Страсти по кольцу

На минувшей неделе появилась новость о том, что мэрия Екатеринбурга намерена решить проблему кольца у гостиницы «Исеть» уже в июле. Сделано это будет посредством пробивания проезжей части улицы Луначарского напрямую через внутреннее пространство кольца и установки светофоров. Трамвайное же кольцо сохранится в нынешнем виде. Стоит отметить, что по новой схеме при движении по Ленина нельзя будет на Луначарского повернуть налево. Выглядеть это будет, как показано на картинке слева.

Данная схема была утверждена в феврале 2010 года тогда еще мэром Аркадием Чернецким. Решение принималось на основании выбора из нескольких компьютерных моделей, подготовленных муниципальным учреждением «Центр организации движения». Тогда представители мэрии утверждали, что реализация проекта обойдется в 15 млн. рублей, а от варианта ценой 20 млн. (с прокладкой трамвайных путей через центр кольца по оси ул. Луначарского) было решено отказаться. Между тем, на этой неделе на сайте госзакупок были размещены данные по аукциону, и цена того же самого проекта составила уже почти 41 млн. рублей. Таким образом, за год аппетиты выросли в 2,7 раза, что само по себе интересно.

Однако, более серьезные претензии можно предъявить к сути предлагаемого решения…

Сама по себе идея превращения проблемного кольцевого перекрестка в обычный не лишена логики и здравого смысла. Проспект Ленина пересекает множество улиц, и эти пересечения не создают особых проблем в движении транспорта. Однако есть обстоятельство, существенно отличающее перекресток Ленина-Луначарского от остальных. Здесь находится крупнейший узел трамвайной сети в центре города. Через этот узел проходит 18 трамвайных маршрутов.

Автор схемы: Татьяна Черкиз

Из всех видов наземного общественного транспорта трамвай является наиболее перспективным. На периферии он уже сейчас во многом не зависит от остального автомобильного потока, двигаясь по изолированным путям, а в центре его гораздо легче обособить, чем например, полосы для автобусов и троллейбусов. Кроме того, трамвай вмещает больше пассажиров, чем автобус, а также может двигаться в сплотке, что еще больше повышает его провозную способность.

Насколько можно судить, в мэрии есть стратегическое понимание, что устойчивое развитие города возможно только с опорой на общественный транспорт как основной способ передвижения горожан. Следовало бы ожидать, что в решении о реконструкции транспортного узла, являющегося ключевым для движения трамваев в центре города, мэрия будет отталкиваться от этого стратегического понимания. Посмотрим, однако, как дело обстоит в реальности:

Как видно из схемы, при движении по ул. Луначарского трамваю придется пересечь поток автотранспорта один раз при повороте направо, два раза — при движении прямо, и три раза — при повороте налево. Конечно, по правилам дорожного движения, трамвай имеет приоритет на дороге, однако, каждый день мы имеем возможность наблюдать, насколько автомобилисты его «уважают». Таким образом, утвержденное мэрией решение никак не выделяет приоритет общественного транспорта, но, напротив, подрывает его работу, одновременно облегчая условия движения для личного автотранспорта.

Такой подход ведет город к замкнутому циклу деградации транспортной системы, при котором ухудшение работы общественного транспорта ведет к пересаживанию людей в личные автомобили, что еще больше подрывает работу общественного транспорта и ухудшает транспортную ситуацию в целом. В свою очередь любое улучшение условий для движения личного автотранспорта ведет к повышению привлекательности автомобильных поездок и, соответственно, к росту трафика. Поэтому любая транспортная модель, призванная облегчить жизнь автомобилистов в городе, устаревает в самый момент ее рождения, так как изменяются исходные условия, положенные в ее основу. Сторонники расширения дорог и строительства развязок в городе, по сути, производят самосбывающиеся пророчества. Когда новая дорога или развязка заполняется машинами, они говорят: «Вот, видите! А что было бы, если бы мы ее не построили?!», — не понимая, что произошедшее улучшение условий движения, по сути, и стало причиной появления всех новых машин и поездок на них.

Исходя из всего вышесказанного, разумная транспортная политика должна быть направлена не только на развитие общественного транспорта, но и на постепенное ухудшение условий для поездок на личных автомобилях. Или, по крайней мере, поддержание этих условий на одном уровне. Личный автотранспорт своим количеством накладывает ограничения сам на себя: на двухполосную проезжую часть поместится только 2 полосы пробки, не больше. Поэтому в какой-то момент рост автомобильного трафика стабилизируется просто за счет конечности пространства для этого роста. Этот процесс мы уже наблюдаем.

Альтернативный вариант

Возвращаясь к кольцу у «Исети», задумаемся, а можно ли реконструировать этот узел таким образом, чтобы улучшить условия движения общественного транспорта (в частности, трамваев) и стабилизировать ситуацию с пробками? Предложу свой вариант такого решения, который, к слову, будучи доведенным до сведения администрации города, так и не был должным образом рассмотрен.

Для начала проанализируем, почему и как образуются пробки на кольце.

Как видно из схемы, машины, пересекающие аллею, пропускают поток, идущий по Ленина. Когда машин в очереди становится слишком много, они полностью блокируют движение на кольце. Такая пробка рассасывается либо усилиями ГИБДД, либо когда одному или нескольким желающим проехать через аллею надоедает ждать и они уезжают по Ленина в сторону Бажова или Мамина-Сибиряка.

Каким образом разрешить эту ситуацию? Приходят в голову три меры. Во-первых, нужно увеличить пространство для очереди желающих пересечь центральную аллею по оси ул. Луначарского, причем сделать это так, чтобы очередь не блокировала движение остального транспорта, в частности трамваев. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы эта очередь имела упорядоченный характер движения, то есть регулировалась светофором. И, в-третьих, нужно по возможности уменьшить само количество желающих пересечь проспект Ленина по Луначарского.

Как это сделать? Во-первых, оптимизируем схему движения транспорта в этой части города, развернув одностороннее движение по улицам Бажова и Мамина-Сибиряка.

Мамина-Сибиряка, таким образом, становится однонаправленной улицей на всем своем протяжении, а Бажова выводит поток транспорта на Восточную в районе моста на Шевченко.

Во-вторых, закрываем для автотранспорта сквозной проезд по кольцу и устанавливаем светофоры для регулирования двух получившихся Y-образных перекрестков и выделяем отдельные полосы и фазы светофоров для поворота налево на перекрестках Ленина-Мамина-Сибиряка и Ленина-Бажова:

Кольцо, таким образом, как бы растягивается на три квартала от Мамина-Сибиряка до Бажова.

Реализовав приведенные выше меры, мы решаем все поставленные задачи. Во-первых, очередь на сквозной проезд через аллею теперь стоит в отдельных рядах и не мешает движению по проспекту Ленина. При этом движение трамваев на кольце минимально пересекается с потоками автотранспорта и только в рамках регулируемого движения. Во-вторых, так как эти ряды имеют отдельные фазы на светофорах, движение по ним носит прогнозируемый и управляемый характер (можно регулировать длину фаз, например). И в-третьих, так как снижается привлекательность улицы Луначарского для сквозного движения, можно ожидать уменьшения количества транспорта на ней. Это в свою очередь дополнительно улучшит условия для движения трамваев.

Стоит отметить, что предлагаемая схема обойдется существенно дешевле, чем официально утвержденный вариант, так как все, что нужно для ее реализации, — это несколько светофоров, дорожных знаков, бетонных блоков для перекрытия движения машин по кольцу и перенос платформы трамвайной остановки на Ленина-Бажова за перекресток. Первоначально эту схему можно внедрить как пилотный проект, на несколько месяцев, после чего оценить полученные изменения и решить, закрепить ли ее как постоянную или изменять.

Мне часто приходится сталкиваться с мнением, что «когда решение принято и проект согласован изменить уже ничего нельзя». Однако в городах по всему миру на пыльных полках архивов лежат тысячи согласованных, но нереализованных проектов, которые были отменены до того, как строительная техника начала работу. Поэтому я не вижу причин, почему нельзя остановить выбрасывание 40 млн рублей на ветер, чтобы еще раз подумать и принять сбалансированное стратегически правильное решение.

Еще раз кратко


Существующая схема движения


Официально утвержденная схема движения


Альтернативная схема движения


Опубликовано

в

от

Комментарии

23 комментария на ««Страсти по кольцу»»

  1. Схема с машинками жесть! Поддерживаю, подписываюсь! Очень круто, впервые я с тобой 100% согласен!

  2. Гость_1

    А разворот двух улиц повлияет на движение в других местах? Это как то продумывалось?

  3. Общая схема как раз это показывает. Сложно сказать, какие будут эффекты второго и третьего порядка. Скорее всего, это можно проверить лишь опытным путем.

  4. Гость_1

    Кстати, а что мешает осуществить эту схему не разворачивая улиц, свободное место там есть для ещё одной полосы в обратном направлении. Можно даже отделить их чем нибудь, например бордюром.

  5. А что означает светофор и белая рамка на схемах? Пересечения обведенные рамкой регулируются в одном цикле?

  6. Не очень понял. Поясните?

  7. Это я попытался организацию светофорного регулирования так показать :) То, что в рамке — регулируемый светофором перекресток. Соответственно, в альтернативном варианте кольцо превращается в 2 независимых регулируемых Т-образных перекрестка.

  8. Гость

    А вот те машины, которые повернут по Бажова в сторону вокзала, не создадут ли пробку в районе моста на Шевченко-Восточная?

  9. Jango Urals

    Для организации поворота налево с Ленина на Бажова
    необходимо выделить отдельную полосу движения,
    а для этого перенести существующую трамвайную остановку.
    Из-за неё сейчас там только две полосы.

  10. Возможно потребуется светофор на Бажова-Шевченко и перенастройка светофора на Шевченко-Восточной.

  11. Ps_loginov

    кстати на ура.ру у тебя понятнее получилось )
    там все просто разжевано

  12. Согласен.

  13. Так вроде текст один и тот же :) Схемы только добавил.

  14. Kirill-rylov

    Весьма размный низкобюждетный вариант решения данной проблемы. да и вообще проблемы потоков север-юг на левом берегу Исети.

  15. Кстати, сейчас Бажова двухсторонняя между Шарташской и Шевченко. Вы предлагаете этот участок тоже сделать односторонним?

  16. Непонятно как в утвержденной схеме запретят поворачивать с Ленина налево на Луначарского.

  17. Ps_loginov

    ну вот как раз схемы-то легкоплавкому мозгу моему и нужны )
    про Шевченко думаю — потоки сами перераспределятся и люди будут на мост заезжать с карла Либкнехта аж…а с Бажова на Луначарского народ ломанется по Шарташской…?? или чте? в любом случае можно сказать эвристический метод решения — «растянуть кольцо» лишь вызывает уважение и действительно становится «очень мною желанным»

  18. Гость_1

    Ну я имел ввиду, развороты по Ленина не включать в перекрёстки, а сделать их непосредственно перед перекрёстками. Тогда можно не разворачивать улицы. 

  19. Gt66

    Дерьмо ты какое то придумал архитектор. То есть лучше не будет стоять кольцо, но будет торчать вся ленина от сибиряка до бажова. А если учесть что пробка будет начинаться от восточной то стоять наглухо будет до либкнехта! И твои трамваи так же будут стоять вместе с мшинами.

  20. VansTour

    У обоих вариантов есть один супер недостаток — невозможность повернуть налево с Ленина на Луначарского. Бажова ни при каком раскладе не обеспечит пропускную способность ни в одном направлении, особенно, если рассматривать вариант автора — на Бажова с Ленина придется уходить по доп. секции, а у нас, как известно на таких светофорах больше 15 машин не проезжает, а учитывая вежливость на дорогах — то и подавно за один цикл будет уходить 3-5 машин.
    С М.-С. та же котовасия. Причем два ряда по Ленина в сторону Либкнехта не хватит, что б пропустить весь поток, учитывая что там движется общественный транспорт (и вообще под него бы отдельную полосу выделить), и то что справа целый ряд занимает парковка (ни одним знаком с ней не справятся, это четко видно по улице Малышева, где все плевали на знак запрещения парковки).
    В версии автора смущает тот вариант, что трамваям придется через пешеходную площадь ездить, как-то это не безопасно, что ли?
    На мой взгляд, эффективнее убрать кольцо вообще, и сделать перекресток с грамотным светофорным регулированием, системой видео наблюдения и автоматической регулировкой пропускной способности. (в 40 лямов то можно уложиться)
    Удивительно, что на утвержденном городом плане забыли внутри пешеходной аллеи полосу для чинарей выделить :)))

  21. Alexbrain

    Утвержденная схема плоха тем что желающие повернуть налево на кольце смогут это сделать повернув направо и развернувшись на трамвайных путях.
    Новая схема разгрузит свердлова и восточную (отделятся потоки легковых машин и общественный транспорт( и грузовики на восточной )) в сторону ленина и забъется в обратном направлении (загрузка центра города будет происходить быстрее чем возможность из центра выехать)

  22. Dima

    напишите на http://rospil.info может, ещё не поздно. Сам-то я не знаю всех тонкостей, которые там нужно указать при оформлении кляузы

  23. […] члена (совсем в первый раз я там был, когда представлял альтернативный проект по кольцу у «Исети» прошлым летом). Я был включен в этот совет на правах […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *