Маргинализация пешеходной среды

Классический тротуарВ Екатеринбурге сложилась довольно неприятная практика использования прилегающей территории при строительстве новых зданий. Не то чтобы этого не было раньше, но в последние годы, когда было завершено много новостроек, эта практика вызрела и оформилась в самостоятельное явление. В чем собственно дело? На фото слева вы видите классический тротуар. Если быть точным, тротуар вдоль комплекса «городок чекистов» на ул. Луначарского в Екатеринбурге. Буфер озеленения отделяет от него здание, а сам тротуар отделен от проезжей части рядом деревьев. Далее идет обочина, где стоят машины и проезжая часть. Эта классическая схема может варьироваться в зависимости от ширины улицы: например, зеленого буфера между тротуаром и зданием может и не быть. Так проектировали и строили пешеходную инфраструктуру до недавнего времени. Но что же случилось?

А случился автомобиль. А вместе с автомобилями пришла необходимость предусматривать места для их хранения во всякой возможной точке назначения. Крайних рядов для парковки стало остро не хватать и, в отсутствие регулирования спроса (введения платы за парковку), стали предприниматься попытки увеличить предложение. Сложившиеся улицы начали постепенно деградировать: появились многочисленные вырезки парковочных карманов, парковки между деревьями и узаконенные парковки на тротуарах. Но при строительстве новых объектов архитекторы пошли еще дальше. Если позволяла ширина улицы, они стали делать и парковочный карман со стороны проезжей части, и дополнительно – парковку между тротуаром и зданием. Тут опять же возможны варианты: со стороны проезжей части кармана может и не быть, и тогда тротуар проходит в непосредственной близости от движущегося трафика. При этом, разумеется, такие элементы городского дизайна, как уличные деревья, скамейки, урны и т.п. были благополучно забыты.

Линия

Пример тротуара меж двух парковок у нового корпуса ТЦ «Кит» на ул. Амундсена. Из разных вариантов этот, пожалуй, не самый плохой, так как в данном случае пешеходы хотя бы находятся в окружении неподвижных машин. Отмечаем чудом уцелевший тополь.

Тротуар между парковками

Аналогичный пример с улицы Сакко и Ванцетти около ЖК «Тихвин». Все выполнено на высоком качественном уровне, но по сути мы имеем дело с той же автомобилецентричной схемой.

Тротуар между парковок у ЖК "Тихвин"

Переходим к следующему примеру и тут ситуация гораздо хуже. На фото ниже вы видите то, что осталось от тротуара и озеленения вдоль ул. Посадской у ТЦ «Фан-фан». В данном случае тротуар был смещен вплотную к проезжей части, а все пространство между ним и зданием занимает проезд и парковка. На заднем плане просматриваются грузовички – там устроена разгрузочная площадка гипермаркета.

Остатки тротуара у ТЦ "Фан-фан"

Людям трудно объяснить, почему они не могут ходить там, где им привычно, и почему они должны ходить вблизи движущегося транспорта, поэтому большинство идет прямо по парковке. На переднем плане виден тротуар в той конфигурации, какой он был до строительства торгового центра.

Старый и новый тротуары у ТЦ "Фан-фан"

Возможно летом все это не выглядит так уж трагично, однако, все меняется с приходом «грязного» сезона.

Следующий пример – это парковка у ТЦ «Пароход». Это как раз через дорогу от уже рассмотренного ТЦ «Кит». Тротуар опять же смещен вплотную к проезжей части, правда со стороны здания оставлен небольшой проход.

Парковка у ТЦ "Пароход"

Совсем свежий пример от комплекса резиденции полпреда президента в УрФО.

Проезд и парковка у комплекса полпредства

И, наконец, шедевр, без которого этот небольшой обзор был бы неполным, – парковка-тротуар у ТЦ «Алатырь». В данном случае тротуар никуда не смещали – его просто «забыли» сделать.

Тротуар-парковка у ТЦ "Алатырь"

Тот, кто дочитал до этого места, наверняка уже успел предположить, что сейчас я начну катить бочку на архитекторов. Но я от этого воздержусь. Архитекторы – люди более чем подневольные и проектируют ровно то, что им заказывают застройщики. Хотя, конечно, значительная доля раздолбайства и наплевательского отношения к людям со стороны архитекторов есть во всех приведенных выше примерах.

Я не собираюсь также ругать и застройщиков. Они делают ровно то, что им дозволено делать в реализации своих интересов. Есть спрос на парковки – будут делать парковки везде, где только можно.

К кому у меня действительно есть претензии, так это к городским чиновникам, через которых так или иначе прошли все упомянутые проекты. Если вы ищете пути решения транспортных проблем, то зачем низводите пешеходов до статуса горожан второго сорта, пропуская проекты, маргинализирующие пешеходную среду? Люди – не дураки и они четко улавливают посыл таких изменений. Быть человеком значит – сидеть за рулем. Если в городе невозможно будет нормально существовать вне салона автомобиля, результатом будет еще большее число машин на дорогах. Можно ненавидеть пешеходов и людей в целом, плевать на то, в каких условиях они живут, но хотя бы из прагматических соображений имеет смысл не принимать решений, которые плодят машины и, соответственно, пробки.

Линия


Опубликовано

в

от

Комментарии

16 комментариев на ««Маргинализация пешеходной среды»»

  1. Bopp06

    Да, что-то в этом есть. Российская автомобилизация идет по самому дикому варианту — раз сел в автомобиль, то непременно нужно на нем въехать в свой офис.

  2. Alex Kofman

    Написал свои мысли по поводу проблемы: http://alex-kofman.livejournal.com/3993.html

  3. Геометрия проезжих частей прописана в нормативных документах, существуют п.д.д. нормы автомобилизации и пр. Всё подсчитали и узаконили. Пешеходные пути должны быть неотъемлемой частью этой нормативной базы. Это раз.
    Два — как учат архитекторов рисовать генплан к зданию? А учат так, что про тротуары студенты порой просто забывают. И потом, на реальной работе, тротуары так же рисуются в последнюю очередь, когда уже решена транспортная составляющая и посажено здание. И если на генплане решена парковка, то необходимость провести тротуар уже ни как на неё не повлияет. И он если и получается, то узкий и кривой.

    Ещё существует такой момент, что при проектировании можно согласовать одно, получить разрешение, а потом строить другое. Для согласования в СЭС, ГИБДД, УБГ и госэкспертизе, рисуются разные генпланы одного и того же объекта.

  4. […] с парковки которого выезжал грузовик, мы имеем типичный для последних лет пример проектирования, когда здание […]

  5. как вам такие новости на эту тему, Владимир?
    http://www.66.ru/news/incident/105737/

    Узаконенная парковка на тротуаре, дама решила заехать на бордюр  и случайно перепутала педали — четверо пострадавших.

  6. гость

    А как быть если расстояние от дороги до зданий большое, типа как на последних двух фотках, только еще больше? Строить два тротуара, один у знаний, другой у дороги? или один большой тротуар у зданий, а у дороги зелень например? Как предлагает автор?

  7. гость

    Вот например в Красноярске http://maps.yandex.ru/-/CBg1rInZ

  8. Vassyaa

    А как по вашему нужно стоить парковки и тротуары в таких ситуациях?

  9. В идеале лучше не строить таких широких улиц.

    Если же такая улица уже есть, то необходимо основное внимание уделить тротуару, проходящему в непосредственной близости от зданий: он должен быть шире, вдоль него должны расти деревья, — в общем, нужно постараться приблизить это пространство к человеческому масштабу. При этом особое внимание нужно уделить тому, как люди попадают на этот тротуар, после того как они перешли дорогу на перекрестке. Вот такие схемы http://maps.yandex.ru/-/CFwdbU0z на мой взгляд совершенно недопустимы.

    Если пойти еще дальше, можно постараться придать такой улице вид бульвара: http://g.co/maps/7mbuu

  10. ответил ниже

  11. totktotam

    Я тоже согласен что тротуар должен быть ближе к зданиям. Но когда улица широкая появляются проблемы.
    Например, как такой тротуар подвести к перекрестку, нужно загибать его тащить к переходу или делать переход в дали от перекрестка по прямой линии тротуара?
    Если сделать полосу для парковки вдоль дороги, то нужно как то водителям добираться через газон к тротуару, в магазин или еще куда. Придется делать кучу дорожек от каждого парковочного места, что некрасиво и накладно. Если не делать то протопчат тропы, что опять не красиво, да и по грязи ходить как то не очень.. Как быть?

  12. На самом деле сложно вывести какую-то универсальную формулу. Каждый раз нужно исходить из конкретной ситуации, опираясь на некоторые общие принципы.

  13. MrClon

    Можно отказаться от газона, реализовав зелёную полосу деревьями.
    То есть конфигурация такая: дорога, парковочная полоса, деревья, тротуар (или велодорожка, а потом тротуар).
    Ещё можно использовать «парковочный» (http://pics.livejournal.com/ottenki_serogo/pic/000x2d8x) газон вместо обычного, можно комбинировать его с деревьями.

    Полагаю что широкий тротуар, при правильном подходе, может оказаться очень приятным местом. Понаставить лавочек, намекнуть кафешкам что можно ставить столики на улице и так далее. Может получиться что-то вроде обычной пешеходной улицы, если зрительно отделить тротуар от проезжей части.
    Разумеется это всё с чисто обывательской точки зрения, на правах бреда. К тому-же по фоткам яндекса я не вполне понял каковы размеры потенциального тротуара.

  14. MrClon

    Ссылка криво вставилась http://pics.livejournal.com/ottenki_serogo/pic/000x2d8x

  15. […] градостроительную практику. Начиная с деталей, вроде парковок, размещаемых между тротуаром и зданием (типично пригородная компоновка), и заканчивая целыми […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *