Как известно, лобовое столкновение является одним из самых опасных типов дорожно-транспортных происшествий, так как при нем получается наибольшая суммарная скорость удара. Дорожные нарушения, которые могут привести к лобовому столкновению, считаются наиболее тяжкими и караются наиболее строго. Между тем, такие меры как большие штрафы или лишение прав сами по себе не являются защитой от дураков за рулем. И уж тем более они не уберегут от сложных погодных условий.
Можно ли предотвратить страшные ДТП связанные с лобовыми столкновениями?
Как ни странно, цивилизованный мир уже давно нашел рациональное решение. Если встречные потоки не должны пересечься, значит нужно исключить физическую возможность их пересечения. Речь, разумеется, о разделительных полосах. В западноевропейских странах разделительные полосы иногда оборудуются даже на второстепенных двухполосных дорогах. Таким образом возможность лобового столкновения практически полностью исключается.
Однако, этим положительный эффект разделительных полос не исчерпывается. Можно выделить еще несколько моментов положительно влияющий на безопасность движения и общее состояние городской среды.
1. Упорядочение движения. Рамки дозволенного на проезжей части строго ограничены физическим барьером. Невозможен выезд или объезд по встречной полосе. Если левый поворот на такой дороге запрещен, — значит он физически невозможен. Если запрещен левый поворот из примыкающего проезда, — значит его в принципе нельзя совершить. Если ряды проезжей части не слишком широки (до 3 м), — не образуется никаких дополнительных рядов со смещением на полкорпуса в сторону встречки.
Таким образом эффективно осуществляется защита от дураков за рулем, а для дисциплинированных водителей ситуация на дороге становится более прогнозируемой и менее нервозной.
2. Защита пешеходов. Выделенные полосы могут служить удобными промежуточными убежищами для пешеходов при пересечении перекрестков, а при устройстве нерегулируемых пешеходных переходов дорог, имеющих более 2 полос — они просто обязательны!
3. Упорядочение рядности. От советской эпохи нам досталось немало дорог и улиц, определить рядность которых не представляется возможным. Слишком широкие для двухрядного движения и слишком узкие для четырехрядного, они представляют собой полный транспортный хаос, когда каждый стремится отмерить себе лишнюю полосу движения — в ущерб движущимся в противоположном направлении.
В таких случаях разделительная полоса может упорядочить движение, сделав его двухрядным и выделяя третий ряд там, где это необходимо: для поворота налево или для обгона. Такую полосу, например, можно обустроить на улице Бардина. В других случаях возможно последовательное предоставление одному из направлений движения дополнительной полосы для обгона. Такой вариант будет очень уместен на улице Проезжей (дорога из Екатеринбурга в Березовский).
4. Эстетический эффект. Разделительная полоса не обязательно должна выглядеть как кусок голого асфальта между двумя проезжими частями или полоса грязи между двумя бордюрами.
На разделительной полосе можно высаживать деревья и кустарники, устраивать клумбы и т.п. Такое озеленение не только украсит улицу, но и позволит, в сочетании с сужением рядов движения, «успокоить» скоростной режим на ней, что в свою очередь сделает улицу более безопасной для всех участников движения.
5. Дополнительные функции. На достаточно протяженных отрезках разделительных полос, при достаточной их ширине (от 4 м) можно обустраивать дополнительные транспортные пути для пешеходов и велосипедистов, если по каким-то причинам это невозможно сделать по бокам от проезжей части.
Все это звучит замечательно, однако, к сожалению в российской классификации дорог обустройство разделительных полос обязательно практически только на скоростных магистралях. Во всех остальных случаях (за исключением класса дорог IВ) разделительной полосой либо можно пренебречь, либо она необязательна. В итоге мы имеем больше бардака и аварий, а следовательно — больше пострадавших и убитых на наших дорогах, чем могли бы.
Обращаясь к читателям, хочу спросить, считаете ли вы необходимым обустройство разделительных полос на существующих улицах шире двух рядов и где, по-вашему, это нужно сделать в первую очередь?
В завершении этого поста я бы хотел показать вам два видеоролика, один из которых демострирует ДТП на дороге без разделительной полосы, а второй — на дороге с разделительной полосой:
Добавить комментарий