С прошлого года в велосипедной среде города циркулирует информация о том, что мэрия собирается осчастливить нас первой в центре города велосипедной дорожкой, которая пройдет от пешеходной улицы Вайнера по проспекту Ленина, улицам Гагарина (или Мира), Малышева и Высоцкого до озера Шарташ. Велодорожка эта, по предварительным данным, пройдет по тротуару, будет иметь ширину 1 метр и будет выделена разметкой. При этом, опять же по предварительной информации, никакой реконструкции благоустройства, кроме понижения бордюров на пути следования велодорожки, не планируется. Да и само понижение бордюров будет проведено не сразу, а в течение нескольких летних месяцев.
Возьму на себя смелость утверждать, что мы имеем дело со случаем обратным принципу «если что-то делать, то делать качественно». Объясню почему это так.
- Все улицы, по которым предполагается проложить велодорожку, и в особенности проспект Ленина, имеют высокие уровни пешеходного трафика, что делает прокладку велодорожки по тротуарам, без их расширения или реконфигурации, мягко говоря, сомнительной идеей.
. - Ширина в 1 метр – это на полметра меньше, чем принятая в Европе минимальная ширина для односторонних велодорожек.
. - В условиях плотного пешеходного потока узкая велосипедная дорожка, физически никак не отделенная от остального тротуара, просто не будет работать. Пешеходы будут ходить по ней, а велосипедисты, соответственно, будут ездить по тротуару. И нарисованная велодорожка станет таким же декоративным летним элементом уличного пространства, как и вся остальная разметка на улицах города.
Все вышесказанное не означает, что прокладка велодорожки по проспекту Ленина – в принципе невозможна. Просто место для нее нужно искать с другой стороны бордюрного камня (см. фото выше). Но это – сложный и тернистый путь, ведь всякий раз, когда лишь заходит речь о том, чтобы потеснить на улицах автомобилистов, вой поднимается вселенский. Однако есть и хорошие новости – можно начать создание в городе полноценной велосипедной инфраструктуры, не ущемив при этом ничьих интересов.
Альтернатива
Значительная часть улиц Екатеринбурга имеет гораздо большую ширину в границах застройки, чем реально используется. Есть, разумеется, исключения: улицы Малышева, 8 Марта, Луначарского и ряд других, но все же достаточно много улиц в центре и почти все улицы в периферийных районах имеют резервную ширину, которую можно использовать для создания новых функций, таких, например, как велодорожки.
Помимо этого в городе практически не освоены в качестве вело-пешеходных связей, поймы рек Исети, Ольховки и Патрушихи. Достаточно сказать, что ни один из благоустроенных участков набережной не имеет прямой пешеходной связи с соседними участками. Таким образом, попасть куда-либо идя (или проезжая на велосипеде) по набережной – практически невозможно. Также есть неиспользуемые территории вдоль трамвайных линий, железнодорожных путей и т.д.
Использование вышеупомянутых резервов для строительства велосипедных дорожек не ущемит ничьих интересов, что особенно важно на начальном этапе, однако есть и другой плюс. Эти резервы настолько обширны, что позволят построить велоинфраструктуру по-настоящему мирового уровня, которую не стыдно потом будет показать даже гостям из Голландии или Дании, но, что самое главное – которую горожане действительно смогут использовать, чтобы безопасно и без лишних усилий преодолевать значительные расстояния по городу на велосипеде. А велодорожка по Ленина – это скорее PR-проект – вроде смотрите, мы сделали велодорожку по главной улице. Но реально ситуацию для велосипедистов она никак не изменит, став лишь объектом насмешек велосообщества, и уж тем более не вдохновит остальных горожан воспользоваться новыми возможностями передвижения по городу.
Если что-то делать, то делать качественно!
Добавить комментарий