На протяжении многих десятилетий Соединенные Штаты Америки являются для России, с одной стороны, «любимым врагом», а с другой стороны, своего рода ролевой моделью и мерой вещей. На уровне геополитической риторики отношение может быть сколь угодно враждебным, однако, ближе к повседневной реальности, разумность многих явлений, от массовой автомобилизации до свободного ношения оружия, обосновывается тем, что так заведено в Америке.
Одним из явлений, которое, по образу и подобию США, считается у нас разумным, а потому стремительно заимствуется – это американская градостроительная модель, сформировавшаяся после Второй мировой войны. А именно: тянущиеся на многие километры пригороды, застроенные индивидуальные домами, перемежающиеся с торговыми центрами, офисными парками и общественными зданиями. Все это связано между собой системой скоростных дорог, а автомобиль является единственным эффективным средством передвижения. Пешком никто не ходит, общественного транспорта либо нет совсем, либо им пользуются только те, кто не имеет своей машины.
Эта реальность, называемая «пригородным расползанием» (suburban sprawl) или просто субурбией (suburbia), сегодня активно импортируется в отечественную градостроительную практику. Начиная с деталей, вроде парковок, размещаемых между тротуаром и зданием (типично пригородная компоновка), и заканчивая целыми спальными поселками и районам (всех ценовых сегментов), планируемых и строящихся на дальней периферии города.
Между тем, в самой Америке эта модель уже давно не воспринимается, как положительное явление. Более того, многие эксперты считают ее одним из ключевых факторов сегодняшних экономических проблем Америки и одной из основных причин экономического кризиса последних лет. Одним из таких экспертов является Андрес Дюани (Andres Duany), архитектор и урбанист из Флориды, руководитель проектного бюро Duany Plater-Zyberk & Company и один из основателей «нового урбанизма«. Его лекцию я хочу предложить сегодня вашему вниманию.
На YouTube и Vimeo достаточно много его лекций разных периодов времени, записанных в разных аудиториях, и касающихся разных вопросов (хотя общий смысл презентации остается неизменным). Я выбрал для перевода достаточно давнюю запись, прежде всего потому, что в ней приводится описание ряда технических приемов, позволяющих создать комфортную городскую среду на микроуровне. Приемов, которые, на мой взгляд, забыты современными российскими архитекторами, в результате чего, новые здания так часто не способны создать привлекательную среду вокруг себя.
Комментарии после просмотра лекции приветствуются!
Добавить комментарий