Какие здания вы ожидаете увидеть на пешеходной улице? Возможно, – старинные дома с магазинами на первых этажах, как на фото выше. Возможно, – какие-то более современные здания, не столь интересные с архитектурной точки зрения, но тоже ориентированные на пешеходный доступ.
До ваших ожиданий, однако, нет никакого дела екатеринбургскому девелоперу «Общество Малышева-73», который прославился историей со сносом здания «Пассажа». В последние несколько месяцев эта компания возвела на улице Вайнера многоуровневый паркинг.
Теперь это уродливое сооружение формирует фасад южной части единственной в городе пешеходной улицы. Застройщик не потрудился сделать эксплуатируемым первый этаж, чтобы здание работало на оживление пешеходной зоны. Более того, чтобы никто даже и не думал приблизиться к припаркованным на первом этаже машинам, ливневую канализацию превратили в своеобразный защитный ров.
Самое печальное в этой истории то, что у нас в принципе не так уж много хороших пешеходных пространств, и когда такое убожество строится напротив одного из самых важных, являющегося в каком-то смысле визитной карточкой Екатеринбурга, – понимаешь, что на качество городской среды людям, принимающим градостроительные решения, в принципе глубоко наплевать.
Как надо было сделать?
Предположим, что застройщик захотел бы сделать хорошее дело, но при этом ему все равно нужно было бы строить паркинг. Что нужно было бы сделать тогда?
Во-первых, в современной градостроительной практике выводить сооружение для парковки на уличный фасад – это практически табу. Паркинг – это «мертвое» техническое здание, не транслирующее в пространство никаких признаков человеческой жизнедеятельности (в отличие от окон, дверей, витрин и т.д.) В принципе, паркинг – это склад для автомобилей. Ни у кого не возникает сомнений в том, что склады не должны формировать фасады улиц, однако, для паркинга это почему-то не сработало.
Торговый центр «Гринивич» занимает практически целый квартал и найти место для паркинга в глубине участка было вполне возможно, если бы такая цель действительно ставилась.
Во-вторых, если паркинг все-таки приходится вывести на уличный фасад, чтобы он не превращал пространство вокруг себя в депрессивную зону, нужно, по меньшей мере, предусмотреть коммерческие площади на первом этаже. Там могут разместиться магазины, кафе и прочие заведения.
Те этажи, которые используются для парковки, также не обязаны выглядеть зияющими дырами на уличном фасаде. При желании их можно было бы решить относительно гармонично с окружающей застройкой.
Кто виноват?
Легко обвинить в этом градостроительном фиаско застройщика и архитектора. Я, однако, думаю, что это было недопустимым упрощением. Застройщик может быть настолько невежественным и безразличным к вопросам градостроительства, насколько ему хочется – это не является преступлением. Архитектор может быть хорошим или плохим, и с точки зрения понимания вопросов градостроительства, в большинстве случаев, он будет именно плохим. Однако, его нельзя допустить или не допустить к работе в центре города на основе этого субъективного критерия.
Не будем также забывать, что строители торговых центров косвенно заинтересованы в деградации общественного пространства города. Чем менее привлекательна городская среда, тем проще им заманить людей внутрь своего магазина, где для них создаются максимально комфортные и максимально стимулирующие покупки условия. Поэтому ожидать, что компания, строящая торговый центр, озаботится оживлением уличного фасада пешеходной улицы – наивно и глупо.
Настоящий виновник этого провала – это департамент архитектуры и градостроительства города Екатеринбурга, задача которого – формулировать такие правила застройки, которые не позволяли бы плохим архитекторам и безразличным застройщикам уродовать улицы города. Очевидно, что в данном случае такие правила не были сформулированы.
Поинтересоваться, почему на пешеходной улице Вайнера возник многоуровневый паркинг, можно через электронную приемную департамента.
Добавить комментарий