Екатеринбург остро нуждается в качественных общественных пространствах. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на улицу в погожий весенний вечер и пройтись по аллее на Посадской, по улице Вайнера или зайти в Зеленую Рощу. Все эти и другие удобные для гуляния и отдыха места будут плотно упакованы людьми самых разных возрастов и социальных статусов. У горожан есть потребность отдыхать, гулять и социализироваться, однако, если говорить о пространстве улиц, город предлагает людям не так уж много возможностей.
В то же самое время в городе и даже в центре города есть пешеходные зоны, остающиеся недоиспользованными, даже в лучшие дни. Одним из таких пешеходных пространств является центральная аллея на проспекте Ленина. В качестве основных причин недоиспользования аллеи я бы выделил следующие:
- Сегменты аллеи плохо связаны между собой. Переходы через перпендикулярные проспекту Ленина улицы никак не оформлены, не имеют своих светофорных фаз и часто бывают заполнены поворачивающими налево машинами, что делает передвижение по аллее пешком затруднительным.
- Аллея плохо связана с периметром улицы и с прилегающими улицами. Пешеходные переходы по осям таких улиц, как Мичурина, Кузнечная, Тургенева и Шейнкмана, либо не оборудованы, либо закрыты.
- Высокий уровень шума. Боковые тротуары проспекта одной стороной примыкают к фасадам зданий, в то время как центральная аллея получает свою дозу транспортного шума с двух сторон. Большие деревья дают тень, однако, они совсем не защищают от шумового воздействия. Конечно, невозможно полностью избавить такое компактное пространство от шума, но можно найти способы минимизировать его или частично рассеять.
- Недостаток функциональности. Боковые тротуары проспекта привлекают людей наличием магазинов и кафе. Там же находятся остановки общественного транспорта (автобуса) и оттуда же можно попасть на примыкающие улицы. У центральной аллеи этого нет, а значит, чтобы привлечь туда людей, нужно наполнить ее каким-то своим функционалом. В лучшие времена участок аллеи между улицами Вайнера и Хохрякова размещал что-то вроде блошиного рынка и тогда действительно людям было зачем туда идти – народу было море. Но сейчас этого нет, скамеек крайне мало и делать на центральной аллее особенно нечего.
Одним из наименее используемых участков аллеи является внутреннее пространство трамвайного кольца на Ленина-Луначарского. Тут действуют все вышеописанные факторы, помноженные на то, что попасть внутрь кольца можно только через обычно забитый машинами участок дороги, а также то, что Ленина-Луначарского — это один из худших перекрестков в центре, где можно находиться в качестве пешехода.
В прошлых постах я рассматривал возможность решения проблемы транспортного кольца, которое стало постоянным источником заторов, не через разрезание его сквозным проездом, а наоборот — через закрытие сквозного движения по Луначарского и разворот односторонок по Мамина-Сибиряка и Бажова. Превращение кольца в два регулируемых Т-образных перекрестка (см. иллюстрацию выше), существенно облегчит для пешеходов пересечение улиц Ленина и Луначарского, свяжет участки аллеи по обе стороны от кольца, а также позволит реализовать схему диагонального перехода улиц через внутреннее пространство кольца.
То есть, возвращаясь к списку причин недоиспользования аллеи горожанами, реализация данной схемы решает две проблемы на данном участке: связь отдельных сегментов и связь аллеи со сторонами улицы. Внутреннее пространство кольца достаточно обширно по сравнению с остальной аллеей, что позволяет высадить по периметру больше зелени и тем самым смягчить проблему шума.
Теперь, чтобы превратить кольцо в привлекательную пешеходную площадь, остается только придумать интересные функции для этого пространства, которые бы привлекли людей. Что это может быть? От простых скамеек до малых архитектурных форм. В центре площади может быть памятник или фонтан, а можно оставить его пустым — своего рода сценой. Летом здесь могли бы размещаться небольшие ярмарки и выставки, а зимой можно было бы делать мини-каток. Придумать какие-нибудь интересные парапеты для скейтеров и роллеров. Можно пригласить художников и лотошников, которых в свое время выгнали из аллеи на безликую площадку у метро. Можно поставить пару фастфуд киосков и столики или предложить окрестным заведения предлагать бизнес-ланчи на вынос. Можно сделать уличную точку WiFi.
Можно реализовать массу интересных идей, если задуматься о том, как привлечь и заинтересовать больше людей, а не о том, как вместить на улице больше автомобилей. Вообще я думаю, что на такой проект стоило бы объявить конкурс, причем желательно международный. Во-первых, это обеспечило бы более интересный и качественный результат. Во-вторых, это стало бы моделью для других реконструкций такого типа. И в-третьих, это был бы хороший пиар для города, как идущего в русле современной градостроительной практики и отдающего приоритет человеку, а не автомобилю.
А вы как считаете?
Добавить комментарий