Улица Большакова. Парковки против велодорожки

Одной из основных частей моего проектного предложения по Большакова было устройство велодорожек. Они должны были быть односторонними шириной 2,1 метра и проходить по обеим сторонам улицы. Поясню, почему я предложил такое решение, а также почему велодорожки так важны именно на этой улице.

Улица Большакова представляет собой по сути безальтернативный коридор для прокладки веломаршрута «запад-восток» в этой части города. К северу – Зеленая Роща и Московская горка. К югу единственная сквозная улица – Фурманова, но по ней велодорожки не проложишь – слишком много узких мест. Кроме того, Большакова – это узловая улица при движении на велосипеде по самым разным направлениям:

Схема Большакова

Исходя из этого, приложить все усилия к тому, чтобы создать на этой улице образец первоклассной велоинфраструктуры, представляется вполне обоснованным. Тем более, что все возможности для этого имеются.

Теперь о том, почему велодорожки односторонние. Во-первых, они компактней. Односторонние велодорожки можно без проблем вписать на большинство городских улиц, аккуратно пройдя все узкие места. А на Большакова такие узкие места имеются.

Во-вторых, по односторонним велодорожкам комфортнее ездить: можно занимать всю ширину и не думать при этом о встречном потоке.

В-третьих, односторонние велодорожки более предсказуемы для водителей машин, при проезде перекрестков. Можно организовать движение так, чтобы свести конфликт едущих прямо велосипедистов и поворачивающих направо машин к минимуму.

Единственное ограничение, которое нужно учитывать при устройстве односторонних велодорожек: светофоры на улице должны располагаться достаточно часто, чтобы велосипедист мог при необходимости развернуться, и у него не возникало желания поехать против движения.

Односторонняя велодорожка в Утрехте
Односторонняя велодорожка в Утрехте

С велодорожкой по северной стороне Большакова особых проблем не возникло (по крайней мере, между Московской и Серова), а вот по южной стороне возникло несколько сложностей. Сегодня расскажу о первой из них – парковочных карманах между деревьями.

Когда-то давным-давно, при переводе в нежилой статус помещений на первых этажах, владельцы этих помещений получили предписания (или разрешения) от мэрии на оборудование парковочных мест между деревьями. Сегодня между Московской и остановкой «Дворец спорта» имеется порядка 10-12 таких парковочных мест:

Парковка на Большакова
Парковка на Большакова

Выглядит все это малопривлекательно, машины часто заезжают в эти карманы через тротуар, да и деревьям от уплотнения почвы и недостатка воды лучше не становится.

Кроме прочего, эти парковки еще и противоречат действующему СНиП 2.07.01-89*:

Выдержка из СНиПа

Не все разделы этого СНиПа, согласно постановлению Правительства РФ № 1047-р от 21.06.10 являются обязательными, но вот эта таблица как раз к числу обязательных нормативов относится.

В общем, когда я начал искать место под велодорожку, эти парковочные места попали под сокращение:

Перед магазином "Робек" сейчас
Перед магазином «Робек» сейчас
Перед магазином "Робек" в будущем
Перед магазином «Робек» в будущем

При этом, я отнюдь не против парковок в принципе. Я очень даже за них, причем не столько из-за их прямого назначения, сколько из-за того, что «слой» припаркованных машин вдоль улицы создает дополнительную защиту (реальную и воспринимаемую) пешеходного пространства. Находиться же на тротуаре, вдоль которого нет полосы парковки и быстро проносятся машины – крайне неприятно.

Исходя из этого я до последнего отстаивал вариант с карманом для параллельной парковки (в котором, кстати, больше парковочных мест, чем есть на этом участке сегодня):

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Однако, после того как проектировщики заявили, что они не будут делать полосы меньше 3,5 и 4 метров, а Центр Организации Движения заявил, что между Московской и Шейнкмана непременно нужно 5 полос движения (зачем-то им нужна отдельная полоса для правого поворота на Московскую), пришлось от кармана для парковки отказаться. Меня это не обрадовало, но в конце концов ±10 парковочных мест – какое значение это имеет?

Каково же было мое удивление, когда комитет благоустройства насмерть встал за эти не соответствующие нормам парковки между деревьями: «Ни за что их не отдадим под велодорожку, потому что людям негде будет парковаться и предприятия, чьи это парковки, не смогут работать!» Более того, в проекте они не только сохранили существующие места, но и наделали новых!

Велодорожка при этом осталась только на северной стороне улицы в довольно странной конфигурации (о которой я еще напишу), с серьезным сужением в районе трамвайного кольца, и со стоящим на ней антипешеходным забором. Все ради того, чтобы вот это

Парковка через тротуар
Парковка через тротуар

осталось неизменным и даже приумножилось. Как вам это нравится?

Напоминаю, что вы можете поддержать проект несколькими способами. Во-первых, вы очень поможете, если поделитесь ссылкой на материал с друзьями в вашей любимой социальной сети. Во-вторых, вы можете обратиться в мэрию через электронную приемную и поделиться своими соображениями с чиновниками напрямую.

Следующий пост будет о том, как проектировщики и чиновники поощряют рутинное превышение скоростного режима на улицах города.


Опубликовано

в

от

Комментарии

32 комментария на ««Улица Большакова. Парковки против велодорожки»»

  1. А зачем там такие широкие автомобильные полосы? Разве это скоростная трасса для грузовиков?
    Нормативов на ширину полос я, к сожалению, не знаю, но не так давно читал про исследование, которое показывает, что 3.5 м достаточно для движения легкового а/м со скоростью 90, а грузового — 50 км/ч. Т.е. 3.5 м для города — это, как говорится, хватит за глаза и за уши. Зачем там полосы в 4 метра? Если для парковки — то это уже никак не «полосы движения».

  2. Парковка между деревьями — это само по себе зло, а уж отдавать ради этого в жертву велодорожку — это вообще уж. И что, они хотят вот такую парковку включить в проект реконструкции и узаконить?? Это уже совсем неадекватЪ. Я считаю чиновник, занимающий должности связанные с благоустройством должен в обязательном порядке прочесть ряд общеизвестных книг, без знания которых допускать к такой работе нельзя. Даже у Джейн Джекобс написано по-моему про это заблуждение, что без парковки на 2-3 места у магазинчика бизнес не сможет существовать.

    А про деревья.. как-то хотел прогуляться с фотоаппаратом по таким парковкам, на Малышева например. За раз штук 10 деревьев встертил с поломанными ветками, с содранной корой и прочими увечьями. А потом эти деревья помрут от увечий и будет поздно. Чистой воды вредительство городу.

  3. […] Улучшение доступа в Зеленую Рощу Улица Большакова. Парковки против велодорожки […]

  4. Это нормы из СНиП 2.07.01-89*, раздел 6, таблица 8. Эта таблица не входит в перечень обязательных нормативов, утвержденных постановлением правительства, однако, и чиновники, и проектировщики все равно их придерживаются. Потому что, якобы, госэкспертиза требует, чтобы эти значения соблюдались. И, да, совершенно верно — это провоцирует превышение скорости. Следующий пост будет как раз об этом.

  5. Я считаю, что парковка между деревьями — это варварство. Так им и говорю при всяком удобном случае. Но пока не убедил.

    Может быть парковочная полоса, перемежающаяся с деревьями, как, например, на фотке из Голландии выше. Но не так, как это делают у нас.

  6. LexIgnatov

    Владимир можно подробнее какой статус у улицы? И да, я думаю кроме аналитического текста в постах было бы не плохо приводить больше ссылок на нормы. Я работаю проектировщиком, интересно вас читать.

  7. Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения. Следующий пост будет про ширину полос движения, — там будет много про нормы :)

  8. А как же они обосновывают несоблюдение СНиП ради этих парковок?

  9. Примерно так: «ну вы знаете, многие же путают стоянки и парковки. Это у нас не стоянки, это парковки для кратковременного хранения и на них эти нормы не распространяются.»

  10. nekit_m

    А на какой нормативный документ они ссылаются? В каком документе дается определение парковки и её отличия от стоянки?

  11. Александр

    Парковки под прямым углом? Может сделать их под острым углом и проложить велодорожки минимальной ширины хотя бы 1м?

  12. Узковато будет. Да еще если машина будет залазить носом на эту дорожку — вообще ничего не останется.

  13. inter — face

    и конечно никого не волнует — как бы парковки кратковременного хранения подразумевают контроль этого времени хранения, и соответственно, почасовую оплату. Бред они несут, жестокий бред. Хотя если нет документа где эти термины прописаны и даны определения — то на пальцах доказать различия будет нереально.

  14. Спасибо за ссылку на интересный документ — это я про СНиП, очень уже его название понравилось.
    А в посте же вроде еще вчера был «официальный» проект улицы, тот, что с кривой велодорожкой по северной стороне. Если проектировщики придерживаются этой таблицы из СНиПа, то там хоть норма в 3 метра на тротуар соблюдается? Если да, то это оставлет хоть какие-то шансы, что может получиться, как на первом фото. У нас тут ходят слухи (http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=179005&goto=17206402&rid=21096#msg_17206402), что появятся велопешеходные тротуары.
    Но вообще, конечно, очень нелепо, что в Комитете по благоустройству не видят преимуществ паралелльной парковки. Это же и для водителей лучше — проще. Неужто проектировщики рассчитывают, что на такую парковку по-прежнему придется заезжать по тротуару?

  15. Они говорят, что за правильностью парковки должно следить ГИБДД. Железный аргумент :)

    План был, но у меня не было разрешения его публиковать. Позвонили — пришлось убрать.

  16. так, СНиП 2.07.01-89 последний раз переиздавался в 1993 году (не считая СП, который не совсем действует). В нем нет понятия «парковка».
    И вообще во всем законодательстве у нас не было такого понятия до 21.04.2011, когда оно было включено в Градостроительный кодекс. Т.е. тогда место стоянки и парковка — это считалось одним и тем же.
    Поэтому в СНиП в принципе не могли распространить или не распространить эти нормы на парковки, потому что такого понятия не существовало.
    А по смыслу того понятия парковки из Градостроительного кодекса парковка — это «место …. предназначенное для организованной стоянки на платной основе или без взимания платы». Ключевые слова: «организованной» и «стоянки». По смыслу главы 6 СНиП 2.07.01-89 под «открытыми стоянками, предназначенными для
    постоянного и временного хранения
    легковых автомобилей» как раз и понимается места для организованной стоянки автомобилей (а не беспорядочной, как на крайней полосе проезжей части).
    Так что это чистое вранье, что нормы на такие парковки не распространяются. Я считаю, надо к этому прокуратуру подключать, а то они сделают покерфейс и вообще вплотную к зданию парковки запроектируют…

  17. выше написал — Градостроительный кодекс. Стоянка — это место, где не организована остановка тр.средства, парковка — организованное место стоянки. В СНиП под открытыми стоянками подразумеваются как-раз организованные места.

  18. выше написал — Градостроительный кодекс. Стоянка — это место, где не организована остановка тр.средства, парковка — организованное место стоянки. В СНиП под открытыми стоянками подразумеваются как-раз организованные места.

  19. а согласно грядущим изменениям в ПДД за парковкой будет следить собственник дороги или парковки

  20. Александр

    Хорошо. Ну а если еще в добавок забрать у тротуара 0,5 м будет уже ничего. Просто если застолбить дорожку хотя бы в минимальном виде это увеличит велосипедное движение и потом уже можно будет требовать большей ширины для велодорожки.

  21. Жду более подробного описания проекта улицы или хотяб ссылку на картину, предлагаемого комстроем, чтобы написать обращение в администрацию. На предыдущее мое письмо они ответили — увлекательное оказывается занятие)

  22. Светлана

    СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги.

    Поперечный профиль

    5.20 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблице 5.12.

    Почитайте на досуге. А лучше весь СП, там, поверьте, много интересного про нормативы написано.

  23. В данном случае речь идет об улице, а не дороге. Этот СП на улицы не распространяется.

  24. Один из последних предложенных мной вариантов: https://dl.dropbox.com/u/36385425/bolsh180213.pdf — уже убрана выступающая остановка и парковочный карман между Шейнкмана и Московской.

  25. Александр

    Светлана данный СП еще не вступил в силу.

  26. […] « Улица Большакова. Парковки против велодорожки […]

  27. […] а от велодорожки (в сочетании с описанной ранее ситуацией с парковкой) вообще отказались. Обратите внимание и на остальные […]

  28. […] улицы Большакова. Мы уже рассмотрели пример, когда несколько парковочных мест заблокировали строительст… с южной стороны улицы. Сегодня я расскажу, как желание […]

  29. А я правильно понимаю, что по этому СНиПу даже во дворовых проездах нельзя делать парковки и ставить машины ближе 10 метров к дому, даже если это глухой торец?

  30. Alexey Pankov

    Снова пытаюсь разобраться в нормативных документах. Почему ты считаешь, что СП «Автомобильные дороги» не распространяется на городские улицы?
    А ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования…»?
    И по каким стандартам тогда строятся улицы? Неужели это регулируется одним разделом в СНиП/СП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»?

  31. Не буду утверждать категорически, но по крайней мере, я никогда не видел, чтобы при проектировании улиц ссылались на СП «Автодороги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *