциональном комплексе в Роттердаме. Паркинг расположен на 2-5 этажах.
Магазины на первом этаже в многофункциональном комплексе в Роттердаме. Паркинг расположен на 2-5 этажах.

Те этажи, которые используются для парковки, также не обязаны выглядеть зияющими дырами на уличном фасаде. При желании их можно было бы решить относительно гармонично с окружающей застройкой.

Многоэтажная парковка в Чикаго. Архитектура: HOK. Фото: Steve Hall
Многоэтажная парковка в Чикаго. Архитектура: HOK. Фото: Steve Hall

Кто виноват?

Легко обвинить в этом градостроительном фиаско застройщика и архитектора. Я, однако, думаю, что это было недопустимым упрощением. Застройщик может быть настолько невежественным и безразличным к вопросам градостроительства, насколько ему хочется – это не является преступлением. Архитектор может быть хорошим или плохим, и с точки зрения понимания вопросов градостроительства, в большинстве случаев, он будет именно плохим. Однако, его нельзя допустить или не допустить к работе в центре города на основе этого субъективного критерия.

Не будем также забывать, что строители торговых центров косвенно заинтересованы в деградации общественного пространства города. Чем менее привлекательна городская среда, тем проще им заманить людей внутрь своего магазина, где для них создаются максимально комфортные и максимально стимулирующие покупки условия. Поэтому ожидать, что компания, строящая торговый центр, озаботится оживлением уличного фасада пешеходной улицы – наивно и глупо.

Настоящий виновник этого провала – это департамент архитектуры и градостроительства города Екатеринбурга, задача которого – формулировать такие правила застройки, которые не позволяли бы плохим архитекторам и безразличным застройщикам уродовать улицы города. Очевидно, что в данном случае такие правила не были сформулированы.

Поинтересоваться, почему на пешеходной улице Вайнера возник многоуровневый паркинг, можно через электронную приемную департамента.


Опубликовано

в

от

Комментарии

18 комментариев на ««Как испортить пешеходную улицу»»

  1. Охренеть!! я думал они это не достроили. А оно так и должно остаться! (Ба-бах — застрелился Главный архитектор Ебурга)

  2. Я думаю, что фасад все-таки будет. Проблема в том, что ситуацию он не спасет.

  3. Малцев Василий

    Он бы сгладил бы эффект.
    Первый этаж паркинга переделать под торговлю несложно.
    НО зачем это М-73.
    Им люди нужны внутри, а не снаружи.

  4. догадаться несложно — натянут строительную сетку (как на Рубине) и ещё деньги будут брать за рекламу

  5. Alexandr Samarin

    Этаж такой высоты можно переделать только под торговлю семками.) Возможно пристроить торговую галерею по всей длинне улицы высотой прим. метров пять.

  6. Малцев Василий

    Под паркингом в этом месте вроде нет дебаркадеров, можно нужную высоту и не под семки подобрать, закопаться на любую отметку.

  7. вопрос ведь не в том чтоб закапать магазин, сделав ему лаз… а чтоб делать нормальный променад

  8. Только она будет нарушать линию застройки уже :(

  9. Малцев Василий

    Можно демонтировать перекрытие, колонны усилить и организовать таки там что то более подобающее пешеходной улице, но ведь М73 этим не займутся)

  10. Alexandr Samarin

    Не уверен что сложившаяся линия застройки так уж хороша. Думаю можно придумать какой-нибудь интересный финт с изломом улицы.Транзитные маршруты и так проходят по стороне ближе к забору школы из-за подземного перехода на углу гринвича.

  11. А если серьезно, это всё херня! Поимели жителей… Пешеходная зона — это одна из основных визитных карточек современного города.

    Для начала запросить архитекторов — кто согласовывал?

    Затем долбанный Гринвич, заставить снести, за свой счет, эту хрень..
    Сидел на форуме «Город будущего к ЧМ2018» Выступал испанский архитектор из Барселоны и внятно нашим придуркам говорил — пока вы у себя в мозгу не поменяете матрицу приоритетов авто-пешеход, нихрена у вас не получится. Причем это касается, говорил он, не только ширины улиц, а вааще всего: архитектуры, в том числе…(а наши клоуны: шире улицы, больше парковок и пр.)

    Центр города и такая вата!!!… типа гулять девушку и голову не поднимать чтоб не видеть этого порно…

    На ковер, мудаков и крови, крови !!!…..

  12. eldenzo

    полностью согласен — основной пешеходный трафик идет у школы. И из-за подземки, и из-за Джексона с Букиным, и из-за сцены, которую там постоянно ставят и, думаю, будут так же ставить. Там смело можно «ломать» линию. Подозреваю, что это место и так будут занимать под мероприятия. Так-то в таком месте неплохо было бы организовать что-то типа летнего кафе, в том числе и на зиму в шатре — надо идею подкинуть кофейне. И вид немного поправит, и практическая ценность для пешеходной зоны есть.

  13. Я думаю, что линию застройки нарушать ни в коем случае не стоит, вне зависимости от пешеходного трафика. Это важная дисциплина, без которой регулярная планировка превращается в фавеллу. Кроме того, с запуском 4-й очереди Гринвича направление трафика наверняка изменится в его сторону.

  14. Малцев Василий

    «Для начала запросить архитекторов — кто согласовывал?»

    http://www.eguar.ru/structure/vyatkin.aspx

    Там все контакты)

  15. FluoroFish

    Шире улицы в Челябинске. У нас как было 2 полосы, так и осталось. Парковки в Екатеринбурге, это когда в крайнем правом ряду машину бросают.

  16. хм……

  17. О, спасибо! Официальная реакция есть, — теперь можно продолжать действовать дальше :)

  18. Roman Tikhonov

    Весело. То есть вариант попросить снести незаконные шесть этажей паркинга не рассматривается Администрацией ЕКБ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *