В эту субботу в 9 утра должен был состояться осмотр улицы Большакова на предмет возможности устройства там велодорожек и по другим вопросам благоустройства. Вчера (в среду) осмотр отменился, а сегодня с утра мне сообщили, что он состоится через два часа. Едва успев напечатать чертежи, я поехал на место встречи. От администрации были Евгений Липович, Тамара Благодаткова, Виктор Юровицкий и еще два человека, я которыми я не успел познакомиться.
Результаты встречи смешанные: что-то удалось отбить, что-то пока не получилось. Начну с хорошего. Удалось убедить Евгения Липовича, что велодорожка должна проходить вдоль всей улицы Большакова, а не уходить на аллею Дворца Спорта в районе перекрестка с Серова. Кто катается для отдыха, сможет кататься и по аллее, а кто просто едет по своим делам, сможет воспользоваться более прямолинейным маршрутом вдоль улицы.
Удалось убедить, что напротив Дворца Спорта деревья должны быть посажены между парковкой и велодорожкой, и что парковка должна быть параллельной, а не перпендикулярной.
В целом это большой шаг вперед: по сути пол-проекта удалось отстоять, по крайней мере концептуально. Как оно будет спроектировано — это уже второй вопрос.
Теперь о том, что пока сделать не удалось. Не удалось убедить в необходимости устройства велодорожки по южной стороне улицы, а вернее даже – в необходимости реконструкции южной стороны улицы, частью которой является велодорожка. Справедливости ради замечу, что по этой стороне улицы, из-за недостатка времени, пройти не удалось и есть повод для повторного осмотра.
Также не удалось убедить отказаться от третьей (правоповоротной) полосы по Большакова перед Московской и перед Шейнкмана (со стороны Серова). На этих полосах настаивает ЦОДД – тут предстоит провести работу с возражениями. Начало уже положено: наблюдая за движением, удалось установить, что только 8% машин поворачивают с Большакова направо, на Московскую. Нужно ли для этого строить дополнительную полосу и съедать 3,5 метра в и без того достаточно узком поперечном профиле улицы?
Южную сторону можно разделить на две части: между Московской и Серова и между Серова и Степана Разина.
Первый участок отстоять критически важно, поскольку именно на нем предполагается полная реконструкция проезжей части и благоустройства, и если не изменить проект сейчас, то потом уже исправить ничего будет нельзя.
На втором участке, между Серова и Степана Разина, если не будет устройства велодорожки, то и не будет, на данном этапе, никаких работ вообще. К устройству велодорожки здесь можно будет вернуться позднее – например, когда мы отстоим Академический веломаршрут и ее необходимость станет очевидной.
Почему так важно реконструировать южную сторону улицы? Приведу сначала общие аргументы, а потом более частные – велосипедные.
Прежде всего, мне не кажется, что это хороший тротуар:
Это плохой тротуар и портит его парковка, которая расположена слишком близко и беспардонно на него залезает. По моему мнению, такому тротуару не место в центре города на улице с оживленным пешеходным движением.
На Большакова между Московской и Серова уже три заведения общепита, однако, ни одно из них не выставляет столики на улицу. Что неудивительно в нынешней ситуации, когда не поймешь, где кончается тротуар и где начинается парковка.
Реконструкция южной части улицы позволит:
1. Отодвинуть зону, доступную для автомобилей, на несколько метров от тротуара и от жилых домов – за линию озеленения.
2. Тем самым освободить место для расширения тротуара, устройства велодорожки и установки торшеров для освещения этого пространства.
3. Организовать парковочные места в виде полосы параллельной парковки вдоль проезжей части. Количество машиномест при этом даже несколько вырастет, по сравнению с существующей ситуацией, однако, что более важно, – эти парковочные места будут служить реальной и психологической защитой пешеходного пространства от движущегося транспорта. Также они будут способствовать соблюдению водителями скоростного режима. Вдоль ряда припаркованных машин водители инстинктивно едут медленней, чем по улице без парковки и, в особенности, чем по улице с пешеходными ограждениями. Это актуально еще и в связи с тем, что уменьшить ширину полос движения (4 и 3,5 метра) так и не удалось.
Теперь о том, почему так важно сделать именно две односторонние велодорожки по обеим сторонам улицы, а не одну двустороннюю с северной стороны, например. Ответ достаточно прост: с северной стороны достаточно много мест, где двусторонняя велодорожка просто не войдет по габаритам. Одно из них, в районе трамвайного кольца, вы можете видеть на картинке выше. Делать же узкую велодорожку тут никак нельзя.
Почему так важно сделать велодорожку достаточной ширины? Во-первых, вы все уже знаете про Академический веломаршрут (и, надеюсь, оставили подпись в его поддержку онлайн и на бумаге).
Если этот проект будет реализован, велосипедный трафик со стороны Академического и Юго-Западного районов, приходящий к узлу Московская-Большакова, будет очень внушительным. И крайне важно, чтобы его встречали качественные велодорожки, а не что-то сделанное по остаточному принципу.
Также хочу вам сообщить, что этим летом начала работать инициативная группа, продвигающая идею веломаршрута между общежитиями УрФУ на Большакова-Чапаева и корпусом университета на Ленина, 51 по улицам Большакова, Белинского, Куйбышева и Мамина-Сибиряка.
Ребята уже провели социологическое исследование, которое показало, что поддержка студентами этого проекта очень внушительна. Когда проект будет реализован, улица Большакова, на участке, который мы рассматриваем, свяжет два веломаршрута в единое целое, что опять же поспособствует росту велосипедного трафика.
Большое видится на расстоянии и значимость той или иной велодорожки можно оценить, только взглянув на то, какую роль она будет играть в будущем, при развитии велосипедной сети.
Андрес Дюани любит говорить, что при планировании реальность является искажающим полем. Если планировать что-то, глядя на реальность, результат скорее всего будет посредственным. Соответственно, если планировать Большакова под нынешние 20 велосипедистов в час (цифра условная), результат уже через несколько лет окажется недостаточным, исходя из того, какой рост велосети и велотрафика мы хотим видеть в ближейшем будущем. Переделывать же впоследствии улицу еще раз будет дорого, сложно, а потому маловероятно, что это будут делать вообще.
Что делать?
Я думаю, нужно убеждать дальше. Убеждать Липовича, убеждать центр организации движения, убеждать других чиновников. Убеждать жителей в конце концов. Этим я и собираюсь заниматься и надеюсь на вашу поддержку.
Чтобы убеждать, нужны хорошие инструменты. У нас уже есть хорошие рендеры улицы от Московской до 8 Марта. Скоро я выложу схемы, аналогичные тем, что я сделал для Академического веломаршрута.
Что еще хотелось бы сделать – это фотомонтаж – совмещение будущего благоустройства южной стороны улицы с фотографиями текущей ситуации. Это должно быть настолько понятно, что любой человек, посмотрев на такие картинки «до» и «после», мог бы сразу оценить преимущества проекта, без необходимости анализировать, где это находится, с какой точки мы смотрим и т.п.
У меня нет нужных навыков, чтобы сделать такие картинки, однако, я нашел человека, который готов их сделать на основе моей 3d-модели. Работа будет стоить 6200 рублей. Не очень большая сумма и я надеюсь, вы поможете ее собрать к выходным. Пожертвование можно перевести на Яндекс-кошелек.
UPD: сбор средств завершен! Большое спасибо всем, кто помог!
Если соберем к выходным, на следующей неделе картинки будут готовы и с ними можно будет пойти и в мэрию, и показывать людям.
Надеюсь на вашу поддержку!
Добавить комментарий