В последние дни, участвуя в обсуждениях проекта реконструкции кольца у «Исети» с разными людьми, я в очередной раз отметил, насколько гипертрофированное значение в нашем обществе придается автомобилям. Стоит отметить, что растет число людей, считающих, что отправной точкой в градостроительной политике должен быть человек и его интересы. Однако, по-прежнему очень многие воспринимают автомобили, как важнейший элемент городского пейзажа, а любые попытки ограничить личный автотранспорт, будь то в пользу пешеходов или общественного транспорта, воспринимают как опасную ересь и покушение на права человека.
Не отстают от обычных людей и чиновники. Не отягощенные широкими познаниями в области транспорта и современного градопланирования, они, на мой взгляд, склонны расставлять приоритеты исходя из собственного практического опыта. А опыт этот, насколько можно судить, не включает других вариантов перемещения по городу, кроме как на машине. Таким образом, чиновники, а вместе с ними и многие другие влиятельные горожане (как-то бизнесмены, журналисты и т.д.) в основном смотрят на город через лобовые стекла своих автомобилей, что неизбежно искажает их понимание городских проблем и путей их решения.
За подтверждением далеко ходить не надо. Мы постоянно слышим о планировании тех или иных новых дорог, о капитальном ремонте улиц (который сводится к ремонту проезжей части), об озабоченности проблемой парковок. И хоть бы раз я услышал, что городские чиновники проинспектировали качество тротуаров или удобство подходов к городским паркам. Хоть бы раз кто-то из них озаботился не проблемой парковок, а проблемой парковки машин на тротуарах, подрывающей качество городской среды. Пешеходами интересуются, только когда представляется возможность надежно изолировать под землей, чтобы они не мешались под колесами автотранспорта.
Наш транспортный совет вполне можно переименовать в «совет по автомобильным делам», чтобы название в полной мере отражало его суть. А градостроительный совет скорее стоит называть советом архитектурным, поскольку там обсуждается (судя по публикуемым протоколам) все что угодно, только не градостроительные вопросы – не то, чем то или иное новое здание обогатит город, помимо собственно жилых или коммерческих квадратных метров.
В контексте всех этих мыслей я хочу привести цитату из книги Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов«:
Как злодеев, ответственных за беды наших больших городов и за всю тщету и неудачи градостроительства, очень удобно было заклеймить автомобили. Но их разрушительное воздействие – не столько причина, сколько следствие нашей градостроительной несостоятельности. Трудно удивляться тому, что проектировщики, в том числе строители автомагистралей, располагающие баснословными деньгами и колоссальными возможностями, не могут понять, как сделать автомобили и большие города совместимыми друг с другом. Они потому не знают, что делать с автомобилями в больших городах, что не умеют проектировать жизнеспособные и работоспособные большие города вообще – с автомобилями или без них.
Простые нужды автомобилей легче понять и удовлетворить, чем сложные нужды крупных городов, и все большему числу градостроителей начинает казаться, что, решив транспортную проблему, они тем самым решат главную проблему крупного города. Однако, автомобильный транспорт – лишь небольшая часть многосложной совокупности городских дел и забот. Откуда вы можете знать, как быть с транспортом, если вы не понимаете, как функционирует большой город и в чем вообще нуждаются его улицы? Ниоткуда не можете.
Эти слова написаны в 1961 году, но по-моему, как никогда, актуальны и сегодня.
P.S. К слову, у меня есть 1 экземпляр этой книги на русском языке, который я могу одолжить кому-нибудь из читателей в Екатеринбурге.
Добавить комментарий