В нескольких прошлых постах я обозначил ряд проблем, с которыми мне пришлось столкнуться, защищая свои предложения по реконструкции и благоустройству улицы Большакова. Напомню кратко, в чем эти проблемы состояли.
Во-первых, комитет благоустройства не хочет ликвидировать несколько существующих парковочных мест между деревьями. Когда-то давным давно эти места были построены при переводе в нежилой статус помещений на первых этажах. И на этом основании они объявлены священной и неприкосновенной землей.
Во-вторых, чиновники и проектировщики настаивают на том, чтобы автобусные остановки были оборудованы заездными карманами. Эти две проблемы мешают проложить велодорожку по южной стороне улицы.
В-третьих, проектировщики настаивают на 4-метровых крайних правых полосах движения. Как бы мне это не претило, но видимо на данном этапе с этим придется согласиться из тактических соображений, – чтобы постараться выиграть что-то по другим вопросам. Поэтому все изложенные ниже предложения исходят из того, что крайние правые полосы будут шириной 4 метра. В дальнейшем проблему сверхшироких полос, провоцирующих превышение скорости и бардак с рядностью движения, можно будет сгладить различными способами, а возможно даже полностью устранить. Но об этом поговорим в другой раз.
И, наконец, в-четвертых, комитет благоустройства не хочет высаживать деревья с северной стороны улицы таким образом, чтобы они затеняли тротуар и отделяли его от транспортного пространства улицы, а хочет сделать вместо этого большой парковочный карман.
Список противоречий по всему проекту этими четырьмя пунктами не исчерпывается, но это все проблемы, касающиеся участка Большакова, попадающего под полную реконструкцию (от Московской до Серова). Остальные проблемы касаются участка, где в данное время предусмотрена только реконструкция благоустройства. Их я подробно опишу в следующих постах.
Зачем нужна велодорожка с южной стороны?
Если велодорожку с южной стороны проложить так сложно, то может быть, действительно, стоит от нее отказаться? Это вполне обоснованный вопрос и, я думаю, пришло время развернуто на него ответить.
Я уже писал о преимуществах односторонних велодорожек, заключающихся в их компактности, удобстве для велосипедистов и предсказуемости для водителей машин на перекрестках. Но есть еще одна причина, по которой велодорожка с южной стороны нужна. Она позволит расширить пространство, недоступное для автомобилей.
Сейчас свободная от машин зона тротуара зажата между домами и парковкой. При этом, свободной ее можно назвать лишь условно, так как в любой момент какой-нибудь автолюбитель может заехать на парковочное место через тротуар. В результате тротуар неизбежно становится некомфортным для пребывания людей. Никогда кафе (которые, кстати, тут есть) не выставят столики на улицу, просто потому что их же собственные парковки делают тротуар неприятным местом, по которому можно пройти, но где не хочется находиться.
Ликвидация парковки между деревьями, в том числе за счет устройства велодорожки, позволит расширить свободную от машин зону минимум на 5 метров.
Возможно ли добиться этого, не уменьшив парковочную емкость улицы, чего так не хочет комитет благоустройства? Вполне возможно.
Выше показан план улицы Большакова от Московской до Серова, как ее видят проектировщики. С южной стороны все пространство между деревьями выделено под парковку (убираются даже немногие сохранившиеся газоны). Двусторонняя велодорожка предусмотрена с северной стороны. При этом она ожидаемо сжимается до 2,5 метров в районе трамвайного кольца. С учетом того, что она непосредственно граничит с проезжей частью и на ней будет стоять пешеходное ограждение, эффективная ее ширина будет менее 2 метров. Зимой она гарантировано будет использоваться для складирования снега.
Обратимся, однако, к одной конкретной детали. Перед Московской мы видим дополнительную полосу, предназначенную для поворота направо. Разберемся, так ли уж нужна эта полоса.
Вечером 30 апреля я провел небольшое исследование трафика на перекрестке Большакова-Московская и вот, что у меня получилось (скорость воспроизведения увеличена в 3 раза относительно реальной):
Из примерно 300 машин, проехавших через перекресток за 15 минут, чуть более 20 повернули направо на Московскую. Т.е. на правый поворот приходится всего около 8% трафика, движущегося со стороны Шейнкмана.
Объективно, эта дополнительная полоса совершенно там ни к чему. Если ее убрать, можно всю проезжую часть сместить более чем на 3 метра к северу.
Что это дает? Во-первых, это освобождает место для полосы параллельной парковки с южной стороны, которая может с лихвой компенсировать потерянные парковочные места между деревьями. Соответственно, это дает возможность проложить одностороннюю велодорожку с южной стороны улицы.
Во-вторых, это позволяет на 70 см расширить пространство доступное для посадки деревьев. Расширение идет за счет бывшей проезжей части, под которой нет никаких коммуникаций, которые могли бы помешать озеленению.
В итоге улица может выглядеть примерно так:
Общая длина парковочных полос между Московской и Серова составляет 100 метров. Этого достаточно, чтобы припарковать от 16 до 20 машин (в зависимости от размера). Напомню, сейчас на этом участке порядка 10 парковочных мест. Полагаю, компенсация более чем равноценная.
Остановочные карманы
Разобравшись с парковками, займемся автобусными остановками. Начнем с того, что с северной стороны вполне возможно предусмотреть уширение проезжей части в районе остановки. Но сделать это можно не механически, а с умом.
Как видите, уширение проезжей части, которое требуется для устройства островков безопасности, я полностью выполнил с северной стороны. Если продлить это уширение в сторону Московской, можно разместить в нем автобусную остановку.
Такая конфигурация лучше, чем традиционный карман (который можно видеть на картинках выше), так как автобус может подъезжать к остановке по прямолинейной траектории и останавливаться так, чтобы люди могли заходить в салон с тротуара.
В то же самое время, такое уширение не увеличивает длину примыкающего к нему пешеходного перехода, так как его компенсирует островок безопасности.
На этой стороне нет точек притяжения, поэтому можно надеяться, что это уширение не будет использоваться автомобилистами для парковки.
Теперь обратимся к более сложной южной стороне. Устройство остановочного кармана здесь мне представляется абсолютно недопустимым. Это нарушит благоустройство, ухудшит условия работы общественного транспорта и не позволит проложить велодорожку. Проблема только в том, что эти аргументы не являются убедительными для комитета благоустройства и проектировщиков.
Однако, и с автомобилецентричной точки зрения этот карман не имеет особого смысла. От Московской в сторону Шейнкмана машины едут в две полосы. На перекрестке с Шейнкмана левая полоса используется только для поворота налево, а правая едет прямо. Эта ситуация не изменится после реконструкции. Соответственно в сторону Серова от Шейнкмана будет двигаться один ряд машин. При двух полосах движения им не составит труда объехать остановившийся автобус.
К слову, ровно точно также машины объезжают автобусы и сегодня, если позволяет место. И, заметьте, даже в час пик автобусы не идут с такой частотой, чтобы их остановка вызывала какие-то особые проблемы для остального транспорта. Очереди довольно быстро разъезжаются. Высадка и посадка пассажиров в автобус занимает 15-20 секунд.
Ниже приводятся схемы улицы Большакова от Московской до дома №143 в полном размере.
Схема от официального проектировщика
Сравнительная схема
Мои предложения с учетом исправлений по парковкам, остановочным карманам и ширине полос движения
Обратная связь
Оппоненты из мэрии, между тем, начинают писать ответы на наши обращения. Комментировать не буду, – просто прочитайте:
Если раньше я только намекал вам, что неплохо бы написать в электронную приемную мэрии, то сейчас я прямо прошу вас это сделать. Также вы очень поможете проекту, если поделитесь ссылкой на материал в социальных сетях.
Добавить комментарий