Похоже, что девелоперы начинают выходить из посткризисного анабиоза и строить новые торговые объекты. Так, последние недели ознаменовались началом строительства «сельскохозяйственного рынка» на перекрестке Амундсена и Денисова-Уральского, а также вырубкой леса на улице Репина под строительство так называемого «ритейл-парка». Поскольку ни девелоперы, ни администрация города не считают необходимым согласовывать свои планы с жителями города, оба проекта уже стали предметами скандалов. Остановлюсь более подробно на «ритейл-парке», однако, попробую подойти к вопросу не с позиции «строить-не строить», а с позиции «как строить». До тех пор, пока город является инвестиционно-привлекательным, в нем будут строиться новые здания. И, если речь не будет идти об особо ценных территориях, которые действительно нужно предохранить от застройки, нам придется смириться с тем, что иногда новые здания будут появляться и на месте зеленых насаждений, лесов, полей и т.д. В этой ситуации гораздо важнее добиваться того, чтобы строящиеся объекты были качественными, сохраняли и развивали потенциал территорий и в полной мере работали на благо районов, где они расположены.
Посмотрим для начала, что представляет собой «ритейл-парк»:
Как можно видеть, будущий торговый комплекс представляет собой набор однообразных коробок, достаточно бессистемно расставленных по участку и окруженных обширными асфальтовыми полями парковок. Между корпусами посреди участка притаилась фишка проекта – облагороженный затопленный карьер с некоторой зеленой зоной вокруг.
Многие отмечают, что довольно странно строить еще один большой торговый центр в этой части города. Проект специфически заточен под покупателей на машинах, однако, у находящейся в 2 км к западу «Меги» автомобильная доступность (для жителей области) гораздо лучше. В то же время трудно предположить, что люди из других районов поедут в торговый центр, где почти наверняка не будут представлены какие-то уникальные для города бренды. Прошли уже те времена, когда мы массово ездили в «Кировский» на ЖБИ или в «Дирижабль», и даже в ту же «Мегу», когда она только открылась. Торговых центров стало много и купить все необходимые товары практически во всех районах можно в шаговой или ближайшей транспортной доступности.
Единственная гарантированная аудитория, на которую всерьез может рассчитывать «ритейл-парк» – это жители близлежащих районов, ВИЗа и Юго-Западного, однако, как раз на них инвесторы, судя по проекту, рассчитывают меньше всего. На рендарах видно, что здания торгового центра отделены от ближайших улиц и остановок общественного транспорта полями парковок. Это – ставший уже традиционным прием использования территорий общего пользования под утилитарную функцию хранения автомобилей. Застройщики могут считать, что таким образом они экономят на сооружении подземных или многоярусных паркингов, но проблема в том, что такое решение создает крайне непривлекательную среду для пешеходов. Получается, что и сам торговый центр, и уж тем более «жемчужина» проекта – парк с водоемом – являются труднодоступными для жителей окрестных домов и тех, кто приезжает на общественном транспорте. Попробуйте представить себя на месте среднестатистической мамы, живущей, например, на улице Репина. Дойдете вы до парка со своим ребенком?
В то же время, огромная бесплатная парковка провоцирует жителей тех же ближайших районов приезжать на шоппинг на машинах – потолкаться за места перед входом. Чтобы увидеть, как это выглядит, посмотрите вечерком на парковку какого-нибудь «Фан-фана» или «Кита» – люди ведь не через пол-города в эти районные торговые центры приезжают. В этой ситуации мне непонятна позиция администрации города, которая, с одной стороны, тратит миллиарды рублей на строительство новых дорог и развязок, а с другой стороны, согласовывает проекты, поощряющие большое количество микропоездок на личном автотранспорте, способных быстро сожрать любую дополнительную пропускную способность.
Предложу несколько мер, которые, на мой взгляд, улучшили бы проект:
- Перегруппировать здания торгового центра таким образом, чтобы они выходили фасадами непосредственно на тротуары прилегающих улиц (Репина, Тульский переулок и Зоологическую) и не отделялись от них парковками. Постараться создать качественное благоустройство и озеленение вдоль фасадов. Сделать разбивку площадей на первых этажах таким образом, чтобы большое число магазинов имело выходы на улицу.
- Отказаться от поверхностных парковок и парковок под зданиями, заменив их на отдельно стоящий многоуровневый паркинг. При этом сократить количество парковочных мест в два раза.
- По возможности заменить одноэтажные здания на многоэтажные, чтобы сохранить большую часть участка под парк. Постараться сохранить наиболее интересные части участка незастроенными.
- Изменить архитектурный стиль зданий со складского на что-то более цивилизованно-городское. Избавиться от гипертрофированных вывесок, рассчитанных на восприятие с 500 метров на скорости 100 км/ч. Вместо них постараться добиться интересной детализации вывесок в «пешеходном масштабе».
- Реконструировать все близлежащие остановки общественного транспорта (особенно трамвайные). Сделать их удобными для пассажиров и создать от них удобные подходы к торговому центру и к парку.
- Реконструировать (совместно с городом) пешеходные пути на близлежащих улицах, для облегчения пешеходного доступа к торговому центру и парку.
- Проложить (совместно с городом) удобные и безопасные велосипедные пути по улицам Репина, Зоологической-Бардина и Тульскому-Волгоградской. Обеспечить удобные пути передвижения на велосипедах непосредственно по территории «ритейл-парка». Выделить площади под охраняемые велосипедные парковки. Возможно, затариваться продуктами на неделю люди на велосипедах не поедут, но за менее крупными покупками и тем более в парк – вполне!
Добавить комментарий