В середине прошлого месяца мэрия Екатеринбурга разместила на сайте госзакупок тендеры на строительство улиц Сурикова (от Щорса до Авиационной) и Циолковского (от Серова до 8 Марта). Чертежи можно посмотреть по ссылке. Будучи занятым проектом Большакова, я не сразу нашел время разобрать эти проекты по косточкам, а разобрать их есть за что.
Начнем с улицы Сурикова. Первое, что бросается в глаза – это ширина проезжей части.
Ничего, что это улица районного значения, ничего, что на ней даже не запроектировано ни одной автобусной остановки – а давайте сделаем проезжую часть шириной 15 метров! Центральные полосы по 3,5 и боковые по 4 метра. Дадим людям погонять! Чем плохи избыточно широкие полосы я уже писал применительно к проекту Большакова. Также недавно был хороший материал от Probok.net.
На улице Сурикова предусмотрены велодорожки. Но предусмотрены они довольно странным образом. От Щорса до Циолковского идет двусторонняя велодорожка, а затем от Циолковского до Авиационной идут две односторонние велодорожки по обеим сторонам улицы. В результате, если велосипедист едет по Сурикова со стороны центра, его траектория должна будет выглядеть следующим образом:
Т.е. велосипедисту придется пересекать проезжую часть четыре раза вместо двух и в два раза дольше стоять на светофоре! Вы спросите, как так получилось? А вот как!
Участок улицы Сурикова к северу от Щорса несоосен участку, расположенному к югу (ну, вот так вот у нас планируют город). Поэтому, чтобы состыковать два участка на перекрестке проектировщикам пришлось изогнуть проезжую часть.
В результате проезжая часть с западной стороны слишком сильно приблизилась к красной линии и велодорожка туда уже не поместилась. Поэтому ничего не оставалось, как сделать велодорожку с другой стороны двусторонней. Думаю, проектировщики избавились бы и от тротуара, но тогда проект завернули бы на согласовании, т.к. тротуар нужен по нормам. Обязательных же велодорожек в нормах нет, а на удобство использования и проектировщикам и чиновникам по большому счету наплевать, поэтому, какая разница, будет удобно или нет? Вы хотели велодорожки? Получите и распишитесь.
Отдельного рассмотрения заслуживает узел примыкания Сурикова к Щорса.
О том, что люди ходят не под прямым углом, а по кратчайшему расстоянию, проектировщики не знают (см. зеленую стрелку). Пешеходный переход через велодорожку, при этом, оказался как раз там, где велосипедисты должны будут ожидать зеленого сигнала светофора.
Вдоль улицы Щорса тротуар и велодорожка почему-то поменялись местами. Кроме прочего, это еще и увеличило длину пешеходного перехода на несколько метров. Давайте запомним раз и навсегда: велодорожка располагается между проезжей частью и основным тротуаром и больше никаких вариантов не существует!
Интересно, что велодорожка вдоль Сурикова не предполагает, что велосипедист может проехать по этой улице дальше в сторону центра. Ни вариантов перспективного продолжения велодорожки, ни хотя бы стыковки с проезжей частью не предусмотрено.
Заметьте также, что тротуар, прижатый проезжей частью к красной линии дополнительно занят пешеходным ограждением (-0,5 м), опорой растяжки для знаков (-0,7 м). Очень удобно наверно будет чистить этот тротуар от снега.
Двинемся дальше. В сентябре 2011 года на совещании в мэрии было принято принципиальное решение о новой схеме организации примыкания местных проездов к улицам. Эти примыкания должны теперь выполняться таким образом, чтобы поверхность тротуара и велодорожки не прерывалась.
За несколько месяцев до этого решения я писал, почему было бы правильно перейти к этой схеме и был очень рад, когда она была принята. Фактически, однако, комитет благоустройства игнорирует данное решение и продолжает согласовывать проекты, где местный проезд разрезает тротуар. До сих пор я не видел ни одного примыкания выполненного по-новому (подскажите, если я неправ). Не стала исключением и улица Сурикова.
Все местные проезды разрывают тротуары и велодорожки, даже в тех местах, где новую схему можно было применить без решения вопроса водоотведения!
Рассмотрим теперь, как решен перекресток Сурикова-Циолковского.
Сколько бы я не писал о принципах организации велодорожек на перекрестках, сколько бы не показывал замечательные ролики, сделанные по этому поводу Марком Вагенбуром, — все без толку. В результате велосипедисты на юго-восточном углу (на схеме справа сверху) оказались в узком пространстве на самом углу перекрестка без какой-либо защиты. И это место, где, кстати, пересекается две двусторонние велодорожки! Если велосипедист будет один, он этот узел, конечно, проедет нормально, а что если их будет, например, 5 человек, едущих в разные стороны?
На юго-западному углу (на схеме справа снизу) двусторонняя велодорожка в месте примыкания к проезжей части почему-то сузилась до односторонней. Налицо полное пренебрежение к тому, как люди будут пользоваться всей этой инфраструктурой.
Отдельный повод для смеха — это парковочные караманы. Нет, это очень хорошо, что их сделали, т.к. стоящие в них машины защищают тротуар от движущегося транспорта. Но зачем было делать их шириной 2,5 метра, когда даже большие машины редко имеют ширину больше 2 метров? И зачем, спрашивается, было огораживать их по периметру забором, с проходом через каждые 20 метров? Да еще дополнительно устанавливать заборы вокруг всех выездов из дворов, где они будут только закрывать обзор водителям машин, выезжающих с прилегающей территории. ГИБДД, наверное, скажет, что это нужно, чтобы пешеходы не бегали через дорогу. Но, слушайте, если в заборе есть проходы через каждые 20 метров, и если во всех привлекательных для перехода местах находятся выезды из дворов, то какой в них смысл??
Я попробовал представить, как будет использоваться такой парковочный карман. Красным показан путь, который водитель должен будет пройти, а зеленым — тот, по которому он пойдет в реальности.
У меня складывается впечатление, что в городе действует мощное заборное лобби. Для защиты газонов и тротуаров от парковки вполне достаточно столбиков, которые выполняют те же функции, что и ограждения, но при этом не придают улице вид загона для скота.
Ну и наконец, хочу обратить ваше внимание на то, как улица спроектирована в целом. Она спроектирована не от стены до стены зданий, формирующих ее, а в красных линиях. Если бы здания были выровнены по красным линиям, в этом не было бы проблемы, однако, дома стоят от них со значительным отступом. В результате проектировщики пытаются уместить все элементы улицы в узкий просвет между красными линиями, а вокруг в этом время остается масса неиспользуемого пространства. С административной точки зрения это логично. В красных линиях — муниципальная земля, за красными линиями — частная. Но на местности это выглядит абсолютно абсурдно.
Если бы была возможность спроектировать и построить улицу не в границах красных линий, а в реальных границах застройки, можно было бы и тротуары сделать нормальной ширины, и парковочных мест предусмотреть больше, и озеленение сделать более полноценным. С восточной стороны улицы (там, где на фото будет «непонятно что») мог бы получиться классный пешеходный променад и жителям всех новых домов этого района по крайней мере было бы куда вечером выйти погулять.
Что меня особенно печалит в связи с этим проектом — это то, что я делал по заказу города эскизные предложения по этой улице, где все обозначенные выше проблемы отличнейшим образом решались! Однако, почти ничего из этих предложений не было использовано в рабочем проектировании! И теперь, поскольку это был коммерческий проект, я даже не могу опубликовать эти материалы, чтобы можно было посмотреть, что мы все (а более всех, жители этого района) потеряли. Напишите, кто-нибудь, в мэрию — может, они выложат эти материалы в открытый доступ.
Проведение открытого аукциона по этому проекту намечено на 10 июня. Не знаю, как вас, но лично меня осознание того, что будет построен и многие годы будет использоваться десятками тысяч людей абсолютно посредственный проект, и что, хотя ничего еще не начато, но сделать уже ничего нельзя – вгоняет в тяжелую депрессию.
Добавить комментарий