Улица Большакова. Решение проблем

Велодорожка с южной стороны ул. Большакова

В нескольких прошлых постах я обозначил ряд проблем, с которыми мне пришлось столкнуться, защищая свои предложения по реконструкции и благоустройству улицы Большакова. Напомню кратко, в чем эти проблемы состояли.

Во-первых, комитет благоустройства не хочет ликвидировать несколько существующих парковочных мест между деревьями. Когда-то давным давно эти места были построены при переводе в нежилой статус помещений на первых этажах. И на этом основании они объявлены священной и неприкосновенной землей.

Во-вторых, чиновники и проектировщики настаивают на том, чтобы автобусные остановки были оборудованы заездными карманами. Эти две проблемы мешают проложить велодорожку по южной стороне улицы.

В-третьих, проектировщики настаивают на 4-метровых крайних правых полосах движения. Как бы мне это не претило, но видимо на данном этапе с этим придется согласиться из тактических соображений, – чтобы постараться выиграть что-то по другим вопросам. Поэтому все изложенные ниже предложения исходят из того, что крайние правые полосы будут шириной 4 метра. В дальнейшем проблему сверхшироких полос, провоцирующих превышение скорости и бардак с  рядностью движения, можно будет сгладить различными способами, а возможно даже полностью устранить. Но об этом поговорим в другой раз.

И, наконец, в-четвертых, комитет благоустройства не хочет высаживать деревья с северной стороны улицы таким образом, чтобы они затеняли тротуар и отделяли его от транспортного пространства улицы, а хочет сделать вместо этого большой парковочный карман.

Список противоречий по всему проекту этими четырьмя пунктами не исчерпывается, но это все проблемы, касающиеся участка Большакова, попадающего под полную реконструкцию (от Московской до Серова). Остальные проблемы касаются участка, где в данное время предусмотрена только реконструкция благоустройства. Их я подробно опишу в следующих постах.

Зачем нужна велодорожка с южной стороны?

Если велодорожку с южной стороны проложить так сложно, то может быть, действительно, стоит от нее отказаться? Это вполне обоснованный вопрос и, я думаю, пришло время развернуто на него ответить.

Я уже писал о преимуществах односторонних велодорожек, заключающихся в их компактности, удобстве для велосипедистов и предсказуемости для водителей машин на перекрестках. Но есть еще одна причина, по которой велодорожка с южной стороны нужна. Она позволит расширить пространство, недоступное для автомобилей.

Парковка между деревьями на ул. Большакова

Сейчас свободная от машин зона тротуара зажата между домами и парковкой. При этом, свободной ее можно назвать лишь условно, так как в любой момент какой-нибудь автолюбитель может заехать на парковочное место через тротуар. В результате тротуар неизбежно становится некомфортным для пребывания людей. Никогда кафе (которые, кстати, тут есть) не выставят столики на улицу, просто потому что их же собственные парковки делают тротуар неприятным местом, по которому можно пройти, но где не хочется находиться.

Ликвидация парковки между деревьями, в том числе за счет устройства велодорожки, позволит расширить свободную от машин зону минимум на 5 метров.

Возможно ли добиться этого, не уменьшив парковочную емкость улицы, чего так не хочет комитет благоустройства? Вполне возможно.

План ул. Большакова от Московской до Шейнкмана от ТДК "Автострада"

Выше показан план улицы Большакова от Московской до Серова, как ее видят проектировщики. С южной стороны все пространство между деревьями выделено под парковку (убираются даже немногие сохранившиеся газоны). Двусторонняя велодорожка предусмотрена с северной стороны. При этом она ожидаемо сжимается до 2,5 метров в районе трамвайного кольца. С учетом того, что она непосредственно граничит с проезжей частью и на ней будет стоять пешеходное ограждение, эффективная ее ширина будет менее 2 метров. Зимой она гарантировано будет использоваться для складирования снега.

Обратимся, однако, к одной конкретной детали. Перед Московской мы видим дополнительную полосу, предназначенную для поворота направо. Разберемся, так ли уж нужна эта полоса.

Вечером 30 апреля я провел небольшое исследование трафика на перекрестке Большакова-Московская и вот, что у меня получилось (скорость воспроизведения увеличена в 3 раза относительно реальной):

Из примерно 300 машин, проехавших через перекресток за 15 минут, чуть более 20 повернули направо на Московскую. Т.е. на правый поворот приходится всего около 8% трафика, движущегося со стороны Шейнкмана.

Объективно, эта дополнительная полоса совершенно там ни к чему. Если ее убрать, можно всю проезжую часть сместить более чем на 3 метра к северу.

План с наложенным профилем альтернативного варианта конфигурации проезжей части

Что это дает? Во-первых, это освобождает место для полосы параллельной парковки с южной стороны, которая может с лихвой компенсировать потерянные парковочные места между деревьями. Соответственно, это дает возможность проложить одностороннюю велодорожку с южной стороны улицы.

Во-вторых, это позволяет на 70 см расширить пространство доступное для посадки деревьев. Расширение идет за счет бывшей проезжей части, под которой нет никаких коммуникаций, которые могли бы помешать озеленению.

В итоге улица может выглядеть примерно так:

Измененный план с велодорожками по обеим сторонам улицы

Общая длина парковочных полос между Московской и Серова составляет 100 метров. Этого достаточно, чтобы припарковать от 16 до 20 машин (в зависимости от размера). Напомню, сейчас на этом участке порядка 10 парковочных мест. Полагаю, компенсация более чем равноценная.

Остановочные карманы

Разобравшись с парковками, займемся автобусными остановками. Начнем с того, что с северной стороны вполне возможно предусмотреть уширение проезжей части в районе остановки. Но сделать это можно не механически, а с умом.

Конфигурация автобусных остановок

Как видите, уширение проезжей части, которое требуется для устройства островков безопасности, я полностью выполнил с северной стороны. Если продлить это уширение в сторону Московской, можно разместить в нем автобусную остановку.

Такая конфигурация лучше, чем традиционный карман (который можно видеть на картинках выше), так как автобус может подъезжать к остановке по прямолинейной траектории и останавливаться так, чтобы люди могли заходить в салон с тротуара.

В то же самое время, такое уширение не увеличивает длину примыкающего к нему пешеходного перехода, так как его компенсирует островок безопасности.

На этой стороне нет точек притяжения, поэтому можно надеяться, что это уширение не будет использоваться автомобилистами для парковки.

Теперь обратимся к более сложной южной стороне. Устройство остановочного кармана здесь мне представляется абсолютно недопустимым. Это нарушит благоустройство, ухудшит условия работы общественного транспорта и не позволит проложить велодорожку. Проблема только в том, что эти аргументы не являются убедительными для комитета благоустройства и проектировщиков.

Однако, и с автомобилецентричной точки зрения этот карман не имеет особого смысла. От Московской в сторону Шейнкмана машины едут в две полосы. На перекрестке с Шейнкмана левая полоса используется только для поворота налево, а правая едет прямо. Эта ситуация не изменится после реконструкции. Соответственно в сторону Серова от Шейнкмана будет двигаться один ряд машин. При двух полосах движения им не составит труда объехать остановившийся автобус.

Объезд зоны автобусной остановки

К слову, ровно точно также машины объезжают автобусы и сегодня, если позволяет место. И, заметьте, даже в час пик автобусы не идут с такой частотой, чтобы их остановка вызывала какие-то особые проблемы для остального транспорта. Очереди довольно быстро разъезжаются. Высадка и посадка пассажиров в автобус занимает 15-20 секунд.

Ниже приводятся схемы улицы Большакова от Московской до дома №143 в полном размере.

Схема от официального проектировщика

Нажмите на картинку для увеличения
Нажмите на картинку для увеличения

Сравнительная схема

Сравнительная схема
Нажмите на картинку для увеличения

Мои предложения с учетом исправлений по парковкам, остановочным карманам и ширине полос движения

Схема с учетом замечаний
Нажмите на картинку для увеличения

Обратная связь

Оппоненты из мэрии, между тем, начинают писать ответы на наши обращения. Комментировать не буду, – просто прочитайте:

Ответ из комитета благоустройства

Если раньше я только намекал вам, что неплохо бы написать в электронную приемную мэрии, то сейчас я прямо прошу вас это сделать. Также вы очень поможете проекту, если поделитесь ссылкой на материал в социальных сетях.


Опубликовано

в

от

Комментарии

8 комментариев на ««Улица Большакова. Решение проблем»»

  1. Артемий

    Смотрю на схему официального проектировщика и балдею, вспоминая его же слова: «так как трассирование автомобильных дорог осуществляется с учетом, в первую очередь, требований удобства, плавности траектории и безопасности транспортного движения то при большом количестве углов поворота не обеспечивается оптимальная эмоциональная напряженность и снижается надежность работы водителя.».

    То есть получается, в представлении проектировщика «оптимальная эмоциональная напряженность» обеспечивается загзагообразными линиями одновременно пешеходной зоны, велосипедной дорожки и, в довесок, проезжей части…

    От такой «плавности» действительно сбудутся слова Владимира: «Так и представляю себе водителя, который после этого перекрестка останавливается, выбрасывает ключи от машины в кусты со словами, что он эмоционально истощен и больше не может это терпеть.». Водители и пешеходы, уверен, будут пребывать в таком же состоянии.

    Владимир, продолжайте начатое.

  2. Vladimir V.

    Действительно ли инженерные коммуникации не позволяют сделать прямые однонаправленные велодорожки по обоим сторонам улицы? Как Вами решен вопрос с проведением велодорожки со стороны ул. 8 марта? Если это потребует вырубки деревьев, то тут комитет благоустройства прав. Но Велодорожку можно пустить рядом с проезжей частью вдоль парка, вплоть до 8 марта, а тротуар сделать чуть дальше, между деревьев.

  3. С коммуникациями особых проблем не было. Это просто такая мантра, которую они всегда повторяют, когда не хотят чего-то делать.

    С деревьями история более сложная, но не такая, как они отвечают :) Следующим постом напишу про это.

  4. Гляжу на это всё из Тольятти и, признаться, чуть ли не плачу — даже муниципальный вариант выглядит более гуманно, чем добрая часть всего нашего города, не говоря уже про Вашу, Владимир. Успехов Вам! Надеюсь, в муниципалитете появятся адекватные люди и скажут «да он прав!».

  5. krechet

    Владимир, большое спасибо за Ваш блог, читаю регулярно, много вычитал интересного, позаимствовали пару идей.

    Я согласен с Вами, в общем односторонние велодорожки всегда предпочтительней двухсторонних, но с одной оговоркой — если улицу можно безопасно пересечь каждые 50 — 100 метров. В противном случае, велосипедисты будут ездить там, где им удобней.

    Конкретно у нас в новосибирском Академгородке сейчас ведётся работа по восстановлению велодорожек на проспекте Лаврентьева, среднее расстояние между переходами (из них некоторые нерегулируемые) составляет около 300 метров, максимальное — 650. В такой ситуации ИМХО заставить велосипедистов ездить «по своей стороне» можно только, если выставить экипажи ГАИ и собирать штрафы… Вариант увеличить количество переходов практически нереальный, любой дополнительный переход, а тем более со светофором, нашими чиновниками очень отрицательно, разве что громкое ДТП иногда помогает… Так что пока придерживаемся двухстороннего движения, а в будущем видно будет.

  6. Владимир, подскажи пожалуйста: запланированные велодорожки будут отличаться типом покрытия от прилегающих тротуаров?

  7. […] провести работу с возражениями. Начало уже положено: наблюдая за движением, удалось установить, что только 8% машин поворачивают с Большакова направо, […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *