Торжество пофигизма

В середине прошлого месяца мэрия Екатеринбурга разместила на сайте госзакупок тендеры на строительство улиц Сурикова (от Щорса до Авиационной) и Циолковского (от Серова до 8 Марта). Чертежи можно посмотреть по ссылке. Будучи занятым проектом Большакова, я не сразу нашел время разобрать эти проекты по косточкам, а разобрать их есть за что.

Начнем с улицы Сурикова. Первое, что бросается в глаза – это ширина проезжей части.

Сурикова. Ширина проезжей части

Ничего, что это улица районного значения, ничего, что на ней даже не запроектировано ни одной автобусной остановки – а давайте сделаем проезжую часть шириной 15 метров! Центральные полосы по 3,5 и боковые по 4 метра. Дадим людям погонять! Чем плохи избыточно широкие полосы я уже писал применительно к проекту Большакова. Также недавно был хороший материал от Probok.net.

На улице Сурикова предусмотрены велодорожки. Но предусмотрены они довольно странным образом. От Щорса до Циолковского идет двусторонняя велодорожка, а затем от Циолковского до Авиационной идут две односторонние велодорожки по обеим сторонам улицы. В результате, если велосипедист едет по Сурикова со стороны центра, его траектория должна будет выглядеть следующим образом:

Траектория велосипедиста

Т.е. велосипедисту придется пересекать проезжую часть четыре раза вместо двух и в два раза дольше стоять на светофоре! Вы спросите, как так получилось? А вот как!

Участок улицы Сурикова к северу от Щорса несоосен участку, расположенному к югу (ну, вот так вот у нас планируют город). Поэтому, чтобы состыковать два участка на перекрестке проектировщикам пришлось изогнуть проезжую часть.

Изгиб проезжей части

В результате проезжая часть с западной стороны слишком сильно приблизилась к красной линии и велодорожка туда уже не поместилась. Поэтому ничего не оставалось, как сделать велодорожку с другой стороны двусторонней. Думаю, проектировщики избавились бы и от тротуара, но тогда проект завернули бы на согласовании, т.к. тротуар нужен по нормам. Обязательных же велодорожек в нормах нет, а на удобство использования и проектировщикам и чиновникам по большому счету наплевать, поэтому, какая разница, будет удобно или нет? Вы хотели велодорожки? Получите и распишитесь.

Отдельного рассмотрения заслуживает узел примыкания Сурикова к Щорса.

Сурикова-Щорса

О том, что люди ходят не под прямым углом, а по кратчайшему расстоянию, проектировщики не знают (см. зеленую стрелку). Пешеходный переход через велодорожку, при этом, оказался как раз там, где велосипедисты должны будут ожидать зеленого сигнала светофора.

Вдоль улицы Щорса тротуар и велодорожка почему-то поменялись местами. Кроме прочего, это еще и увеличило длину пешеходного перехода на несколько метров. Давайте запомним раз и навсегда: велодорожка располагается между проезжей частью и основным тротуаром и больше никаких вариантов не существует!

Интересно, что велодорожка вдоль Сурикова не предполагает, что велосипедист может проехать по этой улице дальше в сторону центра. Ни вариантов перспективного продолжения велодорожки, ни хотя бы стыковки с проезжей частью не предусмотрено.

Заметьте также, что тротуар, прижатый проезжей частью к красной линии дополнительно занят пешеходным ограждением (-0,5 м), опорой растяжки для знаков (-0,7 м). Очень удобно наверно будет чистить этот тротуар от снега.

Двинемся дальше. В сентябре 2011 года на совещании в мэрии было принято принципиальное решение о новой схеме организации примыкания местных проездов к улицам. Эти примыкания должны теперь выполняться таким образом, чтобы поверхность тротуара и велодорожки не прерывалась.

Новая схема примыкания местных проездов

За несколько месяцев до этого решения я писал, почему было бы правильно перейти к этой схеме и был очень рад, когда она была принята. Фактически, однако, комитет благоустройства игнорирует данное решение и продолжает согласовывать проекты, где местный проезд разрезает тротуар. До сих пор я не видел ни одного примыкания выполненного по-новому (подскажите, если я неправ). Не стала исключением и улица Сурикова.

Примыкания проездов

Все местные проезды разрывают тротуары и велодорожки, даже в тех местах, где новую схему можно было применить без решения вопроса водоотведения!

Рассмотрим теперь, как решен перекресток Сурикова-Циолковского.

Сурикова-Циолковского

Сколько бы я не писал о принципах организации велодорожек на перекрестках, сколько бы не показывал замечательные ролики, сделанные по этому поводу Марком Вагенбуром, — все без толку. В результате велосипедисты на юго-восточном углу (на схеме справа сверху) оказались в узком пространстве на самом углу перекрестка без какой-либо защиты. И это место, где, кстати, пересекается две двусторонние велодорожки! Если велосипедист будет один, он этот узел, конечно, проедет нормально, а что если их будет, например, 5 человек, едущих в разные стороны?

На юго-западному углу (на схеме справа снизу) двусторонняя велодорожка в месте примыкания к проезжей части почему-то сузилась до односторонней. Налицо полное пренебрежение к тому, как люди будут пользоваться всей этой инфраструктурой.

Отдельный повод для смеха — это парковочные караманы. Нет, это очень хорошо, что их сделали, т.к. стоящие в них машины защищают тротуар от движущегося транспорта. Но зачем было делать их шириной 2,5 метра, когда даже большие машины редко имеют ширину больше 2 метров? И зачем, спрашивается, было огораживать их по периметру забором, с проходом через каждые 20 метров? Да еще дополнительно устанавливать заборы вокруг всех выездов из дворов, где они будут только закрывать обзор водителям машин, выезжающих с прилегающей территории. ГИБДД, наверное, скажет, что это нужно, чтобы пешеходы не бегали через дорогу. Но, слушайте, если в заборе есть проходы через каждые 20 метров, и если во всех привлекательных для перехода местах находятся выезды из дворов, то какой в них смысл??

Я попробовал представить, как будет использоваться такой парковочный карман. Красным показан путь, который водитель должен будет пройти, а зеленым — тот, по которому он пойдет в реальности.

Парковки на Сурикова

У меня складывается впечатление, что в городе действует мощное заборное лобби. Для защиты газонов и тротуаров от парковки вполне достаточно столбиков, которые выполняют те же функции, что и ограждения, но при этом не придают улице вид загона для скота.

Ну и наконец, хочу обратить ваше внимание на то, как улица спроектирована в целом. Она спроектирована не от стены до стены зданий, формирующих ее, а в красных линиях. Если бы здания были выровнены по красным линиям, в этом не было бы проблемы, однако, дома стоят от них со значительным отступом. В результате проектировщики пытаются уместить все элементы улицы в узкий просвет между красными линиями, а вокруг в этом время остается масса неиспользуемого пространства. С административной точки зрения это логично. В красных линиях — муниципальная земля, за красными линиями — частная. Но на местности это выглядит абсолютно абсурдно.

Красные линии

Если бы была возможность спроектировать и построить улицу не в границах красных линий, а в реальных границах застройки, можно было бы и тротуары сделать нормальной ширины, и парковочных мест предусмотреть больше, и озеленение сделать более полноценным. С восточной стороны улицы (там, где на фото будет «непонятно что») мог бы получиться классный пешеходный променад и жителям всех новых домов этого района по крайней мере было бы куда вечером выйти погулять.

Что меня особенно печалит в связи с этим проектом — это то, что я делал по заказу города эскизные предложения по этой улице, где все обозначенные выше проблемы отличнейшим образом решались! Однако, почти ничего из этих предложений не было использовано в рабочем проектировании! И теперь, поскольку это был коммерческий проект, я даже не могу опубликовать эти материалы, чтобы можно было посмотреть, что мы все (а более всех, жители этого района) потеряли. Напишите, кто-нибудь, в мэрию — может, они выложат эти материалы в открытый доступ.

Проведение открытого аукциона по этому проекту намечено на 10 июня. Не знаю, как вас, но лично меня осознание того, что будет построен и многие годы будет использоваться десятками тысяч людей абсолютно посредственный проект, и что, хотя ничего еще не начато, но сделать уже ничего нельзя – вгоняет в тяжелую депрессию.

 


Опубликовано

в

от

Комментарии

37 комментариев на ««Торжество пофигизма»»

  1. Eugen Volkov

    Ширина парковочных карманов вдоль улицы в 2.5 м, мне кажется, имеет смысл.
    В этом случае у водителя есть возможность безопасно открыть дверь и выйти из машины, когда по улице идет движение. Если это был бы местный проезд, я согласен, что 2 м достаточно.

  2. Я согласен, в определенном контексте это имеет смысл: если это улица с оживленным и быстрым движением, например. Хотя само по себе устройство параллельных парковок делает движение не очень быстрым :) Чем они и ценны.

    Вот, смотри, — чем плохо? http://farm6.staticflickr.com/5167/5226212385_202c6e54d4_b.jpg

    Движущиеся машины — они же тоже не вплотную к бордюру едут — минимум метр остается.

  3. Alexandr Samarin

    Полнейшее безобразие. Это же мой район. и как ни парадоксально такое благоустройство улицы особого комфорта ей не прибавит(
    Поэтому, готов поучавствовать в проектировании альтернативного варианта, но под чутким руководством)

  4. Alexandr Samarin

    Я так понимаю выигравшая тендр организация не согласится вносить изменения в проект, положенный в основу, технического задания. Какие существуют механизмы чтобы внести корректировки в этот проект?

  5. Александр

    Немного оффтоп, но о примыкании местных проездов к улицам. На Фурманова между домами 59 и 61 со стародавних времён было именно такое «непрерывающее» примыкание. https://maps.google.com/maps?hl=en&ll=56.815242,60.603316&spn=0.002393,0.006968&t=m&z=18&layer=c&cbll=56.815261,60.603489&panoid=VjKrto9jAjcBTjMkPjdMTQ&cbp=12,172.17,,0,18.57 И самый идиотизм в том, что пару недель назад кому-то пришла в голову идея его переделать в то которое у нас везде. Пока что вкопали бордюры посреди тротуара и видимо дальше будут понижать уровень проезда, причём судя по форме бордюров они даже без понижения тротуара будут.

  6. Eugen Volkov

    Да, я согласен, что это зависит от контекста. На твоей фотографии, кстати, за машиной виден край какой-то разметки, что это может быть?
    К сожалению, проектная деятельность часто искажает сознание, и здравый смысл и адекватное восприятие реальности уступают место проектным штампам. Мне кажется, проектировщики не отдают себе отчет в том, что «машиноместо» и «полоса движения» — абстракции, существующие лишь в проекте, а в реальности есть физические размеры машин и проезжей части и поведение автомобилистов, обусловленное наличием или отсутствием физических преград. При такой ширине крайней полосы (4м — это для грузовых автомобилей что ли?) и наличии карманов, не выделенных бордюрным камнем, думаю, машины будут реально парковаться параллельно по всей длине улицы, а там, где есть карманы, парковаться «елочкой».

  7. Александр, да, я это видел. Напишу об этом на следующей неделе. Надо попытаться заставить их убрать. Я этот отрезок улицы всегда приводил, как образец и вдруг его взяли и испортили.

    До этого пару лет назад аналогичным образом испортили тротуар на Шейнкмана: http://www.livestreets.ru/2010/09/streetview-01-formalism/

  8. Параллельно или елочкой. Я тут выяснил, что я не первый озаботился этой улицей. Местные жители волнуются, т.к. серьезно уменьшается количество парковок.

    Из-за абстракции проектирования я всегда стараюсь показывать визуализации. Но на матерых проектировщиков даже это не действует )))

    Разметка — там написано Payant (платная), я думаю.

  9. i

    про «здравый смысл и адекватное восприятие реальности» — это да!!

    судя по нашим улицам такое происходит в 10 случаях из 10..

    !!но ведь нормальное эскизное предложение было сделано!! или оно не дошло до проектировщиков, или «изменение сознания» дошло до критической точки ..и даже дальше.

  10. Lex Ignatov

    Владимир, ссылки в студию куда писать. И вы в теме про Большакова не ответили на предложение о печати и распространении брошур аля гор.проекты.

  11. Lex Ignatov

    Да всё уже. Строить это не проектировать. Чтобы изменить проект нужно отменять конкурс на строительство.

  12. Lex Ignatov

    Владимир, вы пытаетесь обманить ГОСТ. Зачем? Вот потому к вам и не прислушиваются. Все предложения нужно делать в рамках нормативов, чтобы у чиновников не было страха «а кто будет отвечать если что». По ГОСТу ширина парковочного места 2,5м. А раз так, то и вам в предпроектах следует закладывать её по ГОСТу.

  13. Lex Ignatov

    Нынешним проектировщикам важно как бы попроще, с меньшми трудозатратами сделать так, чтобы заказчик принял, а дальше хоть трава не расти. Самое страшное для проектировщика — лишние согласования с держателями коммуникаций, поэтому улицы зачастую строятся не так как удобнее, а так чтобы перекладывать меньше коммуникаций.

  14. Игорь

    …улица районного значения, ничего, что на ней даже не запроектировано ни одной автобусной остановки…
    Зачем? Там нет общественного транспорта.
    ….Центральные полосы по 3,5 и боковые по 4 метра. Дадим людям погонять! Чем плохи избыточно широкие полосы….
    Смотрим табл.8* СНиП 2.05.02-85*.
    ….О том, что люди ходят не под прямым углом, а по кратчайшему расстоянию, проектировщики не знают (см. зеленую стрелку)…
    А если мне надо прямо :)
    ….Давайте запомним раз и навсегда: велодорожка располагается между проезжей частью и основным тротуаром и больше никаких вариантов не существует!…
    Предлагаю внимательно почитать п.6.21* с примечанием СНиП 2.07.01-89*.
    ….Заметьте также, что тротуар, прижатый проезжей частью к красной линии дополнительно занят пешеходным ограждением (-0,5 м)…
    К сожалению, пешеходы любят бегать по кратчайшему расстоянию :)
    ….местный проезд разрезает тротуар. До сих пор я не видел ни одного примыкания выполненного по-новому…
    Предусмотрено устройство пониженного бортового камня высотой не более 5 см. (п.4.1.8, п.4.1.9 СНиП35-01-2001).
    ….У меня складывается впечатление, что в городе действует мощное заборное лобби. Для защиты газонов и тротуаров от парковки вполне достаточно столбиков, которые выполняют те же функции…
    Подобные заборы называют шумозащитными экранами и они предназначены совсем не для того о чем Вы пишете.
    ….Но зачем было делать их шириной 2,5 метра, когда даже большие машины редко имеют ширину больше 2 метров?…
    П.5.1.5 СП113.13330.2012.
    Что делать, у нас в России такие нормы.

  15. Lex Ignatov

    Глупые отмазки.

  16. Игорь

    Я привел нормативные ссылки, у автора только слова.

  17. 1. Зачем? Там нет общественного транспорта.

    Тогда зачем крайние полосы по 4 метра?

    2. Смотрим табл.8* СНиП 2.05.02-85*.

    Не входит в перечень обязательных нормативов, утвержденных постановлением правительства РФ №1047-р от 21.06.10

    3. А если мне надо прямо :)

    Куда прямо?

    4. Предлагаю внимательно почитать п.6.21* с примечанием СНиП 2.07.01-89*.

    И дальше что?

    5. К сожалению, пешеходы любят бегать по кратчайшему расстоянию :)

    Довольно глупое оправдание для превращения улиц в скотопрогоны. Кроме того, в данном случае я обратил на это внимание, в связи с тем, что этот забор будет сужать тротуар.

    6. Предусмотрено устройство пониженного бортового камня высотой не более 5 см. (п.4.1.8, п.4.1.9 СНиП35-01-2001).

    Город принял новую схему устройства подобных пересечений. Смотрите ссылку в посте.

    7. Подобные заборы называют шумозащитными экранами и они предназначены совсем не для того о чем Вы пишете.

    Подобные заборы НЕ называют шумозащитными экранами. Их называют пешеходными ограждениями и с некоторых пор ставят повсюду без разбора, вне зависимости от того, есть в том или ином месте проблема перехода проезжей части в неположенном месте.

    8. П.5.1.5 СП113.13330.2012.
    Что делать, у нас в России такие нормы.

    Этот документ также не входит в перечень обязательных национальных стандартов.

  18. По этому поводу уже поздно что-либо делать. Аукцион сегодня. По Большакова я напишу позже.

  19. Павел

    Правильная велодорожка, конечно, нужна, но более актуальным считаю построить подземный переход через Щорса по Сурикова или Серова, т.к. улица с очень интенсивным движением и очень опасна для пересечения даже со светофором, а вокруг много школ…, ребенка без страха невозможно отпустить.

  20. Павел, вопросы безопасности пешеходов на улицах города не решаются строительством подземных переходов. Люди не любят ходить по лестницам, а потому при всяком удобном случае будут переходить по поверхности. Поэтому именно на поверхности и нужно работать: устраивать островки безопасности, менять фазы светофорного регулирования и т.п.

  21. Павел

    Не любят, но ходят. Жизнь и Безопасность дороже (к сожалению, на наших дорогах много гонщиков, от которых островки не спасут). На данном месте, думаю, все-таки лучше подземный переход.
    Спасибо за предыдущий ответ.

  22. Игорь

    //Тогда зачем крайние полосы по 4 метра?//
    Краевая предохранительная полоса шириной 0,5 м предусматривается на магистральных улицах.
    //Не входит в перечень обязательных нормативов, утвержденных постановлением правительства РФ №1047-р от 21.06.10//
    Извиняюсь, не тот указал СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Или СП 42.13330.2011.
    //И дальше что?//
    Где там написано, что …велодорожка располагается между проезжей частью и основным тротуаром и больше никаких вариантов не существует!…
    //этот забор будет сужать тротуар.//
    Ширина тротуаров до 3-х метров, по нормам можно сужать до 2,25 м.
    //Город принял новую схему устройства подобных пересечений. Смотрите ссылку в посте ….транспорт мог беспрепятственно выехать с прилегающей территории или пересечь пешеходную зону, ему предлагается заехать на этот пешеходный тротуар, чтобы его пересечь…//
    Дорожная одежда тротуаров не рассчитана на движение транспорта, через сезон там будет яма.
    //Подобные заборы НЕ называют шумозащитными экранами//
    Тут спорить не буду, не видел что там.
    //Этот документ также не входит в перечень обязательных национальных//
    Правильно, потому как он 2012 года (тогда СНиП 21-02-99*).

  23. //Краевая предохранительная полоса шириной 0,5 м предусматривается на магистральных улицах.

    Кого и от чего она предохраняет?

    //СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

    Я понял, о чем вы. Указанная таблица не входит в перечень обязательных, как я уже сказал.

    //Где там написано, что …велодорожка располагается между проезжей частью и основным тротуаром и больше никаких вариантов не существует!…

    А там должно быть это написано, чтобы это стало данностью? Соображения здравого смысла и существующий опыт строительства велодорожек для вас не играют роли?

    //транспорт мог беспрепятственно выехать с прилегающей территории или пересечь пешеходную зону, ему предлагается заехать на этот пешеходный тротуар, чтобы его пересечь…

    Каким образом это препятствует выезду с прилегающей территории. Согласно ПДД (8.3), транспорт, выезжающий с прилегающей территории и въезжающий на нее, должен уступить дорогу пешеходам, идущим по тротуару и велосипедистам, движущимся по велосипедной дорожке. Данная схема ничего нового не вводит, а просто закрепляет ПДД в геометрии улицы.

    //Дорожная одежда тротуаров не рассчитана на движение транспорта, через сезон там будет яма.

    Реальность существования подобных узлов не подтверждает ваших слов.

    //Правильно, потому как он 2012 года (тогда СНиП 21-02-99*).

    Соответственно, пока перечень не обновили или не приняли новый, этот документ обязательным не будет.

  24. Малцев Василий

    Чтоб ты сам ходил по Этим катакомбам, особенно когда старый станешь , чтоб твоя старая мама или мама мамы ходила в школу или детский садик через ети 30+++ ступенек каждый день не по одному разу и жена и потом дочка или сын с колясками ходили вверх и низ.
    Нормальные люди не хотят под землю. Всё детство переходил перекрёсток у автовокзала на наискосок по верху, просто потрясающе и удобно.
    А теперь понаделали этого безобразия за много миллионов.

  25. Малцев Василий

    Не любят и не ходят, посмотрите сколько народу перебегает такие улицы по верху, пере лазя через забор.
    На ул. Щорсе если не ошибаюсь максимальная скорость 60км? Её надо сделать ещё ниже. А сделаете подземный переход и устраните пешеходную фазу. Только повысите среднюю скорость на дороге и сделаете её опаснее.

  26. Интересно, — у нас есть, например, улицы, где не запрещена парковка вдоль тротуара. Получается, если эти места регламентировать дополнительно, то придется от 3,5-метровой полос «отъесть» 2,5 метра? Или, например, в случае параллельной парковки с частичным заездом на тротуар — часть разметки получится на проезжей части.

  27. Nick Suchkov

    Потрясающий анализ! Отправлю обращение в мэрию.

    Поверхность тротуара не прерывается на Хохрякова и Сакко и Ванцетти на пешеходной зоне от Гринвича до Детской поликлиники на Шейнкмана. Других подобных мест в городе я не видел.

  28. Есть еще тротуар по северной стороне Фурманова от Московской до Серова. Но его недавно в одном месте испортили.

  29. Lex Ignatov

    Я с вами согласен что это глупо, но что делать — раз мы играем с ними в одну игру, придётся играть по их правилам.

  30. Я тут не то, что даже не согласен. Но мне действительно интересно, как интерпретировать подобные ситуации. Можно ли, например, сделать карман для параллельной парковки шириной 2100 см, а оставшиеся 40 разметить за счет проезжей части? Или ничего не размечать вовсе — просто сделать карман и все. Очень все туманно.

  31. Напимер, ситуация: http://farm6.staticflickr.com/5090/5226533582_27a9e8ebc8_b.jpg — место для инвалидов размечено шире, чем остальные. Т.е формально оно как бы залезает на полусу движения. Возможно ли у нас так сделать?

  32. Игорь

    //Кого и от чего она предохраняет?//
    С этим в Центральный НИИПИ по градостроительству Минстроя России :)
    //Указанная таблица не входит в перечень обязательных, как я уже сказал//
    Я же указал актуализированную редакцию этого СНиПа 2011 года. По Вашему выходит, что действующих норм для проектирования улиц не существует? Тогда на что опираться при проектировании? Вот к примеру Вы при проработке своих решений на какие нормы опираетесь?
    //здравого смысла и существующий опыт строительства велодорожек для вас не играют роли//
    Здравого смысла и опыта я тоже не увидел в перечне обязательных документов :)
    //транспорт мог беспрепятственно выехать с прилегающей территории или пересечь пешеходную зону, ему предлагается заехать на этот пешеходный тротуар, чтобы его пересечь…//
    Это текст из ссылки по которой Вы меня отправили
    //Реальность существования подобных узлов не подтверждает ваших слов//
    Конструкция дорожной одежды рассчитывается на прочность. Конструкция тротуаров не рассчитана на постоянное движение транспортных средств.

  33. Lex Ignatov

    Отвечаю: Размер т.н. «кармана» нигде не прописан, насколько я знаю. Прописаны размеры парковочного места по разметке. Т.е. можете сделать проезжую часть 4м. и карман 2м., а разметкой показать проезжую часть 3,5, а карман 2,5 (по ГОСТу). По поводу ничего не размечать — возможно и так можно сделать, это зависит от того согласует это начальник отдела БДД вашего города или нет. Вон в москве на Алтуфьевском сделали полосы 3-3,25м.(!) впервые в истории, потому что ГИБДД и Администрация (в лице ЦОДД) смогли договориться об этом. Кстати вы знакомы лично с вашим начальником БДД по городу? Сходите кнему на приём, побеседуйте, узнайте что он за человек.

  34. Lex Ignatov

    Я думаю что начальник БДД не согласует, но опять же с ним нужно познакомиться и поговорить лично.

  35. Lex Ignatov

    Под начальником отдела БДД я имею ввиду человека который в городской структуре ГИБДД занимается согласованием проектор организации движения (ПОД). В вашем городе название его должности может звучать иначе.

  36. dm

    Вы пишете про здравый смысл, но проектировщики руководствуются прежде всего нормативами, которые не могут быть совершенными и предусматривать все возможные ситуации.
    Проблема в том, что в различных согласующих организациях сидят люди, которые ничерта не разбираются, а просто тупо требуют соблюдение норм, причем, порой, несуществующих, ими самими выдуманных. И доказать им свою правоту очень проблематично, поскольку они не воспринимают контраргументы и смотрят на проектировщиков как на неразумных холопов. Приходится в итоге, порой, делать всякую хрень.
    Парковки шириной 2.5 м прописаны в СНиП 21-02-99*

  37. […] Сурикова, про которую я уже писал два года назад. Получилось то, чего и следовало […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *