Если вы живете в Екатеринбурге, то наверняка что-нибудь да слышали о программе «Столица». Для жителей других городов объясняю, – это такая программа, по которой Свердловская область финансово помогает Екатеринбургу поддерживать, как следует из названия, статус столицы Урала. В программе много разделов, но преимущественно она ориентирована на дорожное строительство: развязки, расширение перекрестков и прочие меры, стимулирующие передвижение по городу на машинах. В частности, на этот год запланировано расширение почти двух десятков перекрестков в разных районах города.
Вообще, я скептически отношусь к такого рода проектам: они создают иллюзию, что расширением дорог можно что-то решить. На практике же вся дополнительная пропускная способность, создаваемая добавлением полосы на перекрестке, поглощается ростом трафика в течение года, а то и быстрее. Тем не менее, я воспользовался предложением принять участие в проектировании и согласовании. Логика простая: если что-то нельзя предотвратить, то можно попытаться минимизировать ущерб, а может быть, и попытаться внедрить в проект что-то полезное не только для автомобилистов. Я предложил предусматривать на реконструируемых перекрестках не только расширение проезжей части, но и улучшение тротуаров, велодорожки, новое озеленение и т.д. Моя задача состояла в том, чтобы сделать форэскизы, которые должны были потом лечь в основу рабочих проектов, а также в том, чтобы консультировать проектировщиков, например, по поводу велодорожек, которые у нас мало кто себе представляет.
Процесс согласования проектов в администрации города еще не завершен и подводить итоги «эксперимента» с моим участием рано, однако, есть один проект, к которому я бы хотел привлечь общественное внимание. Я исчерпал возможности влияния на него в рамках рабочего процесса и, в то же время, считаю его однозначно вредным, особенно в силу того, что он касается центра города.
В чем проблема?
Речь идет об улице Куйбышева и, более конкретно, об ее участке перед Московской. Сейчас Куйбышева на участке между Московской и Сакко и Ванцетти имеет по 2 полосы движения в каждую сторону.
Перед Московской много машин поворачивает налево, в результате чего в прямом направлении практически движется только одна полоса. Это ведет к образованию затора перед перекрестком, который в вечерний час пик растягивается и на следующие кварталы: от Шейнкмана до Сакко и Ванцетти, и далее в сторону ул. 8 Марта.
Существующий профиль ул. Куйбышева между Московской и Шейнкмана
Что хотят сделать?
Проект, уже практически одобренный комитетами по транспорту и благоустройству, предполагает расширение Куйбышева между Московской и Сакко и Ванцетти до 6 полос движения с 2-метровой разделительной полосой посередине.
Предлагаемый профиль ул. Куйбышева с 6 полосами движения
Чем это плохо?
Данное решение имеет целый ряд недостатков. А именно:
1. Избыточная с точки зрения организации движения ширина проезжей части при движении от Московской в сторону 8 Марта.
2. Избыточная ширина проезжей части по Куйбышева от Сакко и Ванцетти в сторону Шейнкмана.
3. Сужение тротуара и снос озеленения с северной стороны ул. Куйбышева и прохождение его в непосредственной близости от проезжей части.
4. Неудобная для велосипедистов схема организации велодорожек.
Далее эти пункты объяснены подробно.
Избыточная ширина проезжей части от ул. Московской в сторону ул. 8 Марта
Аргументация в пользу добавления третьей полосы движения от Московской до Сакко и Ванцетти в принципе сводится к фразе: “Чтобы водители могли объезжать пробку на Куйбышева по ул. Народной воли [на которую они попадают через ул. Сакко и Ванцетти]”
Начнем с того, что объезжая пробку на Куйбышева по Народной воли, можно приехать только в два места: через переулок Университетский обратно на Куйбышева (чтобы вклиниться в пробку?), или через него же в пробку перед 8 Марта на Декабристов.
Отстояв в этой пробке водитель может только повернуть направо на 8 Марта или, чуть дальше — на Степана Разина и приехать к перекресткам с Большакова и Фурманова. Но если это его маршрут, то почему было не проехать гораздо более быстрым путем по Московской и Фурманова?
Этот контраргумент, однако, не возымел никакого действия, столкнувшись с отпором в духе: «Да я каждый день тут поворачиваю!»
Поэтому, вооружившись видеокамерой, я заснял несколько часов наиболее интенсивного движения на этом участке улицы утром и вечером (благодарю Федора Волохина за предоставленную возможность съемки). Простейший анализ транспортных потоков, проведенный на основе видеосъемки показал, что водители действительно не пользуются таким способом “объезда пробки на Куйбышева”.
В вечерний час пик направление от Московской в сторону 8 Марта в принципе не загружено, поскольку в основном в это время все едут из центра а не наоборот:
А вот так выглядит ул. Куйбышева между Московской и Сакко и Ванцетти с 8 до 10 утра в будний день:
Подсчет машин показывает, что только около 12% поворачивают с ул. Куйбышева направо на ул. Сакко и Ванцетти. При этом не наблюдается каких-либо затруднений в движении и машины перед Сакко и Ванцетти не стоят дольше 1 светофорного цикла. Очевидно, что в третьей полосе по Куйбышева от Шейнкмана до Сакко и Ванцетти нет никакого смысла.
Более оживленное движение наблюдается перед перекрестком Шейнкмана-Куйбышева, Однако, до 10 утра ул. Шейнкмана является односторонней и правый поворот с Куйбышева на нее невозможен. Таким образом, движение по правой полосе остается свободным. В то же самое время отсечка потока, двигающегося в сторону Московской, позволяет всем желающим повернуть налево. Судя по видео, ожидание на этом участке редко превышает 2 светофорных цикла. Значит, и от Московской до Шейнкмана третья полоса в сторону ул. 8 Марта не имеет смысла.
А если не делать 3-ю полосу в сторону ул. 8 Марта, то и от 2-метровой разделительной полосы можно избавиться, и тем самым уменьшить автомобильную часть поперечного профиля на 5,5 метров.
Компактный вариант профиля с 5 рядами движения и полосой параллельной парковки
2. Избыточная ширина ул. Куйбышева от Сакко и Ванцетти до Шейнкмана
Существующий проект также предусматривает расширение ул. Куйбышева до 3 полос при движении от Сакко и Ванцетти в сторону Московской. Однако, как показывает видео вечернего пика трафика, основным сдерживающим фактором при движении в этом направлении является перекресток Куйбышева-Московская, а не Куйбышева-Шейнкмана. Расширение Куйбышева между Сакко и Ванцетти и Шейнкмана никак не скажется на пропускной способности перекрестка с Московской.
Такое расширение, безусловно, увеличит на треть емкость зоны ожидания перед ул. Шейнкмана и, может быть, на некоторое время уменьшит остроту проблемы выползания хвоста пробки на перекресток Куйбышева-Сакко и Ванцетти и образования вторичных заторов, однако, учитывая рост трафика, всегда следующий за увеличением пропускной способности, в итоге мы получим здесь ту же самую пробку в трех полосах, вместо двух.
Другая часть проблемы состоит в том, что участок ул. Куйбышева между Московской и Шейнкмана служит для пересечения Московской не только потоком транспорта, идущим по Куйбышева, но и большим количеством машин, поворачивающих с Шейнкмана.
В существующей ситуации поток, движущийся по Куйбышева, занимает все или почти все свободное пространство перед Московской, и машинам, поворачивающим с Шейнкмана, не остается места. Поэтому они накапливаются в виде затора перед Шейнкмана, а зачастую еще и блокируют движение по Куйбышева в направлении 8 Марта:
При расширении участка Куйбышева между Московской и Шейнкмана и при сохранении неизменной пропускной способности перекрестка Шейнкмана-Куйбышева, можно, увеличив зону ожидания перед Московской, значительно уменьшить вероятность формирования вторичных заторов:
Однако, если расширить участок Куйбышева между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти, увеличившаяся пропускная способность перекрестка Шейнкмана-Куйбышева фактически сведет на нет увеличение зоны ожидания перед Московской:
Что также вероятно, эта дополнительная полоса движения будет использоваться вовсе не для движения, а для стоянки машин.
Исходя из вышесказанного, полагаю, что необходимо ограничиться добавлением левоповоротной полосы на участке между Шейнкмана и Московской. Схема расположения полос при этом будет выглядеть следующим образом:
2. Сужение тротуара и снос озеленения
Существующий проект предполагает сужение тротуара и снос деревьев (в том числе, вновь посаженных при благоустройстве территории ЖК “Москва” с северной стороны ул. Куйбышева, что крайне нежелательно для тротуара в центре города.
3. Неудобная схема велодорожек
Частью проекта реконструкции улицы являются велосипедные дорожки. Это радует. Однако, избыточная ширина проезжей части диктует неудобную для велосипедистов схему их организации. Оптимальным бы вариант с односторонними велодорожками по двум сторонам улицы:
Во-первых, только в таком варианте велодорожки могут быть продолжены вдоль ул. Куйбышева на восток, по меньшей мере до улицы Хохрякова, которая в перспективе будет основным веломаршрутом “север-юг” в этой части города, а также на запад — вдоль улицы Гурзуфской.
Во-вторых, из-за существенного уклона улицы Куйбышева, велосипедисты, спускающиеся в сторону ул. 8 Марта и поднимающиеся в сторону Московской, будут иметь существенную разницу в скорости движения. Исходя из этого, разведение велосипедистов по двум односторонним велодорожкам было разумным с точки зрения безопасности движения.
И в-третьих, с учетом того, что велодорожки на данном этапе будут созданы лишь на небольшом участке улицы, велосипедисты смогли бы после проезда этого участка (и до него) двигаться по проезжей части вместе с попутным транспортом, как предписывают ПДД.
Схема велодорожек в существующем проекте выглядит следующим образом:
В соответствии с ней, двигаясь от ул. Хохрякова в сторону Московской велосипедисту придется два дополнительных раза пересечь ул. Куйбышева — сначала на Сакко и Ванцетти, а затем на Московской.
При этом велодорожка имеет ширину 2,5 метра, что с учетом разницы скоростей спускающихся и поднимающихся в гору велосипедистов, нельзя считать комфортной шириной для двустороннего движения.
К слову, если вы думаете, что 2,5 метра – это адекватная ширина, предлагаю посмотреть, какой ширины велодорожки делают в Нидерландах, где в этом кое-что понимают. Думаю, что велодорожки лучше сразу делать хорошо, тем более что это не предполагает каких-то астрономических затрат.
Вывод
Учитывая долгосрочные негативные последствия автомобилизации, по отношению к дорогам городе (и особенно в центре) должен действовать жесткий принцип: “Не расширять, кроме случаев крайней необходимости”. Под крайней необходимостью при этом не имеется в виду увеличение ширины дорог из-за пробок — рост трафика проглотит, не заметив, любую дополнительную пропускную способность, что уже не раз было доказано на практике, в том числе и в Екатеринбурге. Под крайней необходимостью имеется в виду устранение локальных нестыковок и несоответствий.
Так на улице Гурзуфской от Московской в сторону Посадской имеется две принимающих полосы. При этом с улицы Куйбышева на Гурзуфскую фактически едет только одна, в результате чего образуется затор. Это несоответствие можно устранить, добавив левоповоротную полосу по Куйбышева между Московской и Шейнкмана, гармонизировав тем самым показатели пропускной способности на пересечениях Куйбышева с другими улицами и уменьшив вероятность вторичных заторов.
Тот проект, который сейчас подготовлен, противоречит указанному выше принципу и являет собой яркий пример автомобилецентричного подхода. Он создает дополнительное пространство для автотранспорта даже там, где он в нем совсем не нуждается. Таким образом, этот проект предполагает нерациональное расходование бюджетных средств и, что не менее важно, он ухудшает положение немоторизованных участников движения и снижает качественные параметры благоустройства. В связи с этим, на мой взгляд, он должен быть отправлен на доработку.
Если вы думаете так же, – вы можете обратиться в администрацию Екатеринбурга через электронную приемную.
Посмотреть, как могла бы выглядеть улица Куйбышева, в соответствии с моими предложениями, можно по ссылке (pdf).
Добавить комментарий