Сегодня можно смело утверждать: нас заметили. И губернатор, и глава администрации города видели наш проект. Прежде всего хочу поблагодарить всех, кто сделал это возможным – тех, кто подписал письмо; тех, кто помогал распространять информацию; тех журналистов, которые осветили наше предложение. Без вас ничего бы не получилось!
Как вводится, первая защитная реакция – это отрицание. Но отрицание, к счастью, аргументированное, что дает возможность поработать с возражениями. Приводится несколько доводов против нашего проекта:
- Не обеспечивается непрерывное движение по Московской;
- Перед перекрестком Московской со съездами с Объездной будут пробки;
- Велосипедные и пешеходные дорожки никуда не ведут;
- Альтернативный проект дороже.
Я собираюсь в нескольких постах нейтрализовать все эти доводы.
Главный аргумент против, который был озвучен, – в том, что наш проект не предусматривает непрерывного движения по улице Московской, которое, по словам губернатора Куйвашева, является приоритетом данного проекта.
Вопрос: а нужно ли вообще непрерывное движение по Московской?
Идея «бессветофорной Московской», то затухая, то возникая вновь, живет в стенах нашей мэрии еще со времен руководства Аркадия Чернецкого. В рамках этой идеи уже построена эстакада над улицами Большакова и Фурманова. Сооружение это стоило около миллиарда рублей, никаких важных транспортных проблем не решило, но зато позволяет погонять со скоростью 100 км/ч на уровне окон 3 этажа, к немалому неудовольствию жителей стоящих рядом домов. Планируется, что следом должны быть построена развязка на Московской-Щорса и, рассматриваемая нами, на Московской-Объездной. Все это под видом некоего абстрактного прогресса: мол, непрерывное движение – это хорошо, это решение транспортных проблем и т.д.
Между тем, непрерывность – это вовсе не какой-то идеал, к которому нужно стремиться всеми доступными способами, а всего лишь один из инструментов организации движения. В каких-то случаях он необходим, в каких-то – бесполезен, а в каких-то просто вреден.
Для чего нужно непрерывное движение? Не для того, чтобы гонять по городу без светофоров с большой скоростью. Оно нужно для того, чтобы перемещать большие объемы трафика. Но перемещать между чем и чем? В случае Екатеринбурга непрерывное движение является насущной необходимостью для связи между собой внешних направлений – федеральных трасс. Эту задачу у нас решает Объездная дорога: по ней идет и внешний, и внутригородской транзит. Транспортные потоки при этом движутся из одной зоны разреженного трафика в другую: это можно сравнить с равномерным течением большой реки.
Рассмотрим теперь, уместно ли непрерывное движение по улице Московской. Во-первых, эта улица не связывает внешние транспортные направления. Она соединяет периферию и центр города. Поэтому устройство по ней непрерывного движения будет стимулировать дополнительный приток автотранспорта в центр города. При этом, естественно, что все эти машины не останутся на Московской, а будут распределяться по центральным улицам, которые и без того перегружены.
Во-вторых, улица Московская и продолжающие ее улицы – Челюскинцев и Новосибирская 2-я – являются улицами регулируемого движения с большим количеством перекрестков. Чтобы ввести на них непрерывное движение, придется построить множество сложных развязок в очень стесненных условиях, что практически нереально, учитывая финансовые возможности города и области. Также это крайне нежелательно, учитывая разрушительное воздействие, которое оказывают эстакады, тоннели и съезды с них на качество городской среды.
Даже если каким-то образом довести непрерывное движение по Московской-Челюскинцев до проспекта Космонавтов, там оно все равно втыкается в регулируемую уличную сеть.
Точечное же строительство развязок в отдельных узлах можно считать напрасной тратой времени и средств, которые можно было более эффективно использовать в других проектах, так как такой подход будет лишь отодвигать места образования заторов на соседние перекрестки, что и произошло в случае с эстакадой над Большакова и Фурманова.
В-третьих, попытки внедрить бессветофорное движение малыми средствами – через уменьшение числа регулируемых перекрестков, где можно Московскую пересечь – лишь ухудшит транспортную ситуацию, так как усилит роль этой улицы, как барьера, нарушающего связность уличной сети.
Советские градостроители в свое время ликвидировали ряд перекрестков Московской с перпендикулярными улицами. Например, на участке между улицами Фурманова и Щорса Тогда это казалось разумным, однако, в сегодняшних реалиях это сильно увеличивает нагрузку на сохранившиеся перекрестки.
Регулируемая уличная сеть, подобно системе шлюзов, распределяет и пропускает транспорт. Чем выше связность сети, тем равномернее движение. Если где-то сеть разрывается, значит где-то появляется проблемный узел.
Организация непрерывного движения по ул. Московской:
1. Бессмысленна с транспортной точки зрения – это будет классический случай «шоссе в никуда», которое, не решив никаких существующих проблем, создаст массу новых;
2. Крайне нежелательна с точки зрения качества городской среды – эстакады и съезды с них не украшают центр города;
3. Невозможна с точки зрения реально располагаемого финансирования;
Улица может быть реконструирована, но должна при этом остаться регулируемой. Исходя из этого, упор на организацию полностью нерегулируемой клеверной развязки на пересечении ул. Московской и Объездной дороги не имеет под собой оснований.
Транзитный коридор «север-юг»
Что меня поражает на фоне разговоров о «бессветофорной Московской» – это почти полное игнорирование гораздо более удачного коридора для организации непрерывного движения – по улицам Бебеля, Халтурина, Токарей и Серафимы Дерябиной, который связал бы южный обход города (Объездную дорогу) с Серовским трактом.
Чем интересен этот коридор? Во-первых, многие развязки на нем уже построены и есть мост через реку. Во-вторых, недостающие развязки можно спроектировать таким образом, чтобы связать друг с другом районы, которые эта большая дорога сейчас разъединяет (примечание: узел Токарей-Репина-Гурзуфская являет собой пример того, как делать не надо). И в-третьих, этот коридор мог бы послужить разгрузке от транзитного транспорта центра города, и в том числе улицы Московской, которая также ориентирована с севера на юг.
Добавить комментарий